Пед. закономерности и принципы обучения
Пед. закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами пед. системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые
связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения
Общие закономерности обучения: 1. Закономерность цели обучения зависит от: 1) уровня и темпов развития общества; 2) потребностей и возможностей общества; 3) уровня развития и возможностей пед. науки и практики. 2. Закономерность содержания обучения - зависит от
общественных потребностей и целей обучения; 2) темпов соц. и научно-технич. прогресса; 3)возрастных возможностей школьников; 4) уровня развития теории и практики обучения; 5) материально-технич. и экономич. возможностей учебных заведений 3. Закономерность
качества обучения - зависит от: 1) продуктивности предыдущего этапа| и достигнутых на нем результатов; 2) характера и объема изучаемого материала; 3) организационно-пед. воздействия обучающихся; 4) обучаемости учащихся; 5) времени обучения. 4. Закономерность
методов обучения - зависит от: 1) знаний и навыков в применении методов; 2) цели обучения; 3) содержания обучения; 4) возраста учащихся; 5) учебных возможностей учащихся; 6) материально-технич.обеспечения; 7) организации учебного процесса. 5. Закономерность
управления обучением - зависит от: 1) интенсивности обратных связей в системе обучения; 2) обоснованности корректирующих воздействий. 6. Закономерность стимулирования обучения - зависит от: 1) внутренних стимулов обучения; 2) внешних стимулов. Конкретные закономерности обучения дидактические закономерности результаты обучения зависят от: 1) способа включения учащихся в учебную деят.; 2) применяемых методов; 3) применяемых средств; 4) характера созданной учителем учебной ситуации. Гносеологические закономерности: 1) результаты обучения прямопропорциональны умению учащихся учиться; 2) продуктивность усвоения знаний, умений прямопропорциональна объему практич. применения знаний умений 3) результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта; 4) продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться. Психологич.закономерности: 1) продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деят.; 2) продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся 3) продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых; 4) обученность прямо пропорциональна обучаемости. Кибернетические закономерности; 1) эффективность обучения прямо поопорциональна частоте и объему обратной связи; 2) качество знаний зависит от эффективности контроля, 3) качество обучения прямо пропорционально качеству управления
учебным процессом. Социологич. закономерности: 1) эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды». интенсивности взаимообучения; 2) престиж учащегося в классе; 3)эффективности обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Организационные закономерности: 1) эффективность обучения зависит от организации; 2) результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим
учебным обязанностям; 3) умственное утомление приводит к торможению органов чувств Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Содержательные принципы обучения: 1 Принцип
гражданственности - отражает соц. аспекты обучения, предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять соц. и личностные потребности. 2. Принцип научности - предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному
мировой цивилизацией. 3. Принцип воспитывающего обучения - предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравствен., правовой, эстетич., физич., культуры труда и жизнедеят.. общения.4. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует сознательной теоретич. и практич.
подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Организационно-методич. принципы обучения: 1. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационально и иррационального, сознательного и бессознательного. Преемственность позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации
в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира. Последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, 1 Умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. 2. Принцип единства группового и индивид, обучения - обусловлен тем. что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма соц. организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. Традиционное обучение в своей основе является групповым. Групповое обучение создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск
наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи и т.д. Индивид, обучение - собеседования, самостоят, учебная работа и т.д. 3. Принцип соответствия обучения возрастным и индивид, особенностям обучаемых предполагает
реализацию возрастного и индивид, подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психич. и личностного развития, воспитанности и соц. зрелости обучаемых. Индивид, подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности. 4. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их
субъективность в учебном процессе. Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения. 5. Принцип доступностиобучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых,
отказа от интеллектуальных и эмоционал. перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физич. и психич здоровье. Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. 6. Принцип наглядности.
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-
практич. работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. 7 Принцип продуктивности и надежности обучения. Этот принцип обязывает учителя осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, совершенствовать их в интересах
гарантированного достижения целей. 8. Принцип оптимальности - предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно- материальных, гигиенических, эстетических и других условий неоюходимых для его функционирования.
14. Методы, приемы и средства обуч-я. Классификация методов обуч-я и их характеристика
Метод - сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели -содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.
В структуре методов обуч-я выделяются приемы. Прием- это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
В традиционной классификации методов обуч-я выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). В современной дидактике существует несколько общепризнанных классификаций методов обуч-я. Наиболее известной наряду с традиционной является классификация по типу (характеру) познавательной деятельности. В данной классификации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративной (информационно-рецептивный);
репродуктивный;проблемное изложение;частично поисковый (эвристический); исследовательский.
Сущность информационно-рецептивного методавыражается в следующих его характерных признаках:
1)знания учащимся предлагаются в «готовом»виде;
2)учитель организует различными способами восприятие этих знаний;
3)учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей. При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний. В репродуктивном методеобучения выделяются следующие признаки:
1)знания учащимся предлагаются в «готовом»виде;
2)учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3)учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их изапоминают. Критерием усвоения
является правильное воспроизведение
4)необходимая прочность усвоения знаний обеспечивается путем многократного повторения.
Метод ироблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой
деятельности.
Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
1)знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;
2)учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью
разнообразных средств;
3)учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие
познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают,
обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему до конца. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные
Сущность исследовательского методаобучения сводится к тому, что:
1)учитель вместе с учащимися формулирует
проблему, разрешению которой посвящается
отрезок учебного времени;
2)знания учащимся не сообщаются. Учащиесясамостоятельно добывают их в процессе разреше
ния (исследования) проблемы;
3)деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных
задач;
4)учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повы
шенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.
Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие
функции: обучающую, развивающую, вооспитывающукх побуждающую (мотивацион-ную) и контролъно-коррекционную.
К средствам обучения относится все то, что помогает учителю в его работе. Это прежде всего учительская речь, жесты, мимика и пр. Средства обучения это также оборудование учебных классов и кабинетов, технические средства обучения, учебные пособия, учебные планы, программы, наглядные пособия и т. д