Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Трудоемкость по формам обучения час./ зач
Вид учебной работы | Трудоемкость по формам обучения час./ зач. ед. | |||
Очная | Заочная (полная) | Заочная (сокращенная) | ||
Номера семестров: | IV | V | V | |
Общая трудоемкость:час./ зач. ед. | 144 / 4 | 144 / 4 | 144 / 4 | |
Аудиторная работа (всего): В том числе: | 56/ 1,6 | 14 / 0,39 | 12 / 0,33 | |
Лекции (ЛЗ) | 22 / 0,61 | 6 / 0,17 | 4 / 0,11 | |
Практические занятия (ПЗ) | 26 / 0,72 | 8 / 0,22 | 8 / 0,22 | |
Семинарские занятия (СЗ) | - | - | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | 8 / 0,22 | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) В том числе: | 88 / 2,44 | 126 / 3,5 | 128 / 3,56 | |
Обязательная | 53 / 1,39 | 76 / 2,11 | 77 / 2,14 | |
Дополнительная | 35 / 0,97 | 50 / 1,35 | 51 / 1,42 | |
Входной контроль | ||||
Текущий контроль | ||||
Рубежный контроль | Контрольная работа | Контрольная работа | ||
Форма итогового контроля, (№ семестров, кол-во час./зач. ед.) | Зачет, IV | Зачет, V 4 / 0,11 | Зачет, V 4 / 0,11 |
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Трудоемкость по формам обучения час./ зач. ед. | |||
Очная | Заочная (полная) | Заочная (сокращенная) | ||
Номера семестров: | IV | III, IV | III, IV | |
Общая трудоемкость:час./ зач. ед. | 144 / 4 | 144 / 4 | 108 / 3 | |
Аудиторная работа (всего): В том числе: | 42 / 1,17 | 18 / 0,5 | 12 / 0,33 | |
Лекции (ЛЗ) | 16 / 0,44 | 8 / 0,22 | 4 / 0,11 | |
Практические занятия (ПЗ) | 20 / 0,56 | 10 / 0,28 | 8 / 0,22 | |
Семинарские занятия (СЗ) | - | - | - | |
Лабораторные работы (ЛР) | 6 / 0,17 | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) В том числе: | 66 / 1,83 | 117 / 3,25 | 87 / 2,42 | |
Обязательная | 40 / 1,11 | 70 / 1,94 | 52 / 1,44 | |
Дополнительная | 26 / 0,72 | 47 / 1,31 | 35 / 0,97 | |
Входной контроль | Составление мультимедийной презентации | |||
Текущий контроль | В соответствии с навигатором | |||
Рубежный контроль | В соответствии с навигатором | |||
Форма итогового контроля, (№ семестров, кол-во час./зач. ед.) | зачет, 2, 36 / 1 | зачет, 2, 9 / 0,25 | зачет, 2, 9 / 0,25 |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения - очная
№ | Раздел / тема | Неделя семестра | Всего час./ ЗЕ | Виды учебной работы и их трудоемкостьчас/зач. ед | |||||
Аудиторная работа | СРС | ||||||||
ЛЗ | СЗ | ПЗ | ЛР | обяз. | доп. | ||||
Раздел I.Физическое воспитание дошкольников с отклонениями в развитии | |||||||||
1. | Тема 1. Теоретические основы методики физического воспитания | 1-2 | 4 / 0,11 | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | ||||
2. | Тема 2. Основные закономерности моторного развития ребенка дошкольного возраста | (10) | 3 / 0,08 | 2 / 0,06 | 1 / 0,03 | ||||
3. | Тема 3. Двигательные нарушения в структуре аномального развития. Особенности двигательного развития детей с отклонениями | 7 / 0,19 | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | ||||
4. | Тема 4. Выявление уровня физического и двигательного развития | 4 / 0,11 | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | |||||
5. | Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | ||||||
6. | Тема 6. Условия развития самостоятельности у детей дошкольного возраста | 7 / 0,19 | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | ||||
Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений | |||||||||
7. | Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 8 / 0,22 | 2 / 0,06 | 6 / 0,17 | |||||
8. | Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта | 4 / 0,11 | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | |||||
9. | Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | |||||
Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями слуха | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 | |||||
Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 |
Форма обучения – заочная (полная)
№ | Раздел / тема | Неделя семестра | Всего час./ ЗЕ | Виды учебной работы и их трудоемкостьчас/зач. ед | |||||
Аудиторная работа | СРС | ||||||||
ЛЗ | СЗ | ПЗ | ЛР | обяз. | доп. | ||||
Раздел I.Физическое воспитание дошкольников с отклонениями в развитии | |||||||||
1. | Тема 1. Теоретические основы методики физического воспитания | 4 / 0,11 | 1 / 0,03 | 3 / 0,08 | |||||
Тема 2. Основные закономерности моторного развития ребенка дошкольного возраста | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | ||||||
3. | Тема 3. Двигательные нарушения в структуре аномального развития. Особенности двигательного развития детей с отклонениями | 10 / 0,28 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | 5 / 0,14 | ||||
4. | Тема 4. Выявление уровня физического и двигательного развития | 5 / 0,14 | 1 / 0,06 | 4 / 0,11 | |||||
5. | Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания | 4 / 0,11 | 2 / 0,06 | 2 / 0,06 | |||||
Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений | |||||||||
6. | Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 10 / 0,28 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | 5 / 0,14 | ||||
7. | Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта | 14 / 0,39 | 2 / 0,06 | 12 / 0,33 | |||||
8. | Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения | 6 / 0,17 | 2 / 0,06 | 4 / 0,11 | |||||
9. | Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями слуха | 5 / 0,14 | 5 / 0,14 | ||||||
Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 | |||||||
Итого: | 144 / 3,75 | 8 / 0,22 | - | 10 / 0,28 | - | 70 / 1,94 | 47 / 1,31 |
Форма обучения – заочная (сокращенная)
№ | Раздел / тема | Неделя семестра | Всего час./ ЗЕ | Виды учебной работы и их трудоемкостьчас/зач. ед | |||||
Аудиторная работа | СРС | ||||||||
ЛЗ | СЗ | ПЗ | ЛР | обяз. | доп. | ||||
Раздел I.Физическое воспитание дошкольников с отклонениями в развитии | |||||||||
1. | Тема 1. Теоретические основы методики физического воспитания | 3 / 0,08 | 1/ 0,03 | 2 / 0,06 | |||||
Тема 2. Основные закономерности моторного развития ребенка дошкольного возраста | 3 / 0,08 | 1 / 0,03 | 2 / 0,06 | ||||||
3. | Тема 3. Двигательные нарушения в структуре аномального развития. Особенности двигательного развития детей с отклонениями | 6 / 0,17 | 1 / 0,03 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | ||||
4. | Тема 4. Выявление уровня физического и двигательного развития | 3 / 0,08 | 3 / 0,08 | ||||||
5. | Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания | 6 / 0,17 | 1 / 0,03 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | ||||
Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений | |||||||||
6. | Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата | 14 / 0,38 | 2 / 0,06 | 12 / 0,33 | |||||
7. | Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта | 5 / 0,14 | 2 / 0,06 | 3 / 0,08 | |||||
8. | Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения | 4 / 0,11 | 4 / 0,11 | ||||||
9. | Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями слуха | 5 / 0,14 | 5 / 0,14 | ||||||
Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи | |||||||||
Итого: | 99 / 2,75 | 4 / 0,11 | - | 8 / 0,22 | 52 / 1, 44 | 35 / 0,97 |
Содержание дисциплины
Программа дисциплины
Раздел I.Физическое воспитание дошкольников с отклонениями в развитии
Тема 1. Теоретические основы методики физического воспитания
Понятия «двигательный анализатор», «двигательное (моторное) развитие». Взаимодействие двигательного анализатора с другими анализаторными системами организма.
Движение как условие эволюционного развития человека. Значение двигательного анализатора для развития психической деятельности человека. Роль двигательного анализатора в овладении речью. Взаимосвязь двигательного и психического развития ребенка.
Основные этапы развития учения о двигательном анализаторе. Уровневая теория построения движений Н.А.Бернштейна. Ее теоретическое и практическое значение.
Тема 2. Основные закономерности моторного развития ребенка дошкольного возраста
Этапы психомоторного развития дошкольника. Характеристика психомоторного развития в младенческий период. Особенности психомоторного развития в раннем возрасте. Специфические черты психомоторного развития в дошкольном возрасте. Взаимосвязь психомоторного развития и овладения различными видами детской деятельности. Роль взрослого в психомоторном развитии дошкольника.
Тема 3. Двигательные нарушения в структуре аномального развития. Особенности двигательного развития детей с отклонениями
Причины возникновения отклонений в моторном развитии. Двигательные нарушения в структуре аномального развития. Степень выраженности нарушений в двигательном развитии. Общие и специфические проявления нарушений в двигательном развитии у дошкольников с отклонениями.
Особенности двигательного развития детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Особенности двигательного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности двигательного развития детей с нарушениями. Особенности двигательного развития при нарушениях слуха. Особенности двигательного развития при нарушениях зрения.
Тема 4.Выявление уровня физического и двигательного развития
Понятия «физический статус», «двигательный статус», «уровень психомоторного развития», «возрастные особенности двигательного развития».
Основные направления определения уровня физического и двигательного развития дошкольника. Характеристика методов изучения двигательного развития. Значение наблюдения для выявления особенностей моторного развития детей дошкольного возраста. Количественная и качественная оценка результатов.
Характеристика и анализ методик изучения уровня двигательного развития ребенка дошкольного возраста.
Оценка моторного развития как показатель зрелости центральной нервной системы.
Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания
Основные задачи коррекционной работы по преодолению отклонений в психомоторном развитии (оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные).
Методы коррекции нарушений в психомоторном развитии (наглядные, практические, словесные). Характеристика средств преодоления отклонений в моторном развитии. Соотношение методов и средств коррекционно-профилактической работы в зависимости от задач, степени выраженности отклонений и возрастных особенностей детей.
Физические упражнения как основное средство развития и коррекции двигательной сферы. Классификации физических упражнений.
Значение различных видов игр в коррекции отклонений психомоторного развития. Классификации подвижных игр. Вариативность содержания и условий организации коррекционно-профилактических игр в зависимости от структуры психомоторного нарушения.
Использование различных видов детской деятельности в процессе коррекции психомоторных нарушений.
Организация и планирование работы по коррекционно-профилактическому физическому воспитанию.
Формы организации работы по коррекционно-профилактическому физическому воспитанию. Занятие как основная форма работы (структура, функциональная стоимость, содержание). Комплексы гимнастики: направленность, условия проведения, содержание упражнений.
Основные факторы, определяющие содержание коррекционно-профилактической работы по преодолению отклонений в психомоторном развитии. Динамика коррекционной работы и ее эффективность. Разработка программы коррекционно-профилактической работы с учетом типологических и индивидуальных отклонений в психомоторном развитии.
Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений
Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особенности двигательного развития детей с разными формами нарушений опорно-двигательного аппарата. Структура и содержание занятий по ЛФК при сколиозах и плоскостопии. Основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при ДЦП. Средства коррекции двигательных нарушений: лечебная гимнастика, физкультурные занятия, массаж, гидрокинезотерапия, ритмика.
Задачи физического воспитания и лечебной гимнастики. Содержание работы инструктора по ЛФК. Значение занятий педагога-воспитателя в развитии и коррекции двигательной сферы ребенка с церебральным параличом. Развитие движений и закрепление двигательных навыков в процессе организации всей коррекционно-педагогической работы в группе детей с ДЦП.
Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта.
Особенности раннего психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта. Своеобразие двигательного развития в дошкольном возрасте. Направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития. Принципы комплектации подгрупп. Содержание занятий по ЛФК и их дифференциация в зависимости от структуры психомоторного нарушения. Средства нормализации физического и двигательного статуса. Соотношение методов и методических приемов при обучении движениям. Активизация интеллектуального развития средствами физического воспитания и ЛФК.
Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения
Структура двигательных нарушений при слабовидении и слепоте. Значение разных анализаторов в развитии движений при слабовидении и слепоте. Задачи физического воспитания и ЛФК. Принципы комплектования групп для занятий ЛФК. Противопоказания к выполнению физических упражнений и нагрузке. Содержание занятий в подготовительном и основном периодах работы. Использование средств наглядной информации для создания представлений о движении. Значение тренажеров для развития и коррекции двигательного статуса при нарушениях зрения. Особенности проведения занятий с использованием тренажеров. Виды упражнений по развитию глазных мышц и обогащению зрительного восприятия, используемые на занятиях по физическому воспитанию и ЛФК.
Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями слуха
Особенности физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями слуха. Значение биологических и социальных факторов в возникновении особенностей двигательного развития. Проблема гиподинамии и организация двигательного режима в условиях специализированного учреждения. Задачи физического воспитания и ЛФК. Содержание занятий по ЛФК, виды упражнений. Особенности использования разных методов обучения. Использование разных форм речи на занятиях по физическому воспитанию и ЛФК. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха средствами физического воспитания.
Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи
Особенности физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями речи разного генеза. Значение коррекции двигательной сферы для преодоления речевых нарушений. Задачи и содержание работы по развитию и преодолению нарушений двигательного статуса. Организация двигательного режима. Преемственность в содержании, методах обучения на логопедических занятиях и занятиях по нормализации двигательного развития. Роль педагога-воспитателя в развитии двигательной сферы дошкольников с нарушениями речи.