ТЕМА 11. Сущность педагогических технологий
Понятие педагогические технологии. Структура педагогической технологии (концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть). Научные основы педагогической технологии: философские основы педагогических технологий (гуманизм, теософия, экзистенциализм, прагматизм, сциентистско-технократическатическая, природосообразность); факторы психического развития и технология (биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические); методологические подходы к образовательному процессу (аксиологический, валеологический, деятельностный, культурологический, акмеологический, гуманистический, системный, синергетический, творческий, личностно-ориентированный, целостный и др.); научные концепции развития и усвоения социального опыта (ассоциативно-рефлекторная, когнитивная, теория формирования понятий, содержательного обобщения, поэтапное формирование умственных действий, суггестопедическая, нейролингвистического программирования, гештальтеория и др.).
Классификация педагогической технологии (по Г.К.Селевко): по уровню применения, по философской основе, ведущему фактору, научной концепции, ориентации на личностные структуры, характеру содержания и структуры, организационные формы, типу организации и управления познавательной деятельностью, подход к ребенку, преобладающему, доминирующему методу, направлению модернизации существующей традиционной системы, категории обучающихся.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
* «Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве» — толковый словарь.
* «Педагогическая технология — это организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическоевлияние и воздействие на учебный процесс» (Б.Т.Лихачев).
* «Педагогическая технология — ýто содержательнаятехника реализации учебного процесса» (В.П.Беспалько).
* «Педагогическая технология —ýтоописание процесса достижения планируемых результатов обучения» (И.П. Волков).
* «Технология — это искусство, мастерство, умение,совокупность методов обработки, изменения состояния» (В. М. Шепель).
* "Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы" (М.Чошанов).
* "Педагогическая технология -- это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (.В.М.Монахов).
· "Педагогическая технология - этосистемный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).
· "Педагогическая технология означаетсистемную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей " (М.В. Кларин).
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений, даваемых различными источниками.
Понятие педагогической технологии может быть представлено трех сферах:
научной. Она является областью или частью педагогической науки, изучающей и разрабатывающей цели, содержание и методы обучения и проектирующей педагогические процессы;
процессуально-описательный. Как описание (алгоритм) процесса, задание совокупности целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
процессуально-действенный. Как осуществление технологического (педагогического), функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств,
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве объяснительной системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении и в качестве реально осуществляемого процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» употребляется на трех уровнях.
Общедидактический уровень. Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения и даже алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).
Частнометодический (предметный) уровень. Здесь педагогическая технология употребляется в значениичастная методика, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методики преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Элементный (модульный) уровень. На нем рассматривается технологияотдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология отдельных видов деятельности, технология формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, технология усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.