Классификация методов обучения
I. по характеру познавательной деятельности учащихся
название метода | сущность метода | характер познавательной деятельности учащихся | средства обучения | формы обучения | |
репродуктивные методы | объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) | учитель сообщает готовую информацию разными средствами. Учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию | Осознанное восприятие готовой информации: слушают, смотрят, ощупывают, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию и ранее усвоенной, запоминают. | устное слово: · рассказ · лекция · объяснение печатное слово: · учебник · доп. пособия наглядные средства: · картины · схемы · таблицы · видео · мультимедиа · опыт · натуральные объекты практический показ способов деятельности: · показ опыта работы · образцов · способа решения задач, доказательства теоремы · способов составления плана, аннотации и т.д. | устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа, использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль) |
репродуктивный | учитель организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности | Пользуются теми же средствами, что и учитель для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем | устное слово: · рассказ · объяснение · представление алгоритма печатное слово: · учебник · доп. пособия (сборники задач, дидактические материалы, письменные инструкции, схемы и т.п.) наглядные средства: · картины · схемы · таблицы · видео · мультимедиа · опыт · натуральные объекты | решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., работа по инструкции, воспроизведение опытов, использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.) | |
проблемное изложение | учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения | Следят за логикой доказательства, за движением мысли, контролируют ее убедительность, участвуют в прогнозировании следующего шага рассуждения, опыта и т.д. | устное слово: · рассказ · объяснение · логическое рассуждение печатное слово: · учебник · доп. пособия наглядные средства: · картины · схемы · таблицы · видео · мультимедиа · опыт · натуральные объекты | устное изложение, работа с книгой, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа, решение задач, воспроизведение опытов, упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.) | |
продуктивные методы | частично-поисковый (эвристический) | Учитель конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняет ученик | Воспринимают задание, осмысливают его условие, решают часть задачи, актуализируя наличные знания, осуществляют самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируют свои действия. деятельность учащихся не предполагает планирования этапов исследования (решения), самостоятельного соотнесения этапов между собой. | устное слово: · рассказ · объяснение · логическое рассуждение печатное слово: · учебник · доп. пособия наглядные средства: · картины · схемы · таблицы · видео · мультимедиа · опыт · натуральные объекты (все средства применяются способом, характерным для данного метода) | устное изложение, работа с книгой, решение задач, составление планов, аннотаций и т.п., лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа, использование программированных материалов (обеспечивают обратную связь и самоконтроль), упражнения над материалом учебника, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.) |
исследовательский | Учитель предъявляет проблему для самостоятельного исследования, организует поисковую, творческую деятельность учащихся | · наблюдение и изучение фактов и явлений · выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблемы) · выдвижение гипотез · построение плана исследования · осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями · формулирование решения, объяснения · проверка решения · практические выводы о возможном и необходимом применение полученных знаний | устное слово: · рассказ · объяснение · логическое рассуждение печатное слово: · учебник · доп. пособия наглядные средства: · картины · схемы · таблицы · видео · мультимедиа · опыт · натуральные объекты (все средства применяются способом, характерным для данного метода, построение таких заданий, которые обеспечили бы применение учащимися основных знаний (идей, понятий, методов познания) при решении основных, доступных им проблем курса, овладение чертами творческой деятельности, постепенное возрастание сложности решаемых проблем) | подбор литературы, работа с книгой, устное изложение, составление плана, конспектирование, аннотирование, сбор материала, его распределение по пунктам плана, построение и изложение, составление плана опыта, лабораторная работа, практическая работа, демонстрация опыта, письменная работа, упражнения над материалом учебника, дополнительных пособий, над натуральными предметами, умственные упражнения (сравнение, умозаключение, классификация и т.п.) |
II. по типам знаний
1. словесные (изложение, повествование описание, рассуждение, объяснение, лекция, беседа, работа с книгой)
2. наглядные (иллюстрации, демонстрации, наблюдения)
3. практические (упражнения, задачи, задания, лабораторная работа,опыты, работа в мастерских, эксперимент и др.)
III. логические методы – методы мыслительной обработки информации
1. дедуктивный (от общего к частному)
2. индуктивный (от частого к общему)
3. Другие (могут быть и частью п.1, 2)
1. анализ и выделение главного
2. сравнение
3. аналогия
4. синтез
5. обобщение
6. конкретизация
7. доказательство
8. определение и оценка
IV. методы стимулирования и мотивации
1. стимулирование интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций)
2. стимулирование долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, поощрения, порицания)
V. методы контроля и самоконтроля
1. устный контроль и самоконтроль (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений)
2. письменный контроль и самоконтроль (контрольные письменные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль)
3. лабораторно-практический контроль и самоконтроль (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль)
Методы обучения из различных классификаций тесно сочетаются. Например: "проблемное изложение", "эвристическая беседа", "обобщающее повторение", "творческое задание" и т.д.
|
|
|
Диагностика –точное определение результатов дидактического процесса.
Диагностирование рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса
Важным компонентом диагностирования являетсяконтроль. Контроль –наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка –система действий и операций для контроля за усвоением ЗУН.
Виды контроля
Методы контроля –способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы контроля
Сочетание различных методов контроля называетсякомбинированием.
Педагогические требования,предъявляемые к контролю:
Тестовый контроль –инструмент – тест