Социализация личности, ее механизмы
Социализация личности - процесс усвоения индивидом образцов поведений, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Выделяют следующие этапы социализации:
1. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.
2. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе.
4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.
Важную роль в социализации играет семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.
Социальное влияние на личность осуществляется посредством определенныхмеханизмов, наиболее значимыми из которых являются:
1. Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.
2. Подражание (сознательное или подсознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей).
3. Внушение (процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств людей, с которыми он взаимодействует).
4. Конформность (подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц). Различают внутреннюю (мнение человека действительно меняется под воздействием группы) и внешнюю (демонстративное согласие с мнением группой лиц, сохранив при этом в глубине души свое собственное мнение.
О влиянии других людей на поведение каждого из нас, свидетельствуют основныесоциальные процессы:
1. Социальная фасилитация (деятельность человека в окружении других людей улучшается, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам).
2. Социальная ингибиция (социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окружающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данного человека).
3. Социальное научение (форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе).
4. Социальное подкрепление (целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей).
5. Социальный контроль (способы и формы регулирования психики и поведения людей со стороны общества). Социальный контроль выражается в двух формах: позитивная (поощрение, награды, одобрение) и негативная (неодобрение, наказание, угрозе наказания).
Психология общения.
Общение имеет три взаимосвязанные стороны:
- коммуникативную, анализирует общение с точки зрения передачи и обмена информацией;
- интерактивную, рассматривает общение как взаимодействие индивидов;
- перцептивную, в которой предметом анализа является взаимное восприятие партнерами друг друга.
Общение как коммуникация. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Но люди в процессе коммуникации не просто обмениваются значениями, они стремятся выработать общий смысл, а это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой — как личностно-групповой, общение субъекта с массой — как личностно-массовый. Отличительной особенностью межличностной коммуникации является процесс психологической обратной связи. Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых во время общения вопросов.
Единицей коммуникативной деятельности выступает диалог, а элементарными единицами диалога — такие действия как высказывания и слушание. Коммуникация между людьми реализуется с учетом отношений между ними, их установок, целей, намерений. Это приводит не просто к движению информации, но и к уточнению, обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Описывая коммуникационный процесс, следует отметить следующее:
• направляя информацию, человек ориентируется в своем партнере, т.е. анализирует его мотивы, цели, установки (социальная перцепция);
• партнеры могут повлиять друг на друга, т. е. обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера (социальная интеракция). Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации;
• коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации идекодификации информации. То есть «все должны говорить на одном языке»;
• в условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.
В целях избежания искажения информации опытными коммуникаторами используются приемы активного слушания. Например, пониманию партнера по общению будут способствовать следующие приемы:
1. Проговаривание. Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной фразы: «Как я понял вас…», «По вашему мнению…», «Ты считаешь…» и т. д.
2. Перефразирование. Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы: «Вашими основными идеями, как я понял, являются…» или «Другими словами, ты считаешь, что…».
3. Интерпретация и развитие идеи. Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания. Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…» или «Вы так считаете, видимо, потому что…».
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации. В современной социальной психологии выделяют различные типы коммуникативных барьеров. Прежде всего это барьеры непонимания: фонетический (языковой), семантический (смысловой), стилистический (особенности речи), логический (обоснованность выводов) и др. Выделяют также барьеры социально‑культурных различий: социальные (принадлежность субъектов к разным слоям общества), политические (разные идеология и представления о структуре и смысле власти), религиозные (могут определяться толерантностью самой религии по отношению к представителям другой веры), профессиональные и др.
Обнаружено, что в акте коммуникаций непосредственно слова занимают лишь 7 %; 38 % – это звуки и интонации и 55 % уходит на невербальные коммуникации.
Невербальная коммуникация – это обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация. Невербальные сообщения могут передаваться посредством: оптико‑кинетической системы знаков(жесты, мимика, пантомимика), тактильной системы (различные прикосновения), параязыка (паралингвистической и экстралингвистической системы знаков), организации микросреды общения (изменение характеристик пространства общения), ольфакторной системы (различные запахи), визуального контакта (контакта глаз).
Общение как перцепция. Общение начинается с восприятия человека человеком. Социальная перцепция — это важный психологический процесс, ответственный за осуществление человеком определенного социального поведения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование на этой основе его поступков.
Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:
– возрастные, половые, профессиональные особенности социальной перцепции;
– условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;
– закономерности формирования первого впечатления;
– влияние на эти процессы прошлого жизненного опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей.
Выделяют следующие механизмы взаимопонимания:
1.Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я».
2. Эмпатия — постижение эмоционального состояния, вчувствование в другого человека. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Эмпатия имеет три уровня:
- первый - когнитивная эмпатия, проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без изменения своего состояния;
- второй предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопереживания и сочувствия ему, эмпатического отреагироиания;
- третий уровень - высшая форма, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию помощи и поддержки партнеру по общению (иногда такой стиль поведения называется помогающим).
3. Рефлексия — это осмысление субъектом того какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению. Другими словами это представление о том, что думают обо мне другие. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.
4. Стереотипизация — это классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, социальным стереотипам.
Стереотипное восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок:
• эффектом проекции — когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих;
• эффектом средней ошибки — тенденцией смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего;
• эффектом порядка — когда при противоречивой информации больший вес придается данным, полученным первыми, а при общении со старыми знакомыми, наоборот, доверять больше последним сведениям;
• эффектом ореола — когда к человеку складывается определенное отношение по его какому–либо поступку, ореол может иметь как положительную, так и отрицательную окраску;
• эффектом стереотипизации, который заключается в приписывании человеку черт, характерных для определенных социальных групп (например, профессиональным: учителю, продавцу, математику мы приписываем определенные черты личности).
Общение как интеракция. Процесс взаимодействия или интерактивная сторона общения — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов общения друг на друга, а также организации их совместной деятельности.
В структуре взаимодействия можно выделить два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный (внутренний).Первый — составляет этикет, т. е. установленный, регламентированный порядок действий в конкретной ситуации. Ритуальный характер взаимодействия позволяет экономить силы, не изобретая каждый раз средства для налаживания оптимальных отношений. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено.
Второй — относится к психологической стороне взаимодействия. Дело в том, что, вступая во взаимодействие, мы удовлетворяем целый ряд потребностей, связанных с поддержанием психического равновесия. Есть потребности, которые мы можем удовлетворить только вместе и посредством других людей: например, потребность в определении принадлежности и статуса, потребность в поддержании хороших отношений.
С точки зрения взаимодействия, можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
• открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение;
• отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентацию на одну из них, но не заявленную открыто;
• закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее.
Интерактивная сторона общения представляет собой общую стратегию взаимодействия. К ведущим стратегиям поведения во взаимодействии относят:
• сотрудничество, которое направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации, либо конкуренции);
• соперничество (противодействие) — предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);
• компромисс — реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;
• уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);
• избегание — представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
Средства общения.
Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.
Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).
Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).
Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.
Структуру речевого общения составляют:
1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.
2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.
3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.
Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.
Невербальные средства общения изучают различные науки:
1. Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
2. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);
3. Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.
В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции:
1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр.
В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой;
2. Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы;
3. Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо;
4. Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.
Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.
Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:
1. Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
2. Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
3. Жесты-эмблемы (заменители слов, или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свидания».
4. Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) — почесывания, подергивания, касания, поглаживания, переби-рание предметов, находящихся под рукой.
5. Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.
Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.
Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:
а) жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);
б) жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
в) жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
г) жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
д) жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
е) жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);
ж) жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.)..
Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.