Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)
Социально-педагогические причины объединения в учебную группу детей разных возрастов:
– малочисленность классов в сельской школе;
– нехватка кадров в школе;
– организация обучения «трудных» детей.
В малочисленных сельских школах объединение детей в РВГ – обычное явление; при этом классные коллективы остаются, а часть уроков проводятся с разновозрастным составом. Реже встречается объединение классов на постоянной основе. Организацию урока см. п. 3.2.
В каждом классе есть свои помощники-«учителя».
Задача учителя в таком случае - обратить внимание помощников на тонкости изложения, помочь подобрать литературу, организовать и направить работу в нужное русло.
Такие уроки – это и дополнительный побудительный мотив к учебе.
Старшие получают возможность повторить то, что знали раньше, проверить, не растерялся ли их багаж в пути от класса к классу. А для младших такой урок – это как раз момент опережающего обучения. То, что услышано краем уха, порой как раз наиболее прочно и запоминается. В будущем эти ростки случайного знания поднимутся, окрепнут и дадут хороший урожай.
Старшим можно доверить проверку домашнего задания:пусть подберут вопросы и задачи, а потом проведут по ним опрос. Надо только предостеречь, чтобы не были слишком строгими, помогли в случае затруднений. А вот малышей надо нацелить на прослушивание хорошего ответа старшеклассника. И обязательно напомнить, что они тоже научатся рассказывать так же связно, логично, грамотно.
В закреплении, пожалуй, стоит дать комбинированные задачи, в которых используются знания, приобретенные в разных классах. А в конце урока – кроссворд или ребус.
Технология работы РВГ из трудных учащихся в среднем звене городской школы включает следующие важнейшие элементы.
1. Организация деятельности разновозрастной группы как коллектива:
а) проведение сбора-знакомства на кругу с участием педагогов;
б) организация коллективного планирования на период, ближайшего дела;
в) проведение «капустников», поздравлений с днем рождения и т.п.;
г) организация коллективных творческих дел;
д) введение традиций в жизнь группы, проведение праздников;
е) групповой и индивидуальный самоанализ деятельности за период.
2. Развитие самоуправления в РВГ:
а) совместное обсуждение учащимися и преподавателями правил работы и поведения учащихся в группе; разработка заповедей для педагогов и учащихся,
б) выборы официального лидера группы (старосты, командира), выражающего и представляющего интересы группы на общешкольном уровне,
в) определение сфер деятельности, за которые отвечают сами учащиеся, и распределение ответственности за их состояние между детьми;
г) обсуждение способов организации повседневной жизни (использование методики чередования традиционных поручений).
3. Включение РВГ в жизнедеятельность школьного коллектива:
а) равноправное участие в общешкольных делах;
б) представление «лица» группы во всех общешкольных обсуждениях и решениях;
в) помощь в определении объекта заботы для учащихся РВГ в школе или вне ее.
4. Создание атмосферы эмоционального комфорта, доверия и уважения между педагогами и учащимися, старшими и младшими:
а) обсуждение и решение всех проблем «на равных»;
б) взаимные поздравления, сюрпризы друг другу;
в) введение игровых моментов, элементов романтики в организацию жизни.
5. Обеспечение индивидуального развития каждого ребенка:
а) оформление и ведение карты (тетради) индивидуального развития, в которой ведется учет результатов обучения и воспитания ребенка, определяется программа его развития на каждый период;
б) определение исходного, промежуточного и конечного состояния обученности и воспитанности детей;
в) изучение умственных способностей, особенностей мыслительной деятельности, мотивации обучения и поведения детей, направленности личности;
г) привлечение детей к самоанализу, составление программы своего развития;
д) проведение тренингов по корректировке поведении детей, их взаимоотношений с окружающими;
е) помощь каждому ребенку в проявлении его лучших сторон, качеств, создание ситуаций, помогающих ребенку утвердить себя среди других, реализовать свои способности;
ж) забота об устройстве ребенка в объединения клубного типа, соответствующие его потребностям и возможностям.
6. Совершенствование учебного процесса, развитие познавательных интересов:
а) привлечение учащихся к определению способов учебной работы;
б) расширение межвозрастных связей в процессе обучения;
в) использование нетрадиционных активных форм межвозрастного урока при участии всей группы.
7. Организационно-педагогическое обеспечение:
а) закрепление в РВГ пяти-семи учителей, постоянно и успешно работающих только с этими учащимися;
б) с учетом симпатий, желаний самих детей неофициальное закрепление каждого учащегося за педагогом (старшим другом) с целью оказания постоянной психологической поддержки ребенку и помощи в его индивидуальном развитии (составление программы, ведение карточки учета результатов его деятельности и т.д.);
в) проведение педагогических консилиумов с целью согласованности действий педагогов в организации обучения и воспитания каждого ребенка (примерно 2 раза в год по каждому ученику).
8. Развитие сотруднических связей педагогов, учащихся и родителей.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.