Пед. закономерности и принципы обучения

Пед. закон - это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами пед. системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения. Закономерности обучения выражают существенные и необходимые
связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения
Общие закономерности обучения: 1. Закономерность цели обучения зависит от: 1) уровня и темпов развития общества; 2) потребностей и возможностей общества; 3) уровня развития и возможностей пед. науки и практики. 2. Закономерность содержания обучения - зависит от
общественных потребностей и целей обучения; 2) темпов соц. и научно-технич. прогресса; 3)возрастных возможностей школьников; 4) уровня развития теории и практики обучения; 5) материально-технич. и экономич. возможностей учебных заведений 3. Закономерность
качества обучения
- зависит от: 1) продуктивности предыдущего этапа| и достигнутых на нем результатов; 2) характера и объема изучаемого материала; 3) организационно-пед. воздействия обучающихся; 4) обучаемости учащихся; 5) времени обучения. 4. Закономерность
методов обучения
- зависит от: 1) знаний и навыков в применении методов; 2) цели обучения; 3) содержания обучения; 4) возраста учащихся; 5) учебных возможностей учащихся; 6) материально-технич.обеспечения; 7) организации учебного процесса. 5. Закономерность
управления обучением - зависит от
: 1) интенсивности обратных связей в системе обучения; 2) обоснованности корректирующих воздействий. 6. Закономерность стимулирования обучения - зависит от: 1) внутренних стимулов обучения; 2) внешних стимулов. Конкретные закономерности обучения дидактические закономерности результаты обучения зависят от: 1) способа включения учащихся в учебную деят.; 2) применяемых методов; 3) применяемых средств; 4) характера созданной учителем учебной ситуации. Гносеологические закономерности: 1) результаты обучения прямопропорциональны умению учащихся учиться; 2) продуктивность усвоения знаний, умений прямопропорциональна объему практич. применения знаний умений 3) результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта; 4) продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться. Психологич.закономерности: 1) продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деят.; 2) продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся 3) продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых; 4) обученность прямо пропорциональна обучаемости. Кибернетические закономерности; 1) эффективность обучения прямо поопорциональна частоте и объему обратной связи; 2) качество знаний зависит от эффективности контроля, 3) качество обучения прямо пропорционально качеству управления

учебным процессом. Социологич. закономерности: 1) эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды». интенсивности взаимообучения; 2) престиж учащегося в классе; 3)эффективности обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Организационные закономерности: 1) эффективность обучения зависит от организации; 2) результаты обучения прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим

учебным обязанностям; 3) умственное утомление приводит к торможению органов чувств Пед. закономерности и принципы обучения - student2.ru Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. Содержательные принципы обучения: 1 Принцип
гражданственности
- отражает соц. аспекты обучения, предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять соц. и личностные потребности. 2. Принцип научности - предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному
мировой цивилизацией. 3. Принцип воспитывающего обучения - предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравствен., правовой, эстетич., физич., культуры труда и жизнедеят.. общения.4. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения требует сознательной теоретич. и практич.
подготовки учащихся уже в общеобразовательной школе. Фундаментальность в обучении предполагает научность, полноту и глубину знаний. Организационно-методич. принципы обучения: 1. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационально и иррационального, сознательного и бессознательного. Преемственность позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации

в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира. Последовательность и систематичность позволяют разрешить противоречие между необходимостью формирования системы знаний, 1 Умений и навыков по предметам и формированием целостного концептуального видения мира. 2. Принцип единства группового и индивид, обучения - обусловлен тем. что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению. Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив как специфическая форма соц. организации, основанная на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимной помощи. Традиционное обучение в своей основе является групповым. Групповое обучение создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск
наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи и т.д. Индивид, обучение - собеседования, самостоят, учебная работа и т.д. 3. Принцип соответствия обучения возрастным и индивид, особенностям обучаемых предполагает
реализацию возрастного и индивид, подходов. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психич. и личностного развития, воспитанности и соц. зрелости обучаемых. Индивид, подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности. 4. Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их
субъективность в учебном процессе. Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения. 5. Принцип доступностиобучения при достаточном уровне его трудности требует учета в его организации реальных возможностей обучаемых,
отказа от интеллектуальных и эмоционал. перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физич. и психич здоровье. Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. 6. Принцип наглядности.
Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-
практич. работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. 7 Принцип продуктивности и надежности обучения. Этот принцип обязывает учителя осуществлять выбор форм и методов обучения в соответствии с его целями, совершенствовать их в интересах

гарантированного достижения целей. 8. Принцип оптимальности - предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а также создание необходимых учебно- материальных, гигиенических, эстетических и других условий неоюходимых для его функционирования.

14. Методы, приемы и средства обуч-я. Клас­сификация методов обуч-я и их характеристика

Метод - сердцевина учебного процесса, связую­щее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели -содержание - методы - формы - средства обуче­ния» является определяющей. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения.

В структуре методов обуч-я выделяются приемы. Прием- это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификации метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В традиционной классификации методов обуч-я выделяется пять методов: практический, нагляд­ный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модифика­ции (способы выражения). В современной дидактике существует несколько общепризнанных классификаций методов обуч-я. Наиболее известной наряду с традиционной является классификация по типу (характеру) познавательной деятельности. В данной класси­фикации выделяются следующие методы: объяснительно-иллюстративной (информацион­но-рецептивный);

репродуктивный;проблемное изложение;частично поисковый (эвристический); исследовательский.

Сущность информационно-рецептивного методавыражается в следующих его характерных признаках:

1)знания учащимся предлагаются в «готовом»виде;

2)учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3)учащиеся осуществляют восприятие (рецеп­цию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей. При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятель­ность педагога ограничивается организацией вос­приятия знаний. В репродуктивном методеобучения выделяются следующие признаки:

1)знания учащимся предлагаются в «готовом»виде;

2)учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3)учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их изапоминают. Критерием усвоения
является правильное воспроизведение

4)необходимая прочность усвоения знаний обеспечивается путем многократного повторения.
Метод ироблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой
деятельности.

Сущность частично поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

1)знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2)учитель организует не сообщение или изложе­ние знаний, а поиск новых знаний с помощью
разнообразных средств;

3)учащиеся под руководством учителя самостоя­тельно рассуждают, решают возникающие
познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают,
обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные Метод получил название частично поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоя­тельно решить сложную учебную проблему до конца. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные

Сущность исследовательского методаобучения сводится к тому, что:

1)учитель вместе с учащимися формулирует
проблему, разрешению которой посвящается
отрезок учебного времени;

2)знания учащимся не сообщаются. Учащиесясамостоятельно добывают их в процессе разреше­
ния (исследования) проблемы;

3)деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных
задач;

4)учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повы­
шенным интересом, полученные знания отлича­ются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний.
Установлено, что методы в учебно-воспитательном процессе выполняют следующие
функции: обучающую, развивающую, вооспитывающукх побуждающую (мотивацион-ную) и контролъно-коррекционную.

К средствам обучения относится все то, что помогает учителю в его работе. Это прежде всего учительская речь, жесты, мимика и пр. Средства обучения это также оборудование учебных классов и кабинетов, технические средства обучения, учебные пособия, учебные планы, программы, наглядные пособия и т. д

Наши рекомендации