Развивающая система Л. В. Занкова

(научный руководитель – Н. В.Нечаева)

Издательство «Издательский дом «Федоров»»

Развивающая система Л. В. Занкова - student2.ru Сайт: www.zankov.ru

Общая целевая установка Стандарта II поколения совпадает с целью системы развивающего обучения Л. В. Занкова, сформулированной как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л. В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание, каким является, прежде всего, теория Л. С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Программы и учебно-методические комплекты, разработанные на методологических основах системы Л. В. Занкова, полностью соответствуют планируемым образовательным результатам, обозначенным в ФГОС.

Ведущим понятием для системы развивающего обучения Л. В. Занкова является целостность. Целостность учебных комплектов достигается тем, что все предметные линии разработаны на основе единых дидактических принципов:

− обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

− ведущая роль теоретических знаний;

− осознание процесса учения;

− быстрый темп прохождения программного материала;

− работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Педагогическая система Л. В. Занкова обеспечивает достижение планируемых результатов посредством особого отбора и структурирования содержания учебных предметов, что создает условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

Широкая интеграция учебных курсов, в которых реализуются связи разного уровня (метапредметного, межпредметного и внутрипредметного) позволяет достичь основной задачи обучения в системе Л. В. Занкова – представить обучающимися широкую целостную картину мира средством науки и непосредственного познания.

В курсе математикисочетается содержание арифметики, геометрии, начал алгебры, истории математики. При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетаниях разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. При таком широком поле возможностей нишу для развития найдет каждый ребенок, в том числе и одаренный, и нуждающийся в педагогической поддержке.

Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и то же учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и/или словесных (и иных) образов, в виде теории, в виде подборки эмпирических фактов и т.п. Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-образное, словесно-логичекое (теоретическое); разные типы восприятия и переработки информации – аудиальный, визуальный и кинетический, а в целом создает предпосылки для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний. Один и тот же объект (явление) рассматривается с возможно большего числа сторон. Знание о нем естественным образом закрепляется в сознании ребенка как с другим учебным материалом, так и с личным опытом школьника. Знание становится ценностным, приобретает личную значимость и практический смысл. Это дает возможность каждому школьнику проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.

Кроме того, вариативны способы приобретения знания. Каждый ребенок действует оптимальным для себя способом в зависимости от учебной ситуации: на репродуктивном, проблемном, творческом уровне; индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы.

Наряду с этим, разработана система оценки достижения планируемых результатов освоения учебных программ, которая состоит из работ, оценивающих:

1) Мониторинг сформированности УУД на момент начала обучения и до конца 4-го класса;

2) Изучение предметных достижений (проверочные и контрольные работы по изученным темам, рубежные работы по полугодиям – обеспечены Сборниками контрольных и проверочных работ; задания «Проверь себя» в учебниках и рабочих тетрадях; интегрированные проверочные работы в конце 1-4 классов).

Выпускает учебники и учебные пособия данной системы издательство «Издательский дом «Федоров»».

Материалы «Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова», а также поурочное планирование по математике можно скачать на сайте www.zankov.ru.

Авторами учебников по математике для начальных классов по системе Л. В. Занкова являются И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон, Л. С. Итина и др.

УМК включает:1) “Математика” – учебники и рабочие тетради к ним для 1, 2, 3, 4 классов (авт. И. И. Аргинская и др.).2) Тетрадь по математике для 3, 4 кл. (авт. Е. П. Бененсон и др.).

Развивающая система Л. В. Занкова - student2.ru 2.3. Программа и учебники по математике в системе начального образования Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Наши рекомендации