Дидактическая система Л.В. Занкова

Л.В. Занков вместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х го­дах предыдущего столетия разработал новую дидактическую систе­му, способствующую общему психическому развитию школьников.

Основные принципы

1. Высокий уровень трудности.

Дидактическая система Л.В. Занкова - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное по­строение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с не­прерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание школьниками хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоцио­нальной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учеб­ном процессе.

7. Развитие каждого учащегося класса. Суть технологии

• Урок имеет гибкую структуру.

• На уроках организуются дискуссии по прочитанному и уви­денному, по изобразительному искусству, музыке, труду, со­здаются проблемные ситуации.

• Широко используются дидактические игры, интенсивная са­мостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классифика­ции, выяснения закономерностей, самостоятельной формули­ровки выводов.

• Создаются педагогические ситуации общения на уроке, по­зволяющие каждому ученику проявить инициативу, самосто­ятельность, избирательность в способах работы, обстановка для естественного самовыражения ученика.

Дидактическая система Л.В. Занкова акцентирует внимание учи­теля на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта сис­тема хорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно тео­ретическое.

4.5.4. Система содержательного обобщения

И формирования учебной деятельности

Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова принципиально отличается от других тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышления школьников.

Под теоретическим мышлением понимается словесно выражен­ное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия.

Теоретическое понятие можно усвоить только в ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания,336

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

сколько способы умственных действий, что достигается при воспро­изводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Система на­чала формироваться с конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х — 90-х годах XX столетия. Основные принципы

• дедукция на основе содержательных обобщений;

• содержательный анализ;

• содержательное абстрагирование;

• теоретическое содержательное обобщение;

• восхождение от абстрактного к конкретному;

• содержательная рефлексия. Ход обучения

• знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;

• ориентировка в ней;

• образец преобразования материала;

• фиксация выявленных отношений в виде предметной или зна­ковой модели;

• определение свойств выделенного отношения, благодаря ко­торым выводятся условия и способы решения исходной зада­чи, формулируются общие подходы к решению;

• наполнение выделенной общей формулы, вывода конкретным

содержанием. Особенности технологии

• Отрицание концентрического построения учебных программ.

• Непризнание универсальности использования конкретной на­глядности в начальной школе.

• Свобода выбора и вариативность домашних заданий, имею­щих творческий характер.

• Особенностями урока в данной системе являются коллектив­ная мыследеятельность, диалог, дискуссия, деловое общение детей.

• Допустимым является только проблемное изложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а с вопросом.

• На первом этапе обучения основным является метод учебных

задач, на втором — проблемное обучение.

Учебная задача в этой концепции похожа на проблемную ситу­ацию:

• принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

• преобразование условий задачи с целью обнаружения всеоб­щего отношения изучаемого объекта;

Дидактическая система Л.В. Занкова - student2.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

- моделирование выделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической и буквенной формах;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

- построение системы частных задач, решаемых общим спосо­бом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения дан­ной учебной задачи.

- Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъек­тивных возможностей учащихся.

- Оценка отражает персональное развитие ученика, совершен­ство его учебной деятельности.

Обучение по этой системе значительно повышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников не только знани­ям и практическим умениям, но и научным понятиям, художествен­ным образам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить потреб­ность в познании.

Наши рекомендации