ВОПРОС 16. На какихпринципах строится дидактическая система Л.В. Занкова, охарактеризуйте их
В основу отбора содержания образования по системе Л.В. Занкова положены дидактические принципы:
- обучение на высоком уровне трудности;
- ведущая роль теоретических знаний;
- в изучении программного материала идти вперёд быстрым темпом;
- осознание школьниками процесса учения;
- систематическая работа над развитием учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.
Принцип высокого уровня трудности в обучении нельзя понимать только как увеличение трудности - учения. Если процесс овладения знаниями идет у школьников без преодоления трудностей, т. е. без какого-либо напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то их развитие идет медленно и вяло. И наоборот преодоление трудностей определенных, доступных для ребенка, таких, которые идут в зоне ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы.
Н-р, Задание 2 класс (принцип доступности) Изображены в два ряда предметы: парта, шапка, орёл, мальчик, слон. Над картинками написаны вопросы:- Что это? Назовите эти предметы.- Кто это? Назовите эти предметы.
Под картинками задание: напишите в порядке картинок ответы на вопросы. И даётся образец:
- Что это? Это парта... - Кто это? Это орёл...
Далее в рамочке вывод: слова, которые обозначают предмет, отвечают на вопрос что? или кто? И затем упражнения: списывание слов, отвечающих на вопросы что? кто?
Принцип обучения на высоком уровне трудности диктует новый подход к изучению материала. На первом году обучения детей подводят к теме «Части речи» по такой методике. На доске записываются слова: стол, красный, побежал, шапка, большой, упал, слон, круглый, сломал, парта, холодный, нарисовал. Учитель предлагает задание: «Как вы думаете, в какой столбик следует поместить слово «стул»? А слово «зелёный»? А слово «встал»? Вопросы вызывают у детей активную работу мысли – анализ слов, входящих в каждую группу, сравнение групп, «прикидка» нового слова – поочерёдное сопоставление с каждой группой, установление неких общих черт с одной из групп, отнесение слова к группе. Но эта работа отнюдь не недоступна первоклассникам. Кто-то из детей обязательно уже на первый вопрос даст обоснование своему решению, пусть самое приблизительное. У других возникает мысль по аналогии, начинается живое, подлинно активное обсуждение вопроса. Учитель подхватывает возникшую мысль, развивает её дальше, даёт обобщение: «Слова, которые мы с вами употребляем в речи, делятся на группы (части нашей речи). У каждой части речи есть свои отличительные признаки. Так же, как всё вокруг нас имеет своё название, части речи тоже имеют название: слова первого столбика – имена существительные, второго столбика – имена прилагательные, третьего столбика – глаголы. Есть и другие части речи, мы о них узнаем позже. А сейчас попробуйте сами назвать слово, которое бы относилось к существительным.
Если же мера трудности не будет соблюдаться, если ученики из урока в урок встречаются с непреодолимыми трудностями, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный вызывающий спад духовных сил ребенка и интерес к учению.
Принцип ведущей роли теоретических знанийсовсем не означает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т. п Этот принцип неразрывно связан с принципом обучения на высоком уровне сложности.
Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдение над: материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенной закономерности, делают выводы. Как показывает практика обучения по данной системе школьники любят исследовательско-поисковую работу, им нравится, открывав закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений. Устремлённость на раскрытие внутренних взаимосвязей – главное в принципе ведущей роли теоретических знаний, а не то, что до или после некоего конкретного частного познания сообщается общее положение.
Принцип прохождения материала более быстрым темпомвызывает возражения некоторые педагогов. «Неправомерное замедление темпа, связанное с многократным и однообразным повторением пройденного, пишет Л.В. Занков, создаёт помехи или даже делает невозможным обучение на высоком уровне трудности, поскольку учебная деятельность школьника идёт преимущественно по накатанным путям». Он требует непрерывного обогащения, обновления содержания умственной деятельности, что является необходимым условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний. Очень важно, что при раскрытии этого принципа указывается на неправомерность смешения его с требованием спешить, давать как больше заданий на одном и том же уроке. Однако более быстрое продвижение в познании не противоречит, а отвечает потребности детей: их больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал. Возьмем изучение правописания безударных гласных в течение 15 часов кряду. Они превращается в «жвачку» и, как показывает практика, не избавляет школьников от ошибок «Жвачка» — злейший враг развития», — говорит Л. В. Занков. Она идет вразрез с природой ребенка. Однако это совсем не значит, как считают некоторые педагоги, что в системе Занкова отменяется повторение, уменьшается количество упражнений, что снижается качество знаний. Система учитывает зависимость качества навыков, прежде всего от продвижения в развитии Развитие не достигается без знаний, но сама система упражнений реализуется по-другому. Изучение нового переслаивается повторением ранее изученного.
Принцип осознания процесса ученияобращен как бы внутрь — на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового ему еще открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Таким образом, сознательность учения и осознание своего учения, динамики познания связаны с разной психической деятельностью. Например, можно детям просто предложить выучить, понять таблицу умножения «на 7» или «на 8» — они поймут и выучат. А можно их вести другим путем — помочь осознать, что они знали про умножение числа 7 из таблицы умножения на 1, 2, 3. Здесь главное внимание уделяется не запоминанию, а уяснению: «что я знал из таблицы умножения числа 7 и что я нового открыл в ней?» Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии разнимает самокритичность как черту личности.
Принцип «Вести работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых, и наиболее сильных» - этот принцип, по словам Л.В. Занкова, уточняет поле действия всех предшествующих. В обычных условиях работы школы индивидуальный подход сводится к тому, что учитель изучает пробелы в знаниях детей и изыскивает пути их устранения. Осуществляя индивидуальный подход таким образом, учитель стремится слабого подтянуть до уровня среднего, среднего до уровня сильного. Однако остаётся неизвестным, до какого же уровня подтягивать сильного. Сильный оказывается эталоном и фактически оказывается вне поля действия принципа индивидуального подхода. Подходя к личности школьника с точки зрения общего развития, мы видим, что не может быть эталона, к которому надо подтягивать других. Слабо решающий задачи по математике может обладать исключительным чутьём к художественной стороне действительности, блестяще успевающий по математике может быть абсолютным неумейкой в практическом плане. Спрашивается, кого к кому следует подтягивать? Художника, который слабо решает задачи, к математику? Или блестящего математика, абсолютно не чуткого к образу, к краскам и к звукам, к художнику? Естественно, что при обучении, направленном на общее развитие, речь о подтягивании одного до уровня другого идти не может. Речь может идти о предоставлении простора индивидуальности каждого. Вопрос только заключается в том, как выявить индивидуальность школьника, как узнать, что в каждом ребёнке сильно, что слабо, в чём он выше остальных, в чём ниже. Это, конечно, очень трудно, особенно если помнить о том, что личность ребёнка не слагается из 2-3 качеств, а представляет из себя "сложнейший пучок струн", и чтобы узнать их, нужно предоставить возможность "звучать" каждой из этих струн.