Структура педагогической науки, отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методы педагогических исследований
Предмет и задачи педагогики. Задачи пед.науки на современном этапе. Анализ различных философско-педагогических концепций воспитания (прагматизм, неотомизм, экзистенциализм, бихевиоризм, неопозитивизм).
П-это одна из наук о человеке. Социально-гуманитарная наука. Социальная, т.к. зависит от соц. факторов и происходят социальные процессы. Гуманитарная, т.к. изучает законы деятельности человека и нет односторонней трактовки(различные подходы).Задачи пед-ки: 1. Изучение сущностей и закономерностей развития и формирования личности и их влияние на воспитание. 2. Определение целей воспитания. Зачем воспитывает? 3. Разработка содержаний воспитаний. 4. Исследование и разработка методов воспитания. Как? Задачи п-ки на современном этапе: 1)разработка целей и задач воспитания, их конкретизация, преминение к конкретным соц. Условиям.2)выявление закономерности формирования личности. 3)разработка содержания образования и воспитания 4)разработка на основе законов формирования личности принципов воспитания и образования 5)разработка методик деятельности педагогов, 6)вооружение педагогов знаниями пед. Теории и образовательными технологиями.
Бихевиоризм — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S—R. Необихевиористы Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др. дополнили учение положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул—реакция—подкрепление». Таким образом, главная идея необихевиоризма применительно к воспитанию заключается в том, что человеческое поведение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить.
Прагматизм— философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Основатели прагматической философии, Ч. Пирс и У. Джемс претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Основные положения -Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Неопозитивизм - философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Нынешний педагогический неопозитивизм чаще всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям также употребляется термин «сциенцизм». Виднейшие представители нового гуманизма и сциентизма - П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и другие.
Главные положения -Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь манипулированию поведением личности и создать условия для ее свободного самовыражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интеллекта, а задача воспитания - формирование рационально мыслящего человека. Экзистенциализм - влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Каждая личность - 'неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек - носитель своей нравственности. По утверждениям экзистенциалистов, человек везде и всегда одинок, изолирован, обречен на существование во враждебной ему среде. Общество наносит колоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социальные институты нацелены на унификацию личности, ее поведение. Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направлений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем помогает: человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны программы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы воспитания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ.
Неотомизм — религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут спасти нашу несущуюся к самоуничтожению цивилизацию. В содержании образования нужно четко разграничивать «истины разума и истины веры». Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотыми буквами над входом в любое учебное заведение». Религия пронизывает все предметы учебного плана, от арифметики до зоологии.
Структура педагогической науки, отрасли педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методы педагогических исследований.
Отрасли.Детская П. 1)возрастная пед-ка: ясельная, дошкольная, школьная 2)Семейная П 3)Внешкольная(доп образование) 4)Специальная П для детей с дефектами развития. А)ТИФЛО-П для слепых б)СУРДО-для глухих в)олигофрено-педагогика(олиго-малый, френ-ум) 5)Лечебная П. Общая П. 1) Сравнительная П(сравнение систем образ разных стран). 2)История П(обобщен опыт прошлых столетий) 3)частные методики(метод преподавания разных предметов) 4)Методики самообразования(1. составление плана 2.конспектирование 3.чтение). Педагогика взрослых. 1)Производственная(учит как общ-ся с людьми на производстве). 2)П Вуза 3)Спортивная П(как обуч и восп спортсменов) 4)Военная П 5)ИТ-педагогика исправительно-трудовая(для колоний). Взаимосвязь. Наиболее тесно связана с философией, психологией, социологией, анатомией, физиологией. Физиология-наука о жизнедеятельности организма и функциональных системах. П. может получить данные для управления физ и псих состояиях детей, о работоспособности. Школьная гигиена-изучает вопросы о состоянии здоровья и физ развития детей. Она помогает педагогу организовать жизнь ребёнка без вреда для его здоровья. Психология даёт возможн педагогу подобрать методы и ср-ва развития псих.процессов. Психология объясняет что такое память, а педагог подбирает упражнения для развития памяти. Социология-наука об обществе как системе и о взаимоотношениях представителей разных слоёв об-ва. Эргономика – наука, изуч функцион возможн чел в конкретной деят-ти, связан с использованием машин или техн средств.Пед. кибернетика-рассматр пед процесс как управление, обуч, воспит учащегося с постоянной обратно связью м/д учителем и учеником.Оперативная пороверка материала с помощью ключа(тест).Методы педагогических исследований.П. имеет свои методы исследования, они должны отвечать требованиям: 1)д/б рассчитаны на полож результат 2)не допустимы методы, кот могут принести вред ребёнку 3)методы нужно тщательно подбирать, исп-ть комплексно. След. методы: 1)всеобщие(позиция, на кот стоит автор-материалистическая или идеалистическая) 2)общенаучные(эксперимент) 3)специальные, педагог-ие: теоретические, практические, статистические.
К традиционным методам педагогических исследований относят наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы. Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед.