Практические занятия Модуля II
«Теория обучения – составная часть педагогики.
Современные технологии обучения» [1]
Практическое занятие № 2
Человек. Образование. Культура.
Образование как становление культуросообразной личности
Семинар
(2 часа)
Цель:Сформировать представление о социокультурной сущности понятия «образование».
Опорные теоретические понятия:культура; образование, обучение, воспитание; индивид, субъект, личность, индивидуальность; ученик как субъект отношений и деятельности.
Занятие проводится в форме учебных дебатов «Кризисные явления в образовании – это фактор его развития», в рамках которых обсуждаются вопросы, позволяющие подвести студентов к осмыслению меняющегося содержания понятия «образование», пониманию сути кризиса современной школы и путей его преодоления.
Вопросы для обсуждения:
1. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования.
2. Культурологический подход как методологическая основа современной педагогической мысли. Педагогическая теория содержания образования И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина как проявление современного личностно ориентированного подхода к пониманию сущности образования.
3. Гуманизация и гуманитаризация образования как важнейшие характеристики современного образования. Направления гуманизации и гуманитаризации образования.
· Задания
Для самостоятельного осмысления и
Обсуждения на практических занятиях
1). На основе анализа различных подходов к определению понятия «культура» выберите то, которое близко Вам. Почему культуру называют второй природой человека?
2). Раскройте суть наиболее ярких проявлений, характерных для культуросообразного и естественного (биологического, природного) способов существования человека. Приведите необходимые примеры.
3). Какое содержание следует сегодня вкладывать педагогу в понятие «культурный человек»?
4). На основе изучения учебной литературы по педагогике выпишите и сравните определения образования, предложенные различными авторами. Определите, в чем состоит источник множественности определений образования?
· Практические задания:
1. Разделившись на микрогруппы, обсудите предложенные в Приложении № 2 высказывания о сущности образования, выберите три наиболее понравившихся и объясните свой выбор. Отберите высказывания, с которыми Вы не согласны или не вполне согласны, и прокомментируйте их. Какие высказывания в группе вызвали наибольшие разногласия и почему?
2. Подготовьтесь к проведению в аудитории учебных дебатов на тему: «Кризисные явления в образовании – это фактор его развития». О сущности и методике проведения учебных дебатов см. в Приложении № 3.
Формы контроля:
- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара;
- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;
- практические задания выполняются устно.
Литература:
1. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. Гл.3. (О сущности современной концепции содержания образования). – Ознакомительное чтение с краткими выписками.
2. Шор Ю.М.Человек. Образование. Культура // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.72-81. (О сущности кризиса в образовании). – Обязательно. Хрестоматия – в читальном зале (бумажный вариант) или на кафедре педагогики (электронный вариант).
3. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1989. С.103-133. или Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.92-106. – По желанию.
4. Селивёрстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания. – Владимир, 2008. Гл.1. «Человек. Культура. Образование» с.12-38. – П. 2.2 «Гуманизация и гуманитаризация образования как воплощение смысла гуманистической образовательной парадигмы» – С.46-53; С.131-138 (о понятии «субъект»). – Обязательно.
5. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В.Давыдова. Т.1. – М., 1993. Статьи: «Гуманистическая педагогика», «Гуманитаризация образования», «Личностный подход». – Обязательно.
6. Зимняя И.А. Развитие личности // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.184-201. – Обязательно.
7. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С.206-220. – По желанию.
8. Петровский А.В. Человек. Индивид. Личность // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С. 124-143. – Обязательно.
9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // 9. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.423-432. (Характеристика личностных функций). – Обязательно.
10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995. – С. 249-253. – Обязательно.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. Ч.3 «Педагог и ученики – субъекты образовательного процесса». – С.162-172. – По желанию.
12. Круглый стол: теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Ч.1. – Владимир, 2012. – С.414-422. – По желанию.
Приложение 1.
В.В. Краевский
Современные подходы к осмыслению содержания образования и