Из опыта организации гражданского образования школьников
Успех реализации различных курсов по граждановедению для школьников зависит от того, насколько атмосфера школьной жизни, сам образовательный процесс, взаимоотношения учителей и учеников, нормы и правила школьной жизни будут демократичными по существу и основываться на правах и обязанностях всех участников образовательного процесса. Именно поэтому наиболее эффективным способом реализации гражданского образования школьников является создание в учебном заведении открытой воспитательной системы – сообщества, построенного на принципах демократии, с развитым общественным мнением и внутришкольным самоуправлением, разрабатывающим собственные законы. Первые опыты реализации институционального подхода в гражданском образовании относятся к концу ХIХ – началу ХХ вв. Наиболее известными являются Бруклинская школа, «справедливое сообщество» Лоуренса Кольберга, отдельные положения чикагской лабораторной школы Дж.Дьюи, коммунарская деятельность А.С.Макаренко.
Ярким примером реализации гражданского образования школьников в отечественной практике в советский период стал опыт В.А.Сухомлинского; в 80 – 90-е годы ХХ века – опыт деятельности учебных заведений нового типа – авторских школ, лицеев, гимназий. Среди авторских российских проектов, успешно работающих по проблемам гражданского образования учащихся, особое место занимают московские школы № 825 (директор В.А.Караковский) и № 734 (директор А.Н.Тубельский).
Формированию гражданина, гражданского видения мира, патриотического сознания, гражданского долга важное место отводил В.А.Сухомлинский в Павлышской школе. Он рассматривал обучение как «активную гражданскую жизнь подрастающего поколения». По мнению В.А.Сухомлинского, источниками воспитания гражданина являются специально организованная воспитательная работа и отношения вокруг ребенка. Становление личности гражданина в Павлышской школе было неразрывно связано с культом Родины и матери. Оно начиналось в начальных классах с рассказов о мире, этических бесед, которые В.А.Сухомлинский называл «уроками гражданского видения мира». На протяжении всего периода обучения в школе использовались самые разные формы воспитания гражданина:
§ материнское дерево (его должен был посадить и вырастить сам ученик, а первые плоды принести своей матери),
§ реальные и заочные путешествия по Советскому Союзу,
§ традиции пионерской дружины,
§ вечера юных мыслителей,
§ дискуссии, диспуты («Я часто стремился к тому, чтобы держать класс в состоянии спора»),
§ изучение биографии великих людей и др.
В дальнейшем многие идеи В.А.Сухомлинского были творчески развиты В.А.Караковским на базе средней школы № 825 г. Москвы. Здесь было создано сообщество, отличительными чертами которого являлись: сотрудничество педагогов и учащихся, активная деятельность органов школьного самоуправления, совместный поиск истины, развитие учащихся через создание воспитывающих ситуаций и разнообразные виды творческой деятельности. С первых дней пребывания в школе ребенок ощущает отношение к себе как к личности, поэтому он не только должен выполнять известные всем обязанности ученика, но и иметь целый ряд прав, защита которых гарантирована. В школе действуют ряд положений, регулирующих деятельность (например, положение о дежурном командире).
В.А.Караковский считал, что главным средством воспитания является разумно организованное сообщество, построенное на признании общечеловеческих ценностей. К их числу относятся земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек. Причем человек признан абсолютной ценностью, мерой всех вещей, целью, средством и результатом воспитания. Это проявляется в заповедях педагогического коллектива: «Школа – твой родной дом», «Говори, что знаешь, делай, что умеешь. При этом помни, что знать и уметь больше – никому не вредно», «Право голоса имеет только настоящий друг детей», «Школьное дело – это и наука, и искусство, и художественная самодеятельность».
В школе отказались от прямого воспитательного и идеологического воздействия на личность школьника, свойственного советской системе воспитания. С первого класса каждый ученик ведет о себе книгу «Кто я?», куда вкладываются стихи, сочинения, рисунки и т.п., которые отражают рост личности, талантов и развитие способностей ребенка. В.А.Караковский систематизировал накопленный в школе арсенал методов, форм и средств гражданского воспитания. Он выделил:
§ воспитание словом (на первый план при этом выходит личная гражданская убежденность воспитателя),
§ воспитание делом (активный опыт гражданского поведения, который приобретают ученики, участвуя в школьном самоуправлении),
§ воспитание примером (работа всей школы по «оживлению» книг из серии «Жизнь замечательных людей», когда каждый класс должен представить по одной персоналии),
§ воспитание ситуацией, в которой школьник должен совершить гражданский выбор и поступок,
§ воспитание игрой («Читай-город», тимуровская работа),
§ воспитание общением (круговые беседы, загадывание желаний и т.п.),
§ воспитание отношением.
С 1992 г. в Москве на базе школы № 734 существует научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения», которым руководит А.Н.Тубельский. Вся работа школы представляет собой воспитание демократией и направлена на приобретение учащимися опыта жизни в демократическом, открытом, основанном на праве обществе. Особая роль в этом отводится укладу школы и созданию правового пространства. Под демократическим укладом А.Н.Тубельский понимает атмосферу, стиль школьной жизни, партнерский характер взаимоотношений педагогов и учеников, цивилизованные способы разрешения конфликтов и проблем, при которых правила общей жизнедеятельности устанавливаются по общему согласию, а терпимость по отношению к чужим обычаям является нормой поведения. Правовое пространство – своеобразное поле для тренировки личного поведения на основе демократических норм, учителя и ученики постоянно создают ситуации проживания в этом пространстве, в т.ч. неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения и отношения.
Ученики и учителя на равных правах участвуют в создании норм, законов, правил общей жизни, а потому становятся их активными носителями и защитниками. Вся деятельность «школы самоопределения» регулируется конституцией, где определены права и обязанности граждан и функции органов «школы самоопределения». Высшим органом самоуправления признан общий сбор, который решает внутришкольные проблемы и конфликты. Руководящим органом является совет «школы самоопределения», куда входят родители, ученики, сотрудники, студенты, педагоги, директор и один из его заместителей. В школе действуют законы о самоуправлении в классах, о правах и обязанностях граждан школы, о защите чести и достоинства.
Уклад деятельности школы распространяется не только на внеклассную, внеурочную работу, но и на весь учебный процесс. Особенностью содержания учебных занятий по всем предметам, в том числе и по граждановедению, является их вариативный характер, наличие огромного количества курсов по выбору, форму и содержание которых определяет учитель совместно с учениками. Занятия обычно проводятся методом погружения или в форме мастерских. Кроме обязательных предметов, выделяется время для работы над собственным проектом или темой. Для оценки результата обучения в конце года проводится творческий экзамен – защита в присутствии педагогов, родителей, товарищей, приглашенных самим школьником, самостоятельно проведенного исследования.
Аналогичная модель организации школьной жизни использована в российских образовательных проектах «Демократические ценности в образовании» (О.С.Газман, Дж.Чаплин, Фрумин И.Д.), «школа взросления» (Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д.) и др .
Вопросы и задания для самопроверки
1. В чем сущность гражданского образования как инновационного направления педагогической практики современных условиях?
2. Докажите, что гражданское образование – социокультурный феномен.
3. Пользуясь толковыми словарями под редакцией В.Даля, Д.И.Ушакова, С.И.Ожегова, покажите эволюцию представлений о сущности гражданина в ХIХ – ХХ вв.
4. Пользуясь законом Республики Беларусь «Об образовании», Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и др. государственными документами докажите, что гражданское образование является приоритетным направлением образовательной политики государства.
5. Составьте и заполните таблицу «Модели реализации гражданского образования школьников». (Дайте сравнительную характеристику известных Вам моделей реализации гражданского образования школьников).
6. Определите формы и направления деятельности учителя по реализации гражданского образования в начальной, базовой и средней школе. (Групповая работа).
Покажите взаимосвязь содержания гражданского образования с идеями педа
ГЛАВА 18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ *