Лицей научно-гуманитарной культуры
(директор М.В. Яковлева)
Главная цель педагогической деятельности лицея научно-гуманитарной культуры — развитие духовного мира ребенка. В соответствии с этой целью создана комплексная программа «Творчество», содержащая разделы: «Кадры» — диагностические методы для оценки профессиональных и управленческих качеств деятельности учителя; «Учебно-теоретический процесс» — оригинальный учебный план и интегрированные программы; «Наука» — мобилизация учителей и учащихся на занятия исследовательской и опытно-экспериментальной работой; «Самоуправление» — включение в руководство лицея педагогов, учащихся и родителей.
Воспитательный процесс в лицее строится на основе принципов гуманизации, преемственности, целесообразности, профильное™, научности, актуальности и сотворчества.
Важнейшим блоком в создании воспитательной системы является управление: первый этап — планирование, осуществляется на основе анализа, прогноза и перспективы; второй этап — информационный; третий этап — интеграционный, объединяющий творческий поиск учителя и ученика; четвертый этап — коллективное творчество. Научно-педагогическое руководство воспитательной системой осуществляет директор, его заместители по науке, воспитательной работе, эстетическому воспитанию. Они определяют стратегию, цели, задачи обучения и воспитания. Творческий совет лицея, творческие союзы учителей и учащихся разрабатывают систему организации учебно-воспитательной деятельности лицея. Координирующим всю деятельность лицея органом является большой педагогический совет.
Главное в деятельности лицея — создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка через взаимосвязь искусства и учебных предметов, направленную на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Как средство такой интеграции используются возможности коллективных творческих дел (КТД). Так, в форме КТД были проведены: «Ломоносовская ассамблея», «Дворянское собрание», клуб «Отечественные записки», «Синематограф», «Иллюзион», вечера «Русское зарубежье», «Полынь чужбины».
Общее дело, общее творчество, роднящее малышей и педагогов, старшеклассников и родителей, учителей физики и литературы, музыки и математики делают школьную жизнь родной и полноценной. Творческий поиск по совершенствованию воспитательной системы лицея продолжается.
Школа без неудачников
(о концепции У. Глассера) В книге американского психолога, психотерапевта и педагога У. Глас-сера «Школа без неудачников» представлена своеобразная концепция, модель школьной воспитательной системы. «Школы без неудачников» — школы, работающие по данной модели У.Глассера. Его система — гуманистическая система, где в центре — личность ребенка, его интересы, успехи. И задачу школы У.Глассер видит прежде всего в «обеспечении такой системы, где успех был бы делом не только возможным, но и реальным, где дети успешно учились и могли бы реализовать свои способности».
Причину очень многих социальных и личных бед американский ученый видит в проблеме неудачников. Отсюда и концепция воспитательной системы «школы успеха». Но это не значит, что идеалом педагога является ребенок, просто умеющий добиваться успеха. Школа должна «воспитывать мыслящего, творческого, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь. Уверенный в успехе человек преодолеет неудачи, а если успех достигается нелегко, это его не испугает. Если он способен мыслить, ладить с другими людьми, ценить красоту, он может почувствовать себя счастливым и полезным обществу» (с. 175). Такова модель личности У. Глассера. Концепция гуманистична и в цели, и в основных ценностных ориентирах, поскольку базируется на общечеловеческих ценностях: «...В школе следует активно приобщать детей к непреходящим моральным ценностям. Как в школе, так и дома должна царить такая атмосфера, в которой дети могли бы не только узнавать о принципах морали, но и следовать им. Если нам это не удается, мы лишаем наших детей подлинных нравственных ориентиров» (с. 153).
Знаниями, исследованиями психологии личности, интересами ее развития мотивирован и выбор форм, средств, приемов, методик, технологий, которые предлагает У. Глассер. Он основывает свои педагогические идеи на концепции психологических потребностей (А. Маслоу). Базовыми потребностями человека он считает потребность в любви и в чувстве собственного достоинства, рассматривая их в русле интегрального понятия собственной идентичности — осознания себя личностью. Важным в книге Глассера является вопрос о том, что «делает пребывание в школе личностно значимым» для каждого, успешным.
«Любовь является побудительной силой для достижения успеха и способствует ощущению собственной значимости», — утверждает У. Глассер
(с. 26).
Как перевести это в область технологии?.. Глассер это делает просто и умно: «Лучше всего, если в школах любовь будет рассматриваться не иначе, как социальная ответственность... чувство взаимной ответственности, стремление помогать и заботиться друг о друге». Любовь как ответственность — замечательная идея. В концепции американского педагога такая ответственная любовь определяет основной стиль отношений между учениками, между учениками и учителями — отноше-
ний сотрудничества. Другой лейтмотив отношений — создание такой атмосферы, чтобы каждый ощущал значимость собственного «Я». Самоуважение и ответственность за других — качества, дополняющие друг друга. Одиночеству как источнику неудач Глассер противопоставляет взаимное участие, а угрозу и наказание рассматривает как отрицательные мотиваторы, предлагая заменить их взаимной вовлеченностью учителей и учащихся в общее дело. Наряду с этими принципами «терапии реальностью» он выдвигает принцип личной ответственности. «Если мы хотим добра детям, мы должны им внушить, что удовлетворение их жизненно важных потребностей во многом зависит от их собственных усилий, они сами в ответе за выбор такой линии поведения, которая приведет их к ощущению собственной значимости» (с. 29). «Пусть ребенок сам отвечает за последствия своего поведения», — утверждает У. Глассер (с. 35).
Идея ответственности включает самостоятельный анализ удач/неудач, самостоятельную их оценку, а затем самостоятельный выбор пути решения возникшей проблемы, и обязательно самостоятельную реализацию сделанного выбора. Таким образом, Глассер ставит ребенка в субъектную позицию и по отношению к деятельности, и по отношению к себе, с признанием личной ответственности за свою жизнь. Главное, утверждает он, не застраховать себя от неудач (это практически невозможно), а суметь так отнестись к неудаче, чтобы она стала ступенькой к успеху.
Идее воспитания жизненной активности, субъективности, личной ответственности за свою жизнь подчинены предложения по изменению учебной и внеучебной работы школы, которые вносит Глассер. Он считает, что главная задача в обучении — учить размышлять самостоятельно, критически, творчески. В качестве серьезных недостатков современных школьных программ и технологий обучения он называет их упор на память, на воспроизводство знаний, их академичность, оторванность от жизни и собственного мира ребенка, а также усиленное внимание оценке их усвоения. Поэтому в качестве основных он выдвигает принципы сотрудничества, актуальности, самостоятельности мышления в обучении. Сотрудничество учителя и ученика на основе взаимной вовлеченности, сотрудничество учеников при использовании коллективных форм обучения У. Глассер считает более эффективным, чем формы индивидуальные. Отмечает и важную роль эмоций в обучении, создание естественной, комфортной, «детской» атмосферы как путь к эффективности обучения. «Эмоции должны присутствовать на уроках, ведь для ребенка это чрезвычайно важно, — утверждает У. Глассер. — Смех, крики, громкие ответы хором и даже слезы — часть положительного опыта обучения — должны быть обычным явлением на уроке... Дети должны оставаться детьми...» (с. 61).
Важнейшей частью программы Глассера (у него это системообразующая деятельность) является система классных собраний. Она, по его замыслу, должна стать органической частью повседневной жизни школы. Собрание — это совместное обсуждение, анализ важных и актуальных
для учащихся проблем — социальных, интеллектуальных, связанных с идеями школьных программ. «Школы обладают уникальной возможностью избавить детей от одиночества...», — утверждает Глассер. Он может реализовать эту возможность через групповые формы обучения, создание отношений взаимопомощи и сотрудничества в детской среде, классные собрания. «Ребенок должен усвоить, что класс — это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы, где каждый ученик несет как личную, так и групповую ответственность» (с. 111). Классные собрания — это школа общения, анализа, накопления опыта решения проблем, сотрудничества, демократизма. Участвуя в собраниях, дети «приходят к пониманию того, что в демократической школе, как и демократической стране, многие проблемы не имеют двузначных решений, что и на них лежит ответственность за оптимальные альтернативные решения трудных проблем» (с. 49).
Школа Глассера — школа воспитывающая. В ней все — коллективное, творческое, имеющая личностно значимый характер деятельность, гуманистические отношения, личностный подход к ребенку — служит интересам развития его личности.