Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е

3. Метод единственного сходства.

Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е - student2.ru А, Б, В, Г Д, Е

Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е - student2.ru И, К, Л, Г М, Е

Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е - student2.ru Н, О, З, Г П, Е

Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е - student2.ru С, Т, У, Г Ф, Е

Если при разнообразных вариациях признаков неизменным остается единственное сходство (в данном случае: Г – Е), то составляющие его переменные рассматриваются как причина (Г) и следствие (Е).

Помимо общих логических схем, следование которым в организации и проведении эксперимента помогает выявлению причинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы экспериментов.

Таких основных планов имеется два:

1. Эксперимент, организованный по плану типа «только после». В этом случае в качестве альтернативной остается и требует специального опровержения гипотеза о том, что изначально экспериментальная и контрольные группы не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между ними различия по окончанию эксперимента.

2. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после».

Анализ результатов эксперимента и

Применение статистических методов и средств формализации

В психолого-педагогическом исследовании

Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на их основе выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений.

Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят первичную, а затем вторичную статистическую обработку.

Первичная статистическая обработка заключается в определении необхо-димого числа элементарных математических статистик:

· выборочное среднее значение;

· дисперсия;

· квадратическое отклонение;

· медиана;

· мода.

Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессивный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных экспериментальных данных (подробнее эти характеристики рассматриваются в учебных пособиях: 1. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. 2. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004).

Результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность (значимость) полученных результатов.

По Д. Кэмпбеллу существуют следующие факторы, угрожающие валидности эксперимента:

· Фактор фона – неконтролируемые события между начальным и контрольным измерениями.

· Фактор естественного развития.

· Эффект тестирования – влияние выполнения заданий первоначального тестирования на результаты следующего.

· Инструментальная погрешность, связанная с неточностью измерительного инструмента.

· Статистическая регрессия. Имеет место, когда группы отбираются на основе крайних показателей и оценок. Известно, что точность измерений на крайних участках шкалы снижается.

· Фактор отбора испытуемых – неэквивалентность групп составу.

· Отсев в ходе эксперимента.

Можно выделить и неэкспериментальные влияния, которые могут привести к искажению результатов:

· Эффект плацебо, механизм которого основан на самовнушении и внушении.

· Эффект Хоторна. Стимулируются осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям исследователя.

· Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя) – субъективные влияния исследователя, заинтересованного в том или ином результате.

· Эффект аудитории – изменение поведения испытуемых под влиянием экспериментатора, публики.

· Эффект первичности – зависимость оценки, суждения от первого впечатления.

Предусмотреть действие всех случайных факторов в психолого-педагогическом исследовании очень сложно. Но их минимизация возможна при использовании экспериментальных планов с контрольными группами.

Наши рекомендации