Тематика контрольных работ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

(ЛГУ имени Тараса Шевченко)

Институт педагогики и психологии

Кафедра дефектологии и психологической коррекции

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ

По дисциплине:[ИПП].[Кор_Обр_Деф_ДФО_14].[1_1.4_6] «Специальная методика социально-бытового ориентирования дошкольников с интеллектуальными нарушениями»

По направлению подготовки 6.010105 Коррекционное образование по нозологиям

Профиль подготовки «Коррекционная психопедагогика. Специальная психология»

Форма освоения ООП – очная

Курс 1, 2 Группа Коррекционное образование (1 КОСП, 2 КОСП)

Преподаватель:доцент кафедры дефектологии и психологической коррекции, к.пед.н. Афанасьева Виктория Викторовна

Луганск

2015-2016 уч. год

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Методика СБО как основа дальнейшей социализации и реабилитации умственно отсталого ребенка.

Методика «социально-бытового ориентирования» как педагогическая дисциплина. Задача СБО, направленность материала (содержательные линии).

Социальная адаптация как основная цель специального образования

Ориентация на клинико-психологические особенности детей с умственной отсталостью при создании эффективного развивающей среды

Тема 2. Принципы, методы и приемы формирования у детей знаний и представлений по СБО.

Принципы представления информации по СБО

Методы и приемы формирования у детей знаний по СБО

Тема 3. Проблема формирования социально-бытовых навыков в общей и специальной психолого-педагогической литературе

Актуальное состояние проблемы формирования социально-бытовой культуры ребенка в общей и специальной литературе.

Направления развития ребенка и формирования самостоятельности на занятиях по СБО.

Тема 4. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста

Особенности развития дошкольника (продуктивная деятельность, ведущая деятельность, познавательная сфера).

Речь как средство передачи информации.

Тема 5. Формирование социально-бытовых навыков у умственно отсталого ребенка

Влияние интеллектуального нарушения ребенка с умственной отсталостью на процесс адаптации и социализации.

Развитие и формирование умений и навыков у детей с умственной отсталостью на занятиях по СБО.

Тема 6. Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей.

Критерии формирования социально-бытовых умений и навыков.

Направления работы по СБО в условиях дошкольного учреждения.

Условия создания эффективного развивающей среды.

Тема 7. Игровая деятельность как главный вид деятельности в усвоении опыта самообслуживания умственно отсталыми дошкольниками

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей

Использование игр и упражнений в коррекционной работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта

Тема 8. Социализация и реабилитация ребенка с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

Влияние физической культуры на личность дошкольника.

Содержание и задачи физической культуры.

Тема 9. Современное состояние вопроса формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Анализ подходов к социальной адаптации детей с нарушением интеллекта в разных программах по обучению и воспитанию.

Особенности формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна (средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, особенности работы с этой категорией детей).

Тема 10. Развитие психомоторики у детей с аутизмом как предпосылки двигательной и познавательной активности.

Онтогенез формирования психомоторики в дошкольном возрасте.

Особенности двигательной деятельности детей с аутизмом.

Психолого-педагогическая коррекция психомоторного развития при аутизме.

Тема 11. Развитие социально-бытовых навыков у детей с аутизмом

Трудности в усвоении навыков детьми с аутизмом.

Ориентировочные этапы формирования некоторых навыков с использованием физической помощи взрослого.

Тема 12. Усвоения социально-бытовых навыков ребенка дошкольного возраста с аутизмом с помощью игры.

Онтогенез развития игры и особенности игровой деятельности детей с аутизмом.

Направления развития игровой деятельности ребенка с аутизмом.

Виды игр и их практическое применение.

КСР

(темы для реферирования)

1. Задачи и содержание предмета социально-бытовой ориентации в коррекционных учреждениях

Значение курса СБО для достижения учебно-коррекционных задач учреждения.

Предмет и задачи методики социально-бытовой ориентации. Место социально-бытовой ориентации в системе адаптации умственно отсталых детей.

Связь методики социально-бытовой ориентации с другими дисциплинами.

2. Проблема формирования социально-бытовых навыков дошкольников с интеллектуальными нарушениями в общей и специальной психолого-педагогической литературе.

Каким образом предмет СБО влияет на социальную адаптацию дошкольников с интеллектуальными нарушениями?

Какие группы выделяет М. Певзнер у детей-олигофренов? Как, ориентируясь на их дефект, строить коррекционную работу воспитателю?

Принципы, методы и приёмы формирования у дошкольников знаний и навыков по СБО.

3. Зарубежный опыт формирования навыков СБО у дошкольников с интеллектуальными нарушениями (рассмотреть страны ближнего и дальнего зарубежья).

4. Особенности усвоения социально-бытовых навыков воспитанниками коррекционных учреждений.

Особенности установления и понимания причинно-следственных зависимостей умственно отсталыми детьми при изучении курса социально-бытовой ориентации.

Трудности в использовании полученных знаний.

5. Методы и принципы обучения социально-бытовой ориентации в коррекционных учреждениях.

Реализация общепедагогических и специальных принципов, комплексное осуществление задач обучения, воспитания, развития и коррекции в процессе обучения умственно отсталых детей социально-бытовой ориентации.

Методы и приемы обучения умственно отсталых детей социально-бытовой ориентации.

Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения социально-бытовой ориентации.

Использование инструкционных карт при планировании работы на занятиях по СБО.

6. Организация и методика проведения занятий по СБО в дошкольных коррекционных учреждениях.

Тематическое планирование по материалам СБО.

Формы сообщения теоретических знаний, их объем.

Коррекционная направленность и воспитательный характер занятий.

Моделирование реальных ситуаций на занятиях по СБО.

Требования к моделированию реальных ситуаций на занятиях СБО в дошкольном учреждении.

Виды сюжетно-ролевых игр и методика их проведения.

Пример моделирования реальной ситуации для дошкольника с умственной отсталостью при изучении темы (на выбор студента).

Сюжетно-ролевые игры на занятиях по СБО.

Разработать план-конспект занятия с использованием реальных ситуаций и игр в реабилитационных центрах

7. Развитие СБО у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями

Что входит в содержание обучения СБО в данный возрастной период?

Назовите приемы и методы работы по развитию СБО дошкольников 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.

Приведите примеры практических заданий по развитию СБО у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.

8. Развитие СБО у детей 4-5лет

Что входит в содержание обучения СБО в данный возрастной период?

Назовите приемы и методы работы по развитию СБО дошкольников 4-5 лет с интеллектуальными нарушениями.

Приведите примеры практических заданий по развитию СБО у детей 4-5 лет с интеллектуальными нарушениями.

9. Развитие СБО у детей 5-6лет

Что входит в содержание обучения СБО в данный возрастной период?

Назовите приемы и методы работы по развитию СБО дошкольников 5-6 лет с интеллектуальными нарушениями.

Приведите примеры практических заданий по развитию СБО у детей 5-6 лет с интеллектуальными нарушениями.

10. Развитие СБО у детей 6-7лет

Что входит в содержание обучения в данный период?

Назовите методы и приемы обучения.

Приведите примеры практических заданий

11. Методика проведения занятий по разделу: «Личная гигиена». Усвоения правил личной гигиены, гигиенических правил поведения в местах общего пользования. Формирование умений пользоваться умывальником, душем, туалетом. Формирование навыков выполнения утреннего и вечернего туалетов. Согласованная деятельность учителя и воспитателя по формированию умений личной гигиены у детей с нарушенным интеллектом.

12. Методика проведения занятий по разделу: «Одежда и обувь». Методика ознакомления детей с различными видами одежды, обуви, головных уборов, с правилами подбора, ношение одежды и обуви.

13. Методика проведения занятий по разделу: «Питание». Приемы ознакомления детей с основными продуктами питания. Определение их качества. Правила хранения продуктов. Режим питания. Ознакомление с кухонными принадлежностями. Усвоения правил поведения за столом.

14. Методика проведения занятий по разделу: «Жилище». Ознакомление детей с различными видами жилых помещений. Выработка навыков сухой и влажной уборки помещений.

15. Методика проведения занятий по разделу: «Культура поведения и общения». Ознакомление детей с правилами этикета. Культура телефонного разговора. Культура мимики и жестов. Приемы ознакомления детей с правилами поведения в гостях, правилах гостеприимства; культурой поведения в общественных местах (больница, кинотеатр, церковь) правилам поведения за столом и т.д.

16. Методика проведения занятий по разделу: «Семья». Формирование у детей понятия «семья». Последовательность в ознакомлении детей с посильной помощью в уборке по дому.

17. Методика проведения занятий по разделу: «Транспорт». Ознакомление учащихся специальных школ с основными транспортными средствами. Пользование городским транспортом.

18. Методика проведения занятий по разделу: «Магазин». Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с различными типами магазинов. Помощь понятий «маркет», «минимаркет», «супермаркет». Порядок покупки товаров.

19. Методика проведения занятий по разделу: «Средства связи». Методика ознакомления учащихся специальных школ с основными средствами связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки).

20. Методика проведения занятий по разделу: «Медицинская помощь». Охрана своего здоровья. Учреждения лечения (больницы).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист (1 стр.) (пример оформления титульного листа – см. приложение – 1)

2. План (1 стр.) (пример оформления плана реферата – см. приложение 2)

3. Изложение основного материала (10-15 стр. печатного текста или 7-10 стр. рукописного текста)

4. Заключение

5. Список использованных источников (пример оформления литературы – см. приложение 3).

Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте.

Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см,

шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине.

Объем реферата 10-15 листов печатного текста.

Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются (графики и рисунки снизу, таблицы сверху) и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение 1).

Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в правом верхнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется (правила оформления титульного листа – см. в приложении 1).

Литература – 70% литературы не ранее 2012 года (не менее 5 источников).

Ссылки на литературу по тексту (обязательно) в таком формате: [1, с. 25]. Использование цитат (источников) без ссылок будет считаться плагиатом. В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата

Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Работы в файлах, скрепленные канцелярскими скрепками приниматься не будут. Рефераты сдаются преподавателю в указанный срок.

Реферат не будет зачтен в следующих случаях:

а) при существенных нарушениях правил оформления (отсутствует содержание или список литературы, нет сносок, номеров страниц, ошибки в тексте и т.д.)

б) из-за серьезных недостатков в содержании работы (несоответствие структуры работы ее теме, неполное раскрытие темы, использование устаревшего фактического материала).

Возвращенный студенту реферат должен быть исправлен в соответствии с рекомендациями преподавателя.

При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:

Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников (как минимум 5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.

Подготовка к написанию реферата предполагает внимательное изучение каждого из источников информации и отбор информации непосредственно касающейся избранной темы. На этом этапе работы важно выделить существенную информацию, найти смысловые абзацы и ключевые слова, определить связи между ними.

Содержание реферата ограничивается 2-3 главами, которые подразделяются на параграфы (§§).

Сведение отобранной информации непосредственно в текст реферата, должно быть выстроено в соответствии с определенной логикой.

Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;

а) во введении логичным будет обосновать выбор темы реферата – «актуальность темы» (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?); цель (должна соответствовать теме реферата); задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы; историография (обозначить использованные источники с краткой аннотаций – какой именно источник (монография, публикация и т.п.), основное содержание вцелом (1 абз.), что конкретно содержит источник по данной теме (2-3 предложения).

б) в основной части дается характеристика и анализ темы реферата вцелом, и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами. В конце каждой главы (каждого параграфа) должен делаться вывод, который начинается словами: «Таким образом, …», «Итак, …», «В заключение главы отметим…», «Все вышесказанное позволяет сделать вывод …», «Подводя итог …» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по §§ главы (объем 0,5 – 1 лист). В содержании не обозначается.

в) заключение содержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа). Однако прямая их переписка нежелательна; выгодно смотрится заключение, основанное на сравнении. Уместно высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

Тематика контрольных работ

1 Научные основы методики СБО в дошкольном учебном заведении (раскрыть понятие и назвать).

2. Нарушения при восприятии информации по СБО умственно отсталыми дошкольниками (нарушения, которые наблюдаются и как их преодолеть).

3. Игры и упражнения как методы формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (приведите пример игр для младших, средних и старших дошкольников).

4 Самостоятельная работа в дошкольном учреждении для умственно отсталых детей (как организуется, какие задачи могут использоваться, сколько время отводится на с.р.)

5. Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно отсталых детей (приведите практические примеры).

6. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по СПО (приведите пример 4 ситуаций).

7. Социализация и реабилитация ребенка с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

8. Современное состояние вопроса формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

9. Развитие психомоторики ребенка дошкольного возраста как предпосылки двигательной и познавательной активности (на что влияет психомоторика Приведите примеры упражнений на коррекцию движений ребенка, на формирование мелкой и общей моторики).

10. Развитие социально-бытовых навыков у детей с аутизмом. Составьте сравнительную таблицу с детьми, имеющими олигофрению (без аутизма) и с нормой.

11. Особенности усвоения социально-бытовых навыков ребенка дошкольного возраста с аутизмом с помощью игры.

12. Распишите 5 игр на развитие социально-бытовой ориентации.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Методика СБО как основа дальнейшей социализации и реабилитации умственно отсталого ребенка.

Методика «социально-бытового ориентирования» как педагогическая дисциплина. Задача СБО, направленность материала (содержательные линии).

2. Социальная адаптация как основная цель специального образования

Ориентация на клинико-психологические особенности детей с умственной отсталостью при создании эффективного развивающей среды

3. Принципы, методы и приемы формирования у детей знаний и представлений по СБО.

Принципы представления информации по СБО

Методы и приемы формирования у детей знаний по СБО

4. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста

Особенности развития дошкольника (продуктивная деятельность, ведущая деятельность, познавательная сфера).

Речь как средство передачи информации.

5. Формирование социально-бытовых навыков у умственно отсталого ребенка

Влияние интеллектуального нарушения ребенка с умственной отсталостью на процесс адаптации и социализации.

Развитие и формирование умений и навыков у детей с умственной отсталостью на занятиях по СБО.

6. Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей.

Критерии формирования социально-бытовых умений и навыков.

Направления работы по СБО в условиях дошкольного учреждения.

Условия создания эффективного развивающей среды.

Тема 7. Игровая деятельность как главный вид деятельности в усвоении опыта самообслуживания умственно отсталыми дошкольниками

Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей

Использование игр и упражнений в коррекционной работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта

Тема 8. Социализация и реабилитация ребенка с нарушением интеллекта на уроках физической культуры

Влияние физической культуры на личность дошкольника.

Содержание и задачи физической культуры.

Тема 9. Современное состояние вопроса формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

Анализ подходов к социальной адаптации детей с нарушением интеллекта в разных программах по обучению и воспитанию.

Особенности формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна (средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, особенности работы с этой категорией детей).

10. Развитие социально-бытовых навыков у детей с аутизмом

Трудности в усвоении навыков детьми с аутизмом.

Ориентировочные этапы формирования некоторых навыков с использованием физической помощи взрослого.

Онтогенез развития игры и особенности игровой деятельности детей с аутизмом.

Направления развития игровой деятельности ребенка с аутизмом.

Виды игр и их практическое применение.

11. Задачи и содержание предмета социально-бытовой ориентации в коррекционных учреждениях

Значение курса СБО для достижения учебно-коррекционных задач учреждения.

Предмет и задачи методики социально-бытовой ориентации. Место социально-бытовой ориентации в системе адаптации умственно отсталых детей.

Связь методики социально-бытовой ориентации с другими дисциплинами.

12. Проблема формирования социально-бытовых навыков дошкольников с интеллектуальными нарушениями в общей и специальной психолого-педагогической литературе.

Каким образом предмет СБО влияет на социальную адаптацию дошкольников с интеллектуальными нарушениями?

Какие группы выделяет М. Певзнер у детей-олигофренов? Как, ориентируясь на их дефект, строить коррекционную работу воспитателю?

Принципы, методы и приёмы формирования у дошкольников знаний и навыков по СБО.

13. Зарубежный опыт формирования навыков СБО у дошкольников с интеллектуальными нарушениями (рассмотреть страны ближнего и дальнего зарубежья).

14. Особенности усвоения социально-бытовых навыков воспитанниками коррекционных учреждений.

Особенности установления и понимания причинно-следственных зависимостей умственно отсталыми детьми при изучении курса социально-бытовой ориентации.

Трудности в использовании полученных знаний.

15. Методы и принципы обучения социально-бытовой ориентации в коррекционных учреждениях.

Реализация общепедагогических и специальных принципов, комплексное осуществление задач обучения, воспитания, развития и коррекции в процессе обучения умственно отсталых детей социально-бытовой ориентации.

Методы и приемы обучения умственно отсталых детей социально-бытовой ориентации.

Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения социально-бытовой ориентации.

Использование инструкционных карт при планировании работы на занятиях по СБО.

16. Организация и методика проведения занятий по СБО в дошкольных коррекционных учреждениях.

Тематическое планирование по материалам СБО.

Формы сообщения теоретических знаний, их объем.

Коррекционная направленность и воспитательный характер занятий.

Моделирование реальных ситуаций на занятиях по СБО.

Требования к моделированию реальных ситуаций на занятиях СБО в дошкольном учреждении.

Виды сюжетно-ролевых игр и методика их проведения.

Сюжетно-ролевые игры на занятиях по СБО.

17. Развитие СБО у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями

Что входит в содержание обучения СБО в данный возрастной период?

Назовите приемы и методы работы по развитию СБО дошкольников 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.

Приведите примеры практических заданий по развитию СБО у детей 3-4 лет с интеллектуальными нарушениями.

18. Развитие СБО у детей 4-5лет

Что входит в содержание обучения СБО в данный возрастной период?

Назовите приемы и методы работы по развитию СБО дошкольников 4-5 лет с интеллектуальными нарушениями.

Приведите примеры практических заданий по развитию СБО у детей 4-5 лет с интеллектуальными нарушениями.

19. Развитие СБО у детей 5-6лет

Что входит в содержание обучения СБО в данный возрастной период?

Назовите приемы и методы работы по развитию СБО дошкольников 5-6 лет с интеллектуальными нарушениями.

Приведите примеры практических заданий по развитию СБО у детей 5-6 лет с интеллектуальными нарушениями.

20. Развитие СБО у детей 6-7лет

Что входит в содержание обучения в данный период?

Назовите методы и приемы обучения.

Приведите примеры практических заданий

21. Методика проведения занятий по разделу: «Личная гигиена». Усвоения правил личной гигиены, гигиенических правил поведения в местах общего пользования. Формирование умений пользоваться умывальником, душем, туалетом. Формирование навыков выполнения утреннего и вечернего туалетов. Согласованная деятельность учителя и воспитателя по формированию умений личной гигиены у детей с нарушенным интеллектом.

22. Методика проведения занятий по разделу: «Одежда и обувь». Методика ознакомления детей с различными видами одежды, обуви, головных уборов, с правилами подбора, ношение одежды и обуви.

23. Методика проведения занятий по разделу: «Питание». Приемы ознакомления детей с основными продуктами питания. Определение их качества. Правила хранения продуктов. Режим питания. Ознакомление с кухонными принадлежностями. Усвоения правил поведения за столом.

24. Методика проведения занятий по разделу: «Жилище». Ознакомление детей с различными видами жилых помещений. Выработка навыков сухой и влажной уборки помещений.

25. Методика проведения занятий по разделу: «Культура поведения и общения». Ознакомление детей с правилами этикета. Культура телефонного разговора. Культура мимики и жестов. Приемы ознакомления детей с правилами поведения в гостях, правилах гостеприимства; культурой поведения в общественных местах (больница, кинотеатр, церковь) правилам поведения за столом и т.д.

26. Методика проведения занятий по разделу: «Семья». Формирование у детей понятия «семья». Последовательность в ознакомлении детей с посильной помощью в уборке по дому.

27. Методика проведения занятий по разделу: «Транспорт». Ознакомление учащихся специальных школ с основными транспортными средствами. Пользование городским транспортом.

28. Методика проведения занятий по разделу: «Магазин». Методика ознакомления слепых и слабовидящих учащихся с различными типами магазинов. Помощь понятий «маркет», «минимаркет», «супермаркет». Порядок покупки товаров.

29. Методика проведения занятий по разделу: «Средства связи». Методика ознакомления учащихся специальных школ с основными средствами связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки).

30. Методика проведения занятий по разделу: «Медицинская помощь». Охрана своего здоровья. Учреждения лечения (больницы).

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная литература:

1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя. – М.: Просвещение, 1985. – 72 с.

2. Дробот Л. Змістове та методичне забезпечення формування санітарно-гігієнічної культури на уроках соціально-побутового орієнтування у спеціальній школі для розумово відсталих дітей // Дефектологія. – 2005. –№ 3. – С. 39-41.

3. Кислякова Ю.Н. Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития: Путешествие в мир окружающих предметов: Для дошк. и младш. школьного возраста: Пособие для учителя-дефектолога / Ю.Н. Кислякова.- М.: ВЛАДОС, 2004.- 48с.

4. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталыми детьми // Дефектология. – 1989. – №3. – С. 65-68.

5. Омельянович І. Формування просторового орієнтування у дітей з порушенняДробот Л., Мерсиянов Г.М. Социально-бытовое ориентирование учащихся вспомогательной школы. - К. : Образование, 1992. - 159с

6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомагательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. - М., 1980.

б) дополнительная литература:

7. Андросова Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» Как педагогическое средство социализации подростка с нарушениях интеллекта: Дис. ... Канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с

8. Белая И. Учим смотреть, видеть и творить // Дошкольное воспитание. -№ 4 - 2004. - с. 14 -18

9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л .: Медицина, 1988. - 270с.

10. Билан А.И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Львов, 1996. - с. 71

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. - М .; 1995. – 326 с.

12. Гаврилушкина А.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников .- М .: Педагогика, 1985. -128с.

13. Гаврилушкина А.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя. - М .: Просвещение, 1985. - 72 с.

14. Гавриш Н.В. Современное занятия в дошкольном учреждении: Учебно-методическое пособие. - Луганск: Альма-матер, 2007.

15. Гаркуша Ю.Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями.- М.: Секач В., 2008.-132с.

16. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентации детей с нарушениями зрения. Уфа: Изд-во филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г.. Уфе, 2004. 62 с .;

17. Дети и социум: Монография / общ. ред. А.М.Богуш. - Луганск: Альма-матер, 2006. Литература:

18. Дробот Л. Содержательное и методическое обеспечение формирования санитарно-гигиенической культуры на уроках социально-бытового ориентирования в специальной школе для умственно отсталых детей // Дефектология. - 2005. -№ 3. - С. 39-41.

19. Емельянович И. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями умственного развития // Дефектология. - 2003. - №4. - С. 16-19.

20. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения .- М .: Просвещение, 1988-96с.

21. Коробейников И.А. Нарушение развития и социальная адаптация . – Киев., 2002. - 192 с.

22. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентации для 3 класса специальной (коррекционной) школы для детей с умственной отсталостью.

23. Кулеша Э. Освоение предметных действий умственно отсталым детьми // Дефектология. - 1989. - №3. - С. 65-68.

24. Пониманська Т.И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов. - М .: Академвидав, 2004.

25. Ребенок. Программа обучения и воспитания в детском саду. М .: Просвещение, 1993. - с. 266

26. Романовская Д. Мир вокруг нас - и я его частица. Эколого-психологический тренинг // Психолог № 9. - №9.- 2006. с. 5-7

в) Интернет-ресурсы:

27. Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского. – Код доступа: http://www.nbuv.gov.ua/

28. Библиотека учебной и научной литературы. – Код доступа: http://www.sbiblio.com/biblio/

29. Всеукраинская электронная библиотека. – Код доступа: http://youalib.com/

30. Российская национальная библиотека. – Код доступа: http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

31. Электронная педагогическая библиотека. – Код доступа: http://www.pedlib.ru

32. Электронная педагогическая библиотека. – Код доступа: http://pedagogicheskaya-biblioteka.ru

33. Федеральный портал «Российское образование». – Код доступа: http://www.edu.ru

34. Электронная библиотека «Особое детство». – Код доступа: http://www.osoboedetstvo.ru/library

Наши рекомендации