Вопрос 22 Развитие продуктивной деятельности в раннем дошкольном детстве. Роль продуктивной деятельности в психическом развитии ребенка. Стадии развития детского рисунка.

Продуктивная деятельность - это любая деятельность, результатом которой выступает тот или оной продукт.

В детском возрасте выделяют следующие виды продуктивной деятельности:

- рисование

- конструирование

- лепка (скульптура)

- любые виды творчества (пение, танцы, театральное искусство и т.д.)

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опыт действий с предметами Зрительное впечатление от предмета Графические образы Обучение взрослого

Рассмотрим рисование и конструирование.

РИСОВАНИЕ, как один из видов продуктивной деятельности, имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает свое специфическое влияние на общее развитие ребенка. Истоки изобразительной деятельности относятся к раннему детству. У дошкольников формируется свое собственное понимание предмета, знание о нем. Рисунки детей неточные и неполные, однако сверстники способны узнавать изображаемое. Характер изображения определяется способом обследования предмета. С возрастом увеличивается ориентация на зрительное впечатление. В обучении совершенствуются графические образы, но могут возникнуть штампы.

КОНСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ребенок должен знать конструктивные особенности материала, способы и последовательность построения. Развивается умение видеть предмет, определять его назначение, определять свойство деталей предмета. Выделяются типы конструктивной деятельности:

По образцу По условиям По замыслу
§ Собирается при детях § Собран заранее § Образец в виде рисунка …………………………………………... Основные цели и задачи: - обследование предмета, - выделение основных частей, - анализ взаиморасположения. § Выдвигаются воспитателями § Выдвигаются условиями игры …………………………………………. Основные цели и задачи: - учет данных условий, - инициатива и творчество разного решения, - обобщенные представления о типах построек, - обобщенное умение их создавать, создает основу для творческого конструирования. § Осуществляется в игровой деятельности § Имеет практический смысл. ………………………………………… Основные цели и задачи: - Ребенок учится: планировать и совместно обсуждать, - Учится: подчинять желание конкретному замыслу, - Реконструировать замысел и ходе реализации

Особенности конструирования младших дошкольников:

§ Возникает желание конструировать, не учитывают всех условий для создания постройки,

§ Часто не добиваются результата, может быть потеря интереса.

§ С развитием у старших дошкольников: стремление к созданию совместных построек, ориентированны на конечный результат, предварительное обсуждение, планирование постройки, тематика построения сложная.

РОЛЬ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

1. Возрастание роли зрения в процессе овладения миром. Как результат – развитие восприятия.

2. Формирование собственного понимания предмета, знаний о нём. Как результат – формирование индивидуальной картины мира.

3. Развитие и тренировка внимательности, чувствительности, восприимчивости к явлениям и предметам внешнего мира.

4. Развитие воображения.

5. Развитие моторики (как мелкой, так и крупной) и координации движений.

6. Овладение различными дополнительными средствами восприятия и отражения мира.

7. Развитие творческого начала и особого рода мышления (в том числе и абстрактного).

8. Овладение способами самореализации – проявления внутренних желаний ребенка через конкретный продукт своей деятельности (рисунки, поделки и пр.)

9. Релаксирующая (в том числе и переключающая внимание и создающая условия для лучшей концентрации) и психокоррекционная роль продуктивного творчества на психику ребенка.

СТАДИИ (СТУПЕНИ) РАЗВИТИЯ РИСУНКА (по Выготскому):

1. Ступень схемы – здесь ребенок рисует схематические изображения предмета, очень далекие от правдоподобного и реального вида. В фигуре человека передается голова, руки, ноги, но часто нет туловища, поэтому такие рисунки называют – головоноги. Существенное отличие этой стадии в том, что ребенок рисует по памяти даже если натура рядом. Он рисует то, что знает о вещи и что кажется ему наиболее существенным, а не то, что он видит. Ребенок передает в рисунке то, что он знает о предмете. Рентгеновский рисунок также является характерной особенностью этого этапа развития (более поздний, чем головоноги, но все же схематичный) – здесь всё что рисует ребенок как бы просвечивается (одежда, содержимое карманов) – всё прозрачно. Если рисует одетого человека, то сначала голого, затем рисует одежду. На этой стадии рисунок ребенка является перечислением или графическим рассказом ребенка об изображаемом предмете.

§ Этот период связан с двигательно-осязательным способом восприятия ребенком мира, преобладающим над зрительными впечатлениями. Его интересует процесс действия, а не результат. В этом периоде действия ребенка отличаются сильной эмоциональной окраской. Действие физическое преобладает над аналитическими процессами сознания. Главнейшее направление эволюции ребенка заключается в том, что роль зрения в деле овладения миром начинает возрастать и в восприятии мира и творческом отражении этого восприятия господствующую роль начинает играть зрительное восприятие.

2. Ступень возникающего чувства формы и линий – здесь в ребенке постепенно пробуждается потребность не только перечислить конкретные признаки описываемого предмета, но и передать формальные взаимоотношения частей. На начальном периоде это еще рисунки-схемы, но есть зачатки изображения похожего на действительность. Рисунки характеризуются большим числом подробностей, более правдоподобное размещение отдельных частей предмета: таких вопиющих пропусков как пропуск туловища, не замечается.

3. Ступень правдоподобного изображения – здесь уже схема исчезает из детского рисунка вовсе. Рисунок имеет вид силуэта или контура. Ребенок не передает еще перспективы, пластичности предмета, предмет еще очерчен на плоскости. Большинство детей остаются на этом уровне рисования.

4. Ступень пластического изображения – здесь учитывается и передается пластическая форма изображаемого предмета. На этой ступени пластического изображения отдельные части предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени, появляется перспектива, предается движение.

Стадии развития рисунка по Венгеру:

1. Головоног – до 4х лет

2. Схема 1 (руки, ноги одинарной линией) – до 5,5 лет

3. Схема 2 (одни конечности одинарные, другие – двойной линией) – до 6,5 лет

4. Схема 3 (все конечности двойными линиями) – до 8ми лет

5. Промежуточный между схематическим и пластическим - вплоть до подросткового (норма).

Вопрос 23 Психологическое содержание кризиса 7 лет и его значение для готовности к школьному обучению.

Кризис 7ми лет называют истинным кризисом, т.к. он проходит и в психическом, и в физическом (гормональном) планах

Старшего дошкольника характеризуют следующие черты: манерничанье, капризность, нарочито вычурное искусственное поведение, вертлявость, паясничание. Самое существенное, что появится после кризиса 7 лет – произвольность поведения. По Леонтьеву – иерархия мотивов. Обобщение переживания и последующая интеллектуализация аффекта дает возможность овладения ситуацией. Эмоции начинают осознаваться (дошкольник эмоции не переживает как свои субъективные состояния, они для него характеристика ситуации), логика чувств появляется под воздействием воображения. Эмоции становятся подконтрольными. Рассмотрим более подробно.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КРИЗИСА:

1. Потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивается переживание того, какое это действие будет иметь значение для ребенка)

2. Манерничание (ребенок что-то из себя строит, скрывает что-то)

3. Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показывать

4. Возникают трудности воспитания, ребенок замыкается и становится неуправляемым.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА 7-МИ ЛЕТ (то, что происходит в кризисе):

3. Начинающаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка – происходит утрата детской непосредственности, непроизвольности поведения (см. описание черт дошкольника выше – это признаки).

4. Возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях - ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний (по Выготскому). Это обусловлено проявление специфического новообразования кризиса 7-ми лет –обобщения переживания. Эти переживания связаны, прежде всего, с конкретной деятельностью. «Я здорово рисую», «я неловкий, всегда спотыкаюсь на дороге». Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относится к самому себе на основе обобщения переживания. Как следствие - возникновение внутренней психической жизни. Именно в этот период эгоцентрическая речь начинает своё превращение во внутреннюю речь – запускается процесс интериоризации психической функции.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ - особенности поведения ребенка в кризисе состоит в осознании правил, в повышении внутренней ценности самостоятельно организованных самим ребенком действий. Одно из главных новообразований – потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции (новообразование и смена социальной ситуации развития).

По Кравцовой: новообразование – начинает разделять Я как личность и Я как субъект деятельности. До кризиса: «я не умею, но я делаю это лучше всех»: комплексная оценка, в любом случае оценка себя как личности. «Я плохо рисую, но зато хорошо пою» - ситуация «зато» только после кризиса 7 лет. Способность структурирования деятельности – выделение фона и фигуры. Умение сознательно занять позицию «под» в общении.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Включает в себя три момента и соответствующие им фазы кризиса:

1. Общение со взрослым. Переход от наглядности, видение условной позиции, контекстное общение. Если у ребенка есть произвольность и контекстное общение со взрослым, он найдет способ отойти от наглядности. Методика на произвольность и контекстное общение: Да, нет не говорить: контекст – условность ситуации, произвольное подчинение правилам. Уход от наглядности: волшебная задача – Заяц>волка>медведя, кто больше? Дети, не отошедшие от наглядности говорят Медведь, не ориентируются на условие задачи, условность ситуации, их опыт заслоняет видение условия задачи. Для школы это невозможность принять задачу как учебную, невозможность принять учителя в его социальной роли – учителя (и условность ситуации обучения, следование определенным нормам и правилам), или однобокое его восприятие как небожителя не обладающего человеческими качествами – нет разделение ролей. Этот этап соответствует докритической фазе кризиса.

2. Общение со сверстником. Появляется не только общая деятельность, но и общая задача. Любая деятельность осваивается как коллективная, а затем, присваивается. В ситуации решения общих задач рождается видение другой позиции. Кооперативно-соревновательный тип общения детей со сверстником предполагает наличие «двойной позиции» в решении задачи. Этот тип общения ведет к возможности самостоятельного нахождения принципа решения задач со сменой позиций (учетом других позиций). Дошкольника обучаются путем многократного повторения одних и тех же действий – эгоцентрическая позиция. Младшие школьники должны идти через выделение общих способов решения задач. Ориентация на способ – подумать прежде чем приступить к решению, учет возможных условий. Для решения косвенных задач необходим момент деценрации – новый тип организации деятельности, наличие представлений изменений ситуации. Все это складывается в ситуации кооперативно-соревновательного типа общения со сверстником. Соответствует критической фазе кризиса.

3. Новое отношение к себе, новое самосознание. В процессе децентрации ребенок учится оценивать себя глазами других. Наличие внутренней двойственной позиции ему в этом помогает. Поскольку происходит отделение себя как личности от себя как субъекта деятельности, становится возможной более адекватная самооценка, ребенок оставляет себе возможность для самосовершенствования. Этот этап соответствует ситуации выхода из кризиса.

СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ:

1. Интеллектуальная готовность (готовность познавательной сферы) – д.б. сформированы наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного + знакового-символическая функция мышления + умение ребенка принять некую задачу как учебную (выделить ее и превратить в самостоятельную цель деятельности).

2. Личностная (мотивационная) готовность – хочет ли ребенок идти в школу, интересуется ли он школьной жизнью и учебой, наличие мотива (установки) – «хорошо учится».

3. Социально-психологическая готовность - адекватные поведенческие установки: способность усваивать новые социальные способы взаимодействия и решения задач, устанавливать новые контакты со сверстниками и педагогами.

4. Готовность в эмоционально-волевой сфере – ребенок д.б. способен самостоятельно поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенные усилия в случае возникновения трудностей, оценить результат своей деятельности. Естественно, что к 6-ти годам далеко не все перечисленные компоненты эмоционально-волевой сфере созревают и проявляются. Для успешного обучения необходимо хотя бы зачатки, начальные проявления функций эмоционально-волевой сферы.

Вопрос 24 Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст: от 6-7 лет до 9-11 лет. Начало периода – от кризиса 7ми лет (у всех детей проходит в разное время, +/- год – это норма).

Социальная ситуация развития:

§ у дошкольника – у ребенка 2 сферы взаимоотношений: «ребенок-взрослый» и «ребенок-дети»;

§ у младшего школьника – сфера взрослых разбивается на 2 составные: «ребенок-учитель», «ребенок-родитель», «ребенок-дети». Причем сфера «ребенок-учитель» аналогична сфере «ребенок-общество».

Ведущая деятельностьмладшего школьника – учебная (в случае завершения кризиса 7ми лет!!!). Это, прежде всего, умение учиться – учить самого себя, т.е. ребенок должен осознавать себя субъектом своей учебной деятельности, ставить себе задачи и уметь их решать Главная трудность здесь – мотив, с которым ребенок приходит в школу – часто он идет в разрез с целями учебной деятельности (реальный мотив ребенка м.б. – любопытство, за компанию, мама сказала и т.д.) Для родителей важно формировать «правильный» мотив при подготовке к школе, через развитие активной познавательной деятельности. Также, для полноценной учебной деятельности, важны наличие контроля и самоконтроля, наличие основ рефлексии и возможностей решать задачу во внутреннем плане (внутренняя речь д.б. хотя бы в зародыше).

Учебная деятельность имеет достаточно сложную структуру. Выделяют следующие уровни учебной деятельности:

1. Учебные ситуации (или задачи) – это то, что ученик должен освоить;

2. Учебные действия – изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником – это то, что ученик должен сделать, чтобы изучить предмет;

3. Действия самоконтроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действия по образцу;

4. Действия самооценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Новообразования этого периода:

- Умение учится (учить себя)

- Понятийное мышление (формирование подлинно научных понятий)

- Внутренний план действий

- Рефлексия: интеллектуальная и личностная

- Новый уровень произвольности поведения

- Самоконтроль и самооценка

- Ориентация на группу сверстников

- Переход от ориентации на внешний мир к внутреннему

- Новое самосознание как произвольная смена социальной роли и личности.

Психологическая функция Ее состояние в этот период
Мышление В развитии мышления мл.школьников выделяют 2 основные стадии: 1. Мышление еще похоже на дошкольное (1-2 классы): анализ учебного материала в наглядно-действенном или наглядно-образном плане. Дети судят о предметах по их наглядным и конкретным признакам – односторонне, поверхностно. Именно поэтому на начальных этапах обучения важен принцип наглядности; 2. Дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий (к 3ему классу). Выделяют предметные понятия и понятия отношений. Развитие мышление в этот период во многом зависит от развития мыслительных процессов. Именно сейчас школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и управлять ими. Учитель сейчас должен уделять внимание демонстрации связей между отдельными предметами и понятиями. Уже сейчас могут быть сформированы элементы теоретического мышления, через усвоение научных понятий и способов работы с ними (по В.В.Давыдову).
Речь Один из важнейший психический процессов мл.школьного возраста. Происходит в этот период по линии звукоритмической, интонационной стороны родного языка + овладение грамматикой, лексикой, увеличение словаря и создание собственных речевых процессов. Основной функцией речи сейчас становится – коммуникативная. Особенности развития речи в этот период – формирование письменной речи.
Восприятие Характеризуется непроизвольностью, хотя уже могут встречаться элементы произвольного восприятия. Восприятие мл.школьника характеризуется, прежде всего, особенностями самого предмета и именно поэтому дети воспринимают не самое главное и существенное, а самое яркое на фоне другого. В 1-2 класса восприятие слабо дифференцировано – дети путают похожие и близкие предметы и их свойства (6 и 9, Э и 3), пропускают буквы в словах или даже слова в предложениях. К 3-ему классу дети уже обучаются технике восприятия: сравнивают схожие объекты, выделяют главное. Восприятие цвета также развивается в сторону более точного различения оттенков и смешения цветов. Восприятие пространства и времени еще сопряжено со значительными трудностями: дети преувеличивают длительность 1ой минуты. Восприятие времени очень зависит от того, чем заполнено время ребенка.
Внимание Преобладающим видом внимания на начальном этапе является непроизвольное внимание, физиологической основой которого выступает ориентировочная реакция. Детям трудно сознательно удерживать внимание и даже при его сосредоточении мл.школьники часто не замечают главного, отвлекаясь на несущественные признаки. Внимание тесно связано с мышлением и именно поэтому детям в этот период трудно сосредоточиться на непонятном и трудном новом материале. Произвольное внимание мл.школьника крайне неустойчиво и не имеет внутренних средств саморегуляции. В среднем ребенок способен удерживать внимание в перделах 15-20 минут, поэтому необходимо постоянно переключать внимание учеников начальных классов.
Память Также непроизвольно в мл.школьной возрасте. Мл.школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность. Изменения в развитии памяти ребенка связаны с тем, что: § ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу – он способен выделять ее среди других. Уже в 1-ом классе это можно наблюдать: дети разделяют что-то нужно запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами, что-то повторить вслух и т.д.; § затем ребенок овладевает приемами запоминания. Сначала дети пользуются самыми примитивными способами: долго рассматривают, много раз повторяют и т.д. и только позднее появляются более сложные техники запоминания – расчленение материала на смысловые единицы, структурирование, классификация, использование внешних средств запоминания. Успешно освоение этих способов запоминания сильно влияет на успешность всего обучения. Необходимо тренировать в ребенке эти навыки.
Воображение Проходит 2 стадии развития в мл.школьном возрасте: 1. Воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны – это воссоздающее или репродуктивное воображение; 2. Характерна значительная переработка образного материала и создание новых образов – это продуктивное воображение. В 1-ом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Эмоции Эмоциональные состояния ребенка сейчас с одной стороны направлены на ожидание сопереживания со стороны взрослого (т.к. начало школьной жизни – это всегда стресс): сообщения об одобрении, о симпатии и общей поддержки; а с другой стороны ребенок открыт к новому общению – он проявляет интерес и активность, он с легкостью и готовность принимает новые условия и правила (пока!) и примеряет их на себя. Именно поэтому мл.школьники достаточно послушны (как мальчики, так и девочки) – они стараются всячески угодить учителю, родителям (только в случае завершения кризиса 7ми лет!).
Мотивационная сфера Полноценная работа в учебной ситуации обязательно предполагает действия контроля - сличение, соотнесение учебных действий с образцом извне, самоконтроля. Вначале обучения процесс идет по принципу подражания учителю и только наличие адекватного мотива перерождает подражание в полноценную учебную деятельность. В зависимости от мотива деятельность приобретает для ребенка личный смысл. Мотив влияет не только на саму учебную деятельность, но и на отношение к учителю, школе, сверстникам и окрашивает весь процесс пребывания в школе в позитивные или негативные тона. У мл.школьников выделяют мотивы: § Широкие социальные – идея самосовершенствования и самоопределения. Ребенок осознает общественную значимость обучения в школе. § Узколичностные – стремление получить хорошую оценку, заслужить похвалу, избежать наказания § Учебно-познавательные – связаны с содержанием и процессом самого учения. Это познавательный интерес, стремление проявлять интеллектуальную активность.
Самосознание Начало формирования Я-концепции. Ведущая потребность сейчас – потребность в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании. Рождаются новые личностные мотивы.
Самооценка Еще неустойчива: нет четкого разделения себя и результатов своей деятельности. Именно поэтому в начальных классах необходимо аккуратно ставить отрицательные оценки ученикам, т.к. для них оценка 2 эквивалентна личностной оценке – «я плохой»
Поведение Большинство мл.школьников доверчивы, исполнительны, склонны к подражанию. Среди них трудно найти злостных нарушителей дисциплины, хулиганов, нежелающих учиться.

Про психологическую готовность к школе см. билет 23.

Вопрос 25 Нарушения психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается игра, совершенствуется речь, все виды мышления, память, расширяются представления об окружающем мире, закладываются основы нравственного развития личности. В данном возрасте ярко выделяются дети, которые составляют группу риска по школьной дезадаптации. Это соматически ослабленные дети, дети с нарушениями речи, моторики, поведения, функции активного внимания, памяти, дети с нарушениями общения, задержкой психического развития, которые носят как парциальный так и общий характер.

С одной стороны, многие нежелательные явления оказываются преходящими – по мере взросления ребенок их теряет, а с другой стороны – именно к концу дошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностного реагирования, выстраивание иерархии мотивов и ценностей.

В младшем школьном возрасте на пути развития ребенка стоит много задач и как следствие возможных трудностей: начало школьной жизни (само по себе стресс), освоение учебной деятельности, расширение социальной позиции развития. Нагрузка на нервную систему в эти периоды достаточно серьёзная, поэтому необходимо внимательно относиться к ребенку, отслеживать изменения в его состоянии/поведении/настроении и оказывать максимальную поддержку на всех этапах.

В школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Важнейшие новообразования происходят во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенности в своих способностях, то сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее или даже невозможно.

Многие трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием ребенком кризиса развития (3х и 7ми лет). Эти периоды, несмотря на трудновоспитуемость, свидетельствуют о нормальном ходе психического и личностного развития. В таких случаях все усилия должны быть направлены на перестройку всех сложившихся к этому времени систем отношения взрослого и ребенка.

Нарушение Его описание
Задержка психического развития (ЗПР) Парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать: 1. Дефекты конституционального развития ребенка, из–за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников („гapмонический инфантилизм“); 2. Различные соматические заболевания („физически ослабленные дети“); 3. Органические поражения центральной нервной системы („дети с минимальной мозговой дисфункцией“). У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также возникают эмоциональные и личностные нарушения. Характерно для дошкольного и мл.школьного возрастов.
Нарушения внимания Нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений в общем состоянии здоровья ребенка, а также одним из показателей задержки в психическом развитии. Особые стойкие нарушения внимания отмечаются у детей с гидроцефалией, детским церебральным параличом, эпилепсией. Характерно для дошкольного и мл.школьного возрастов.
Задержка речевого развития Наблюдается у детей нарушение звукопроизношения отдельных звуков. Отмечается фонематическая недоразвитость слуха, проявляющаяся в неспособности ребенка четко дифференцировать на слух сходные по звучанию фонемы. Часто нарушения звукопроизношения сопровождается недоразвитием связной речи и трудностями в запоминании словестного материала. Характерно для дошкольного возраста. При застревании на речевой задержке психологической готовности к школе не будет + возможны отклонения умственного развития (мышления).
Психогенная школьная дезадаптация (ПШД) В мл. школьном возрасте возникает психогенная школьная дезадаптация (ПШД), которая определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающей его субъективный и объективны статус в семье и школе, затрудняющий учебно-воспитательный процесс.
Нарушения эмоционально-волевой сферы К началу школьного возраста происходят значительные качественные изменения в развитии эмоционально-волевой сферы. Поэтому различные органические и функциональные изменения со стороны ЦНС проявляются, прежде всего, в виде эмоционально-поведенческих расстройств. Это агрессивные дети, эмоционально-расторможенные, слишком застенчивые, ранимые обидчивые. К основным факторам относятся: - природные особенности (например, тип темперамента) - социальные факторы: тип семейного воспитания (неприятие, тревожно-мнительное, гиперсоциальное ит.д.), - отношения учителя (дидактогении – негативные психические состояния вызванные неправильным отношением учителя к особенностям ребенка). Характерно для школьного возраста.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Три основные признака: 1. Гиперактивность (избыточная двигательная активность, болтливы, не способны усидеть, слабая координация), 2. Нарушение внимания (трудности удержания внимания, непоследовательны, забывчивы, не могут слушать, сосредоточится), 3. Импульсивность (часто действует не подумав, не умеет подчинятся правилам, эмоционально лабилен). Характерна цикличность 5-15 мин занимаются, 3-7 минут отдыхают, накапливают энергию (крутятся, вертятся) Эти нарушения приводят к возникновению у детей трудностей в усвоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдается задержка на 1,5 – 1,7 года. Причинами является: органические поражения мозга (травмы, инфекции), перинатальная патология, генетический фактор, социальные факторы (в воспитании вседозволенность или предъявление повышенных требований). Характерно для дошкольного и мл.школьного возрастов.
Леворукость Особенность функциональной ассиметрии головного мозга. У левшей отмечается менее четкая организация в работе полушарий головного мозга. Особенности организации познавательной сферы могут иметь проявления: сниженная способность к зрительно-двигательной координации (плохо срисовывают, держат строчку); трудности при анализе пространственных отношений (искажение формы, пропорций, определение права-лева); особая стратегия переработки информации (поэлементная), медлительность; слабость внимания, трудности переключения и концентрации; речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, сниженная работоспособность и повышенная утомляемость. Это не является нарушением как таковым. Однако, может вызывать серьёзные затруднения в обучении ребенка и его общем развитии. Характерно для всех возрастов.

Вопрос 26 Когнитивное развитие, развитие интересов и склонностей на протяжении подросткового – раннего юношеского возраста.

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я–концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

По Выготскому в подростке одновременно существует и «детское» и «взрослое». Социальная ситуация развития подростка имеет две тенденции:

1. Тормозящее развитие взрослости – занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, метариальная зависимость и родительская опека

2. Овзросляющая тенденция – акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости.

Именно из-за наличия этих двух тенденций подростки одного паспортного возраста бывают очень разными – от школьников с детским обликом и интересами, до почти взрослых юношей/девушек, приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

ОСНОВНЫЕ ЗОНЫ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Зона развития Период Описание задач
Пубертатное развитие 11 – 18 лет В течении относительно короткого периода (около 4х лет), тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1. Необходимость реконструкции телесного образа Я и построения мужской/женской идентичности 2. Постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности.
Когнитивное развитие от 11-12 до 16 лет Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями: 1. развитием способности к абстрактному мышлению 2. расширением временной перспективы
Преобразование социализации от 12-13 до 18-19 лет Происходят важные изменения в социальных связях и социализации, т.к. преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с 2мя задачами развития: 1. освобождение от родительской опеки 2. постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества и партнерами обоих полов.
Становление идентичности от 13-14 до 20-21 года Постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1. осознание временной протяженности собственного Я, включающей детское прошлое и проекцию в будущее 2. осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов 3. осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (выбор профессии, половой принадлежности и идеологических установок)

В этот период интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются, и перестраивается его познавательная сфера.

Л. С. Выготский и Ж. Пиаже в подростковом возрасте обращали особое внимание на развитие мышления. Главное в развитии мышления – овладение подростком процессом образования понятий, который ведёт к высшим формам интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Восприятие становится избирательной целенаправленной деятельностью.

Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом.

Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Активно развивается устная и письменная речь.

Наши рекомендации