Стадии цикла профессионализации

С момента начала самостоятельной работы субъект труда при­обретает профессиональный опыт. Профессиональный опыт явля­ется частью жизненного опыта личности, он складывается из при­обретенных знаний, умений и навыков по решению профессио­нальных проблем, включая знания, умения и навыки, впервые обретенные именно в собственной практической профессиональ­ной деятельности.

Профессиональный опыт вносит коррективы в ранее сло­жившиеся ценностные ориентации, установки личности, при­дает особые краски переживаниям, смысловой сфере субъекта труда. Структура профессионального опыта, его компоненты у представителей разных профессий были предметом изучения Ф. И. Исмагиловой (1999), которая показала, что профессиональ­ный опыт может быть не только следствием профессиональной деятельности человека, но и объектом управления, осознанного развития.

При исследовании профессионального развития человека, за­нятого одним видом труда, полезно выделять вслед за Е. А. Кли­мовым (1998) стадии профессионализации, каждая из которых яв­ляется логическим основанием последующих, а все вместе эти стадии образуют цикл профессионализации.

На рис. 6 стадии профессионализации изображены ступенька­ми, расположенными выше оси абсцисс; стрелками отображено типичное направление развития слева направо. Переход с преды­дущей стадии на новую сопровождается ростом профессиональ­ного опыта (что на схеме отображено высотой ступеньки). Дли­тельность прохождения каждой стадии может варьировать в зави­симости от сложности профессии, а также от мотивации, способ­ностей и случайных жизненных обстоятельств. Если человек доб­ровольно или вынужденно меняет профессию (а это может слу­читься на любом этапе его профессиональной жизни), он возвра­щается опять на этап оптации, что показано на рисунке пунктир­ными стрелками. Стрелки с точками ниже оси абсцисс обозначают, что, даже оставаясь в рамках одной профессии,

Стадии цикла профессионализации - student2.ru

Рис. 6. Стадии профессионализации личности в цикле овладения человеком одной профессий

субъект труда вынужден систематически оказываться в роли адепта, об­новлять свой профессиональный опыт, каким бы значительным он ни был. Это требование продиктовано непрерывными процес­сами внедрения новых технологий, форм организации труда, ору­дий труда, правовых основ труда и пр. Каждая стадия характеризу­ется особой ролью, социальным статусом субъекта труда, типич­ными проблемами, которые изучают психологи труда и представители других направлений психологии (акмеологи, социальные психологи, педагогические психологи и пр.), рассмотрим их глав­ные особенности.

Оптант (от лат. optatio — желание, избрание) — человек, вы­бирающий профессию, карьеру, это потенциальный субъект тру­да. Типичные проблемы — принятие решений в ситуации неопре­деленности, выбор не только профессии, профессионального учеб­ного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей про­фессией.

Психологические проблемы стадии оптации рассматриваются в рамках психологии профориентации и карьерного консультирования (см. гл. 9).

Адепт (от лат. adeptus — постигший, посвященный в тайны учения) — человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и уме­ний, а также присваивающий систему профессиональных ценно­стей, свойственную для сообщества профессионалов. Типичные проблемы этой стадии для психологов труда связаны с совершен­ствованием программы и методов профессионального обучения, подходов в рамках профессионального воспитания. А для самих адептов это проблемы оптимального усвоения программы обуче­ния, выбор специализации в рамках вузовской специальности, проба сил и накопление первоначального профессионального опыта, ориентация в возможностях трудоустройства после окон­чания вуза, техникума, колледжа.

Адаптант (от лат. adaptere — приспособлять) — человек, кото­рый находится в начале самостоятельной профессиональной дея­тельности и должен приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, к ее вклю­чению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценно­стей, образа Я (личностная адаптация). Психологи службы рабо­ты с персоналом на предприятиях могут диагностировать специ­фические трудности адаптации новых работников, намечать ин­дивидуализированные программы оптимизации процессов соци­альной, профессиональной и личностной адаптации, чтобы по возможности сократить этот период и способствовать более быс­трому и субъективно более легкому становлению человека ин­терналом.

Интернал (от лат. internus — средний) — человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот пери­од может длиться достаточно долго и не перейти в стадию масте­ра, так как не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации фун­кционального состояния субъекта труда, находящегося на данной стадии развития. В этот период могут проявиться противоречия, конфликты, кризисы развития, преодолеть которые способны по­мочь психологи.

Мастер — человек, овладевший вершинами профессиональ­ного мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессио­нальные задачи. На этой стадии, как и на следующих, актуальны проблемы профессионального развития, обусловленные кризиса­ми, противоречиями, возможны проявления профессиональной дезадаптации.

Авторитет— человек, достигший квалификации мастера и, кроме того, обладающий неформальными лидерскими качества­ми, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду.

Наставник — человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реаль­но осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек всю жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (после 50 лет), типичны проблемы, обусловленные снижением профессиональных возможностей, психофизиологических функ­ций, характерные для этого возраста.

Выяснив особенности биографии конкретного человека-про­фессионала и определив, к какой стадии профессионализации он может быть отнесен в момент исследования, легко предположить типичные для него проблемы.

Наши рекомендации