К взаимодействию с семьей младшего школьника

Проблема соотношения общественного и семейного воспитания во все времена была достаточно актуальна. Одни исторические периоды характеризуются преимущественно приоритетом семейного воспитания, другие – общественного. Очевидно, что успех формирования личности определяется оптимальным соотношением того и другого. В настоящее время нарушение взаимодействия школы и семьи проявляется особенно ярко. Это обусловлено:

Ø утратой общей цели воспитания;

Ø стратификацией семей по имущественному признаку;

Ø ухудшением отношения государства и общества к учителю;

Ø уменьшением времени общения с детьми в связи с большими временными затратами в добывании средств к существованию.

Реальное проявление этой проблемы возникает в связи с поступлением ребенка в школу. Приходя в школу, ребенок представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, что обусловлено уровнем развития культуры семьи. Передавая эстафету воспитания школе, семья рассчитывает на решение определенных задач, связанных с развитием ребенка. Возникает педагогический альянс - союз школы как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания. Развитие личности ребенка во многом зависит от гармонии отношений в этом союзе. Приход ребенка в школу становится этапом, когда ответственным за обучение, воспитание и развитие ребенка в равной мере является и семья, и учитель.

Единство общественного и семейного воспитания выступает как важнейшая основа становления личности, успешно овладевающей материальными и духовными ценностями, готовой внести все более заметный вклад в развитие общечеловеческой культуры. С поступлением ребенка в школу, главной фигурой, которая может обеспечить единство общественного и семейного воспитания, выступает учитель начальных классов, поскольку начало систематического обучения, являющегося переломным этапом в жизни ребенка, обусловлено его включением в общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Изменяется и характер отношений к ребенку в семье, что часто вызывается предъявлением требований, которые далеко не всегда соответствуют его возможностям.

Именно от учителя начальной школы, от его умения организовать взаимодействие с семьей маленького школьника зависит:

• успешность реализации целей современного начального образования, обеспечение ребенку оптимальных условий развития и становления личности;

• адекватность оценки семьей возможностей ребенка, помощь ему в выстраивании собственной траектории развития;

• отношение ребенка к школе и к процессу учения не только
на этапе начального образования, но и на других этапах непрерывного образования;

• дальнейшее взаимодействие с теми, кто будет учить и воспитывать ребенка в основной школе.

Единство семейного и общественного воспитания можно обеспечить учитель начальной школы, знающий и понимающий происходящие в обществе социальные процессы, умеющий их адаптировать к реальным условиям конкретной семьи, дифференцирующей объективно и правильно оценивающий возможности школы и семьи в развитии ребенка.

Подготовку учителя начальных классов к взаимодействию семьи и школы необходимо начинать с осознания педагогических принципов, лежащих в основе этого процесса. В современной педагогической науке выделен ряд принципов, определяющих взаимодействие семьи и школы. Это такие принципы, как принцип:

• соглашения, предполагающий определение общих целей и задач педагогического взаимодействия;

• сопряжения, определяющий выработку единой системы воздействия на ребенка;

• сопереживания, отражающий взаимное уважение и взаимную расположенность партнеров организующих жизнь ребенка;

• сопричастности, включающий единство нормативов и установок, проявление заинтересованности к жизнедеятельности ребенка;

•содеянности, выступающий главным критерием оценки отношений (Н.Е. Щуркова; Л.И. Маленкова).

Осознание данных принципов позволит не ограничивать про­явление самостоятельности ребенка, поскольку именно она обес­печивает проявление его способности быть субъектом собственной жизни. Строя свою работу на основе выделенных принципов, учитель сможет делать акцент на осознании социальной позиции ребенка в школе и семье. Это тем более важно, что в школе ребенок исполняет социальную роль гражданина и, эмансипируясь от семьи, вынужден утверждать, проявлять и отстаивать собственное "Я" (подчас активное включение родителей в жизнь школы ограничивает развитие личности, обращая его в "ребенка семьи").

Успешность взаимодействия учителя и семьи определяется уровнем функциональной подготовки педагога. В деятельности учителя начальных классов в этом отношении можно выделить ряд профессионально — значимых функций: диагностическую, коммуникативную, оценочную.

Готовность к реализации первой из них позволяет своевременно получать научно обоснованную информацию об участниках воспитательного процесса, о характере отношений в семье, о владении методами современной диагностики, умении интерпретировать результаты диагностического исследования.

Коммуникативная функция предполагает наличие умений по организации взаимодействия семьи и школы. Реализация этой функции базируется на знании особенностей отношений в семье, современных форм организации работы с родителями, основ педагогической этики. Выделение в процессе взаимодействия этических аспектов, с одной стороны, регулирует отношения между родителями и педагогами, а с другой — дает возможность опи­раться на педагогический эталон отношений с ребенком.

…Профессиональная подготовка будущего учителя должна обеспечить и его готовность к реализации оценочной функции. Формированию возможностей реализации данной функции в процессе обучения должно уделяться особое внимание, поскольку необъективная, не учитывающая индивидуальных особенностей ребенка оценка приводит к неадекватным реакциям родителей, к нарушению эмоциональных отношений.

Психолого-педагогическая подготовка, обеспечивающая решение проблемы взаимодействия школы и семьи, будет успешной за счет включения курсов, позволяющих:

• все более грамотно и точно проводить диагностику развития детей, их реальных возможностей, служащих основой для определения оптимального варианта индивидуальной траектории развития каждого ребенка;

• осознавать необходимость смещения акцента с обучения на развитие и формирование ценностных ориентации;

• четко видеть возможности семьи в воспитании детей, разных по уровню подготовки и развития;

• осознавать приоритет семейного воспитания в эмоциональном и нравственном развитии ребенка;

• взаимодействовать с семьями, разными по имущественному положению, отношению к детям, по составу семьи;

• реально руководить разносторонним развитием младшего школьника, помогая семье и привлекая различные обществен­ные институты.

(Цитаты из работы : Вергелес Г.И., Кутергина Л.Н. Подготовка учителя к взаимодействию с семьей младшего школьника// Детство и общество: социокультурный контекст. Материалы Х11 международной конференции «Ребенок в современном мире. Семья и дети». - СПб., 2005. С.217-221.)

Приложение 37

Л.И.Петрова

Наши рекомендации