Коллектив как условие и средство развития личности. Структура и стадии развития детского коллектива

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной

Форм обучения специальности 050602.65 – Изобразительное искусство

Тюмень, 2012 г.

Педагогика

Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

Педагогическая деятельность как особый вид деятельности людей. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Перспективы развития педагогической профессии. Структура педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности. Сфера деятельности педагогов.Общая и профессиональная культура педагога. Современные требования к личности и профессионализму педагога.

Педагогика как наука о воспитании. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.

Связь педагогики с материальной и духовной культурой общества. Предмет педагогики. Возникновение, источники и этапы становления педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, педагогический процесс. Их взаимосвязь с понятиями: развитие, формирование, самовоспитание, самообразование. Педагогика как наука и искусство. Задачи, функции и актуальные проблемы современной педагогики.

Структура педагогической науки и ее основные отрасли. Педагогика в системе наук о человеке. Философия и педагогика. Связь педагогики с психологией, социологией и другими смежными науками.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Цели и ценности образования. Влияние общественных потребностей на содержание образования. Особенности и проблемы формирования социального заказа. Учет потребностей семьи в образовании. Реализация ценностей и смыслов личности в образовательном процессе. Отражение целей образования в государственных документах.Цели и основные задачи модернизации образования, сформулированные в Приоритетном национальном проекте «Образование» и образовательной инициативе «Наша новая школа». Приоритеты современной образовательной политики.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Взаимосвязь педагогической теории и педагогической практики. Исследование как способ развития педагогики. Исследование как специальная деятельность ученого и как одна из функций практики. Учитель как исследователь.

Понятие о психолого-педагогическом исследовании. Природа и функции образовательных инноваций. Опытно-поисковая исследовательская работа образовательных учреждений. Основные методологические принципы педагогического исследования объективности, научности, единства сущего и должного, логического и исторического, минимизации риска и др. Эмпирический и теоретический уровни исследования и их специфика. Логическая структура исследования.

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Сущность понятий «воспитание», «развитие», «формирование». Взаимосвязь понятий «воспитание», «обучение», «образование». Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, длительность, неоднозначность, двусторонность и др. Сущность субъект-субъектных воспитательных отношений. Потребности, интересы, склонности, направленность личности как источник ее активности. Деятельность как основа развития и формирования личности. Философско-педагогические модели воспитания.

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания.

Понятие “метод”. Классификация методов воспитания. Методы формирования общественного сознания (методы убеждения) – внушение, разъяснение, рассказ, беседа, метод примера; методы формирования общественного поведения (методы упражнения) – приучение, упражнение, поручение; методы стимулирования (методы побуждения) – поощрение, наказание и др. Приемы воспитания. Проблема выбора методов и примеров воспитания. Педагог как лидер педагогического взаимодействия взаимодействия. Продуктивное и непродуктивное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Закономерности и принципы воспитания.

Закономерности как объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи. Принципы воспитания как руководство к действию педагогов. Сущность принципов: гуманизация, природосообразность, культуросообразность, дифференциация, индивидуализация. Отражение принципов воспитания в современной практике.

Понятие о воспитательных системах.

Воспитательная система как совокупность элементов, которая в целостном единстве и взаимосвязи создают условия для развития и формирования личности. Признаки системы: целостность, структурность, иерархичность, самоорганизация, взаимосвязь со средой. Примеры классических воспитательных систем.

Коллектив как условие и средство развития личности. Структура и стадии развития детского коллектива.

Идея коллективизма в общественной мысли и практике общественных отношений. Коллектив как субъект и объект воспитания. Понятия «коллектив» и «группа». Признаки коллектива. Первичный коллектив. Структура коллектива. Пути формирования коллектива. Учение о стадиях развития коллектива. Закон “завтрашней радости”. Закон параллельного педагогического действия. Роль традиций в развитии коллектива. Опыт А. С. Макаренко в развитии теории коллектива.Взгляды В. А. Сухомлинского на проблему взаимосвязи интересов коллектива и личности. Педагогические требования к организации детского коллектива.

Наши рекомендации