Самоанализ опыта работы по формированию межличностных отношений младших школьников

С целью формирования позитивных отношений младших школьников на уроке создавались условия, способствующие складыванию этих отношений:

· Создавалась ситуация успеха;

· Лидеры привлекались для консультации других детей;

· Требовалось выслушивание ответов друг друга до конца;

· Поддерживались вежливые обращения детей друг к другу.

Помимо уроков такая работа шла через систему классных часов, внеурочной деятельности. Были проведены два классных часа на тему:

1. «Дружба».

В ходе классного часа развивалось умение у учащихся вести рассуждения; формировалось умение аргументировать свою точку зрения; также формировались нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.( Приложение 6)

Наблюдения за детьми в ходе классного часа на тему «Дружба», выявили следующее: можно сказать, что дети понимают значение слова «друг», знают о законах дружбы, приводят различные жизненные ситуации. Савушкина Алиса и Сибирко Антон из группы принятых прочли стихотворения, что способствует лучшему пониманию и восприятию данной темы, формируя эстетические качества.

2. «Толерантность».

На данном классном часе повышается уровень творческой активности учащихся; проявляется чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре. Воспитание толерантности способствует развитию сотрудничества. (Приложение 7)

В ходе этого классного часа удалось выявить, что учащиеся не до конца понимают что такое «толерантность», некоторые из них первый раз слышат об этом- в данном случае можно сказать, что у таких ребят как: Шереметьев Кирилл, Горбань Лиза, Архипенко Валя- низкий уровень развития, с ними не занимаются родители, не объясняют им самых основных понятий. Эти ребята относятся к группам принятых и изолированных. В целом во время классного часа все получилась, удалось добиться поставленных целей и задач. Детям очень понравилась игра «Ты мне нравишься».

Исходя из наблюдений за детьми в ходе классных часов, можно сказать, что в классе доброжелательные взаимоотношения, благоприятная атмосфера. В целом группа дружная, сплоченная. Межличностные отношения между учащимися в стадии формирования, поскольку они только во 2 классе. Но уже есть на что опереться, чтобы дальше способствовать развитию формирования позитивных межличностных отношений младших школьников.

2.4.Условия формирования межличностных отношений младших школьников

Анализ психолого-педагогической работы позволил определить ряд условий, способствующий формированию позитивных межличностных отношений младших школьников.

1. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится младший школьник, тем больше у него возможностей для развития и приобретения опыта межличностных отношений.

2. Психологи отмечают, что в первые месяцы школьной жизни одним из важнейших мотивов поведения ребенка становится желание завоевать статус «настоящего ученика». Это означает, что ребенок еще до прихода в школу знакомится с определенным эталоном ученика, к которому начинает стремиться своими действиями и поступками.

3. Дети не осознают различных частей своего Я, которые определяют их поведение. Внешнее отношение других людей постепенно переходит во внутренний план, становится собственными представлениями ребенка о себе.

4. В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки и уровня притязаний, необходимо подчеркнуть ведущую роль социально- средовых факторов, в данном случае — школы.

5. Социальная активность, направленная на завоевание признания и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности

6. . Очень широко представлено в работах М.И. Лисиной исследование влияния общения на психическое развитие ребенка. В нем она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослыми. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание. Они зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межличностные отношения в группе сверстников оказывают большое влияние на развитие личности младшего школьника, особенно на становление самооценки и уровня притязаний, а также развитие оптимального или повышенного уровня тревожности и формирование агрессивности ребенка.[21]

Заключение

Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания. Для каждого школьника его отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития. Важны как отношения с отдельными одноклассниками, так и ощущение ребенка от своего положения в классе. Неблагоприятное положение в системе межличностных отношений переживается ребенком, вызывая эмоциональное напряжение и дискомфорт. Такая ситуация является неблагоприятной для развития личности ребенка, в частности – формирования его самосознания, представлений о себе и отношения к себе.

При работе с детьми отдается больше времени и сил учебному процессу, чем воспитательным нормам педагогического процесса. Многие учителя не придают большого значения целенаправленной работе по формированию положительных межличностных отношений, считая, что они сложатся сами собой. Но это не так. Их нужно формировать и поддерживать не только на уроках, а т же во внеурочной деятельности, через систему классных часов, кружков, экскурсий, различных походов. Современному учителю нужно стремиться к тому, чтобы сформировать ребенка как личность не похожую на других, имеющую свою точку зрения. Формировать в детях позитивные межличностные отношения.

Список литературы

1. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника/ А.А. Бодалев.- М.: Книга, 2005. – 364с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 2001. - 300 с.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 72 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1991.-480с.

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е. Психология./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1999. — 464 с.

6. Киричук А. В. Опыт социально-педагогического изучения положения ребенка в системе коллективных отношений. // Ребенок в системе коллективных отношений/А.В. Киричук. -М.: Просвещение, 2002.-133с.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО «ФУА информ», 2003. - 312 с.

8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 2006.

9. Мухина В. С. Детская психология/ В.С. Мухина.- СПб.: 2003.-263с.

10. Немов Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии - 688 с.

11. Психология взаимоотношений в малых группах.-Мн.: Тетра Системс, 2000.

12. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.:ТЦ "Сфера", 2002. – 378с.

13. Развитие общения у дошкольников. Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет /Под ред. А.В.Запорожца, М.И.Лисиной .– М.:2004.-300с.

14. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социально-педагогическая психология /А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия «Мастера психологии»- Питер, СПб -2000.-212с.

15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека/ Е.Е Сапогова.-М.:«Академия», 2005. -263с.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2003.-736 с.

17. Фопель.К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения/ К.Фопель.-М.: Генезис, 1998.-160с.

18. Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы// Народное образование.- 2002.-№9.- С.270-281.

19. Хрестоматия по возрастной психологии. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Инс-т практической психологии, 2004. – 398с.

20. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе/Г.А. Цукерман. - М.:Педагогика, 2001.– 217с.

21. Влияние успеваемости детей младшего школьного возраста на характер межличностных отношений (http//www/ pedagogika/vliyanie-uspevaemosti-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-na-harakter-mezhlichnostnyh-otnoshenii)

22. Особенности межличностных отношений младших школьников (http/www/referat/Osobennosti-mezhlichnostnyx-otnoshenij-mladshix)

23. Формирование межличностных отношений младших школьников на уроках русского языка (http//www/ pedagogika/formirovanie-mezhlichnostnyh-otnoshenii-mladshih-shkolnikov)

Приложения

Приложение 1

Интерактивная игра «Сходства и различия»

Цели:Эта игра помогает детям увидеть, что, с одной стороны, каждый из них по-своему уникален, а, с другой стороны, у каждого можно найти такие черты и особенности, которые есть и у других.

Материалы:Бумага, карандаш — каждому ребенку.

Инструкция: Кто из вас иногда радуется, когда обнаруживает, что в чем-то он похож на других детей? А кто из вас бывает доволен тем, что в чем-то отличается от остальных?

В каждом из нас есть и то, и другое. Разбейтесь на пары, и пусть каждая пара сядет за свой стол. Найдите восемь характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем — восемь характеристик, которыми вы отличаетесь. Каждый из вас может согнуть пополам лист бумаги. Напишите на левой половине листа сверху "сходства", а справа — "различия". А теперь запишите то, чем вы похожи друг на друга, и то, чем вы друг от друга отличаетесь.

Теперь нарисуйте две картинки. На одной должно быть изображено что-то такое, чем вы похожи. А другая должна изображать одно, но важное различие между вами.

По завершении попросите детей представить свои рисунки классу.

— Что для тебя было сложнее: найти сходства или найти различия?

— Что из того, что объединяет тебя с твоим партнером, нравится тебе больше всего?

— Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от других?

Приложение 2

Интерактивная игра: «Подарок, который нельзя купить»

Цели:Обычно дети воспринимают в качестве подарка только то, что можно купить в магазине. Вместе с тем нередко самые прекрасные подарки — те, что мы делаем для других сами. Например, помогаем стереть с доски, рассказываем интересную историю, обнимаем... Эта игра заставляет детей задуматься о том, как они своими поступками могли бы приносить радость окружающим.

Материалы:Маленькие карточки из картона, фломастеры, цветные карандаши, почтовые конверты для купонов.

Инструкция: Можете ли вы рассказать мне, чем в последнее время радовали вас другие люди? Что они сделали для вас приятного? Вспомните своих близких, друзей, может быть, своих одноклассников.

Запишите все эти "благородные поступки" и "добрые дела" на доске.

А теперь давайте поговорим о том, что бы вы могли сделать для других. Каким образом вы могли бы сделать приятный сюрприз своим родителям, братьям или сестрам, бабушкам или дедушкам? Каким способом вы могли бы сделать такой подарок, который нельзя купить в магазине, своим друзьям или одноклассникам?

Все ответы детей тоже запишите на доске.

А теперь мы откроем мастерскую по производству купонов на подарки. Пусть каждый из вас подумает о том, что и кому он мог бы подарить из того, что нельзя нигде купить. Нарисуйте несколько купонов на подарки, которые вы потом сможете подарить своим близким, друзьям и одноклассникам. Напишите на них, что приятного вы собираетесь сделать. Каждый купон раскрасьте фломастерами или карандашами.

Затем сложите каждый купон в отдельный конверт и надпишите имя того, кому вы хотите сделать приятный сюрприз.

Помогите тем детям, которые испытывают какие-либо затруднения при выполнении этого задания, придумать простые и приятные действия для их родителей, родственников или друзей.

Анализ упражнения:

— Тебе понравилось играть в эту игру?

— Трудно ли было придумать хорошие идеи о том, как принести радость окружающим?

— Достаточно ли ты сам получаешь таких подарков, которые невозможно купить?

— Почему подарки, которые нельзя купить, ценнее тех, что куплены в магазине?

— Кого ты выбрал, чтобы подарить ему купон на подарок?

Приложение 3

Вопросы к беседе с учителем об особенностях класса и его структуре

А: Общие сведения о коллективе: численность учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами и т.д.

Б: Структура классного коллектива:

Формальная- актив класса( характеристика личности лидеров: их инициативность, самостоятельность и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных учениках, положение в системе межличностных отношений).

Неформальная- (неофициальные лидеры, характеристика их влияния на класс, сплоченность классного коллектива, наличие дружеских микрогрупп, «отчужденные» дети и причины их появления).

Приложение 4

Социометрическая методика «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «-») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

Самоанализ опыта работы по формированию межличностных отношений младших школьников - student2.ru

Приложение 5

Как посчитать УБВ

Обработка и интерпретация результатов:

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования

Условные обозначения для социоматрицы:

+ – положительный выбор (ответ на первый вопрос)

– отрицательный выбор (ответ на второй вопрос)

Определение социометрического статуса. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе

Выделяют следующие типы социометрического статуса:

— “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

— “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

— “Пренебрегаемые” или «оттесненные»– дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

— “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

— “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как “звезды”, так и “отверженные”. Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической “звезды” смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что “звездность” – показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. Ребенок может стать социометрической “звездой”, потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.).

Лидерство же – это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и “звездой” могут быть разные дети: ведь для завоевания положения “звезды” и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у “звезды”.

Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы:

— Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией.

— Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково.

— Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом (“пренебрегаемые”, “изолированные” и “отвергаемые”).

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы:

Сгр = общая сумма взаимных выборов/Общее число возможных выборов

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6 – 0,7. Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать о том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются.

Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать и о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких “союзов” она состоит.

Приложение 6

Классный час на тему: « В дружбе сила»

Цели: развитие умений учащихся вести рассуждения; формирование умений аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Ход классного часа

Вступительная часть.

Звучит песня в записи или в исполнении учеников.

Совершите чудо

Сл. М. Пляцковского Муз. Е. Птичкина

Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зеленых рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

-Ребята, давайте сейчас посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе…»(Ребята говорят пожелания друг другу.)

Сегодня классный час посвящен … (Открывается доска, там плакат со словами «друг», «приятель», «товарищ» и написано предложение «Друг – это тот, кто…».)

Итак, тема нашего классного часа: «Дружба». Я предлагаю вам поработать в группах (3 ряда).

Наши рекомендации