Из опыта работы по патриотическому воспитанию школьников

В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

Образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. МБОУ СОШ с. Покровка одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание.

Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма стало особенно актуальным в наше время. Одной из задач воспитательной работы в МБОУ СОШ д. Покровка является воспитание молодёжи в духе преданности и любви к своей Родине, гордости за подвиги отцов и дедов, совершённые ими на фронтах Великой Отечественной войны, в тылу при восстановлении разрушенного хозяйства, а также готовности служить своему Отечеству. Одним из способов формирования и развития патриотизма является поисковая и музейная деятельность. Трудно в рамках ограниченного времени учебных программ организовать поисково-исследовательскую деятельность. В данной ситуации школьные музеи способны помочь в решении этой непростой задачи. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.

Для привлечения учащихся к исследовательской деятельности руководителем школьного музея бала разработана программа. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково- исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

1. Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда.

2. Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, края;

3. Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка;

4. Оформление и экспонирование материалов;

5. Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.

6. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

7. Организация исследовательской работы.

Неотъемлемой частью нашей работы является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи.

Уже много лет в нашей школе функционирует кружок « Активисты школьного музея». Программа занятий с учащимися строится таким образом, что в течение учебного года они проходят базовый курс, в который входят: музееведение, военная история, краеведение и методика исследовательской и поисковой работы.

В результате ребята получают теоретические знания и практические навыки, которые в дальнейшем они смогут применить в самостоятельной деятельности.

При таком построении и организации работы открываются возможности:

Для заинтересованного и самостоятельного выбора учащимися вида деятельности;

Для активной и самостоятельной деятельности воспитанников.

Для формирования определённых моральных ценностей, служащих базой для формирования патриотических чувств;

Для формирования и развитие патриотических чувств на четырёх уровнях: моя семья, моё село, мой родной край, моя родина.

Всегда интересна история места, где живешь. Ребята нашей школы интересуемся историй, и им очень нравится открывать её тайны, пытаться связать настоящее с прошлым ее невидимыми нитями. Совместная с педагогом деятельность помогает им установить связи между фактами жизни и историей, в анализе, обобщении собранного материала, и редактировании работ. Работой они очень увлечены. Она многогранна, интересна. Поводом для начинания работ им служат разные случаи. Например, прочитав четверостишие о вечной памяти героев, ученица 11 класса Тарасова Д. задалась вопросом, на самом ли деле это так, или чаще это происходит на словах. Она провела опрос среди учащихся 5 -11 классов МБОУ СОШ с. Покровка, своих друзей и взрослых. Всего респондентов – 60. Предложила им вопросы на знание героев Советского Союза, России, нашего села. И что увидела? Согласно результатам, почти 90 % могли определить, кто же такой герой, это порадовало. 70% респондентов назвали Героев Советского Союза наших земляков. За какие заслуги перед Родиной они были удостоены звания, ответили только 2 человека. Исходя из результатов опроса, Тарасова сделала вывод, что действительно, Героев мы помним только на словах. Ученица решила исправить данное положение дел. Определила тему исследования: «Герои Советского Союза» В связи с этим поставила перед собой цель: исследовать историю почетного звания Героя Советского Союза и добиться должной оценки истинных героев Отечества.

Собрав и систематизировав материалы о Героях Советского Союза и их подвигах, она смогла заполнить некоторые пробелы в своих знаниях и учащихся нашей школы. Реферат исследовательской работы выставлен среди исследовательских работ в экспозиции школьного музея МБОУ СОШ д. Покровка, с исследовательской работой познакомились члены кружка «Активисты школьного музея» Даша провела повторно опрос и получила совершенно другие результаты. 98% опрашиваемых дали ответ на ранее поставленные вопросы. А значит, цель достигнута. Члены кружка «Активисты школьного музея» столкнулись с тем, что в музее мало собран материал о повседневной жизни наших жителей в годы Великой Отечественной войны. Ребята попытались реально исследовать те сложности и трудности военного времени, которые выпали в повседневной жизни на долю жителей наших деревень.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определялась тем, что результаты могут быть использованы в память о тех, кто выдержал военное лихолетье. Собранный материал о том, какими были наши деревни в годы войны, может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края.

Материалы работы послужили основой для создания презентаций, которые уже использовались на школьной конференции, на уроках окружающего мира по изучению родного края.

Исследования проводились в январе 2010 - феврале 2011 г. Были собраны и записаны видеофрагменты воспоминаний жителей деревень Покровского сельского совета о своём военном детстве, изучены вопросы быта и материального положения населения, проанализированы материалы музея и документы районного архива. ( Похозяйственная книга основных производственных показателей хозяйств колхозников на 1943 – 1945 годы), составлена схема деревни того периода.

Данная работа стала скромной данью, выражением безграничной благодарности всем, кто сражался на фронте и в тылу, павшим и живым... Вернёмся к эпиграфу. Переживание за свою родину не покидает и в мирное время.

Наше село богато знаменитыми людьми. Члены кружка находят всё новые и новые имена.

Память о родном селе, о школе, об односельчанах всегда живет в их сердцах Иванова Леонтия Егоровича и Казанина Геннадия Семеновича.

С 2004 года Геннадий Семенович взял шефство над родной школой, является её спонсором. Именно благодаря его усилиям наша школа по материальной базе соответствует современным требованиям. Собрав материал, ребята убедились в том, что наш край прекрасный и богатый хорошими людьми. На этой земле родились и выросли наши знаменитости, для которых дороже всего родное село, родная природа. Находясь вдалеке от нас, Геннадий Семенович помогает нашему селу материально. Литературное слово Леонтия Егоровича рассказывает нам о том, как прекрасна природа, как красивы добрые и мужественные поступки, что доброта, сострадание, отзывчивость, заботливость – лучшие качества человека. Ребята, работая над данной темой, научились дорожить своей малой родиной и осознали, что они, жители края, являются хранителями и создателями наследия нашего села.

Таким образом, данная работа позволяет приобщить подрастающее поколение к истокам высокой духовности отечественного героизма и патриотизма, предполагает обучить школьников пониманию происхождения этих качеств, умению воспринимать и творить жизнь по принципам родства и сопричастности с историей, традициями, образцами мужественности и преданности своей стране, своему народу, воспитывать граждан – патриотов, готовых служить своему Отечеству, любить его и гордиться им.

Д.Ю. Быстрицкий, зав. кафедры теории и методики

физвоспитания и ОБЖ ИРО РБ (г. Уфа),

А.С. Валеева, ст. методист ИРО РБ (г. Уфа)

Наши рекомендации