Если, варьируя величину признака Г, мы неизменно получаем изменения только одного признака Е, то Г можно рассматривать в качестве наиболее вероятной причины Е
3. Метод единственного сходства.
А, Б, В, Г Д, Е
И, К, Л, Г М, Е
Н, О, З, Г П, Е
С, Т, У, Г Ф, Е
Если при разнообразных вариациях признаков неизменным остается единственное сходство (в данном случае: Г – Е), то составляющие его переменные рассматриваются как причина (Г) и следствие (Е).
Помимо общих логических схем, следование которым в организации и проведении эксперимента помогает выявлению причинно-следственных связей, этой же цели могут служить планы экспериментов.
Таких основных планов имеется два:
1. Эксперимент, организованный по плану типа «только после». В этом случае в качестве альтернативной остается и требует специального опровержения гипотеза о том, что изначально экспериментальная и контрольные группы не были одинаковыми, что и вызвало зафиксированные между ними различия по окончанию эксперимента.
2. Эксперимент, организованный по плану типа «до и после».
Анализ результатов эксперимента и
Применение статистических методов и средств формализации
В психолого-педагогическом исследовании
Если данные, полученные в эксперименте, качественного характера, то правильность делаемых на их основе выводов полностью зависит от интуиции, эрудиции и профессионализма исследователя, а также от логики его рассуждений.
Если же эти данные количественного типа, то сначала проводят первичную, а затем вторичную статистическую обработку.
Первичная статистическая обработка заключается в определении необхо-димого числа элементарных математических статистик:
· выборочное среднее значение;
· дисперсия;
· квадратическое отклонение;
· медиана;
· мода.
Вторичная статистическая обработка (сравнение средних, дисперсий, распределений данных, регрессивный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ и др.) проводится в том случае, если для решения задач или доказательства предложенных гипотез необходимо определить статистические закономерности, скрытые в первичных экспериментальных данных (подробнее эти характеристики рассматриваются в учебных пособиях: 1. Немов Р.С. Психология: в 3-х т. Т. 3-й. – М., 1995. 2. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб.: Питер, 2004).
Результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность (значимость) полученных результатов.
По Д. Кэмпбеллу существуют следующие факторы, угрожающие валидности эксперимента:
· Фактор фона – неконтролируемые события между начальным и контрольным измерениями.
· Фактор естественного развития.
· Эффект тестирования – влияние выполнения заданий первоначального тестирования на результаты следующего.
· Инструментальная погрешность, связанная с неточностью измерительного инструмента.
· Статистическая регрессия. Имеет место, когда группы отбираются на основе крайних показателей и оценок. Известно, что точность измерений на крайних участках шкалы снижается.
· Фактор отбора испытуемых – неэквивалентность групп составу.
· Отсев в ходе эксперимента.
Можно выделить и неэкспериментальные влияния, которые могут привести к искажению результатов:
· Эффект плацебо, механизм которого основан на самовнушении и внушении.
· Эффект Хоторна. Стимулируются осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям исследователя.
· Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя) – субъективные влияния исследователя, заинтересованного в том или ином результате.
· Эффект аудитории – изменение поведения испытуемых под влиянием экспериментатора, публики.
· Эффект первичности – зависимость оценки, суждения от первого впечатления.
Предусмотреть действие всех случайных факторов в психолого-педагогическом исследовании очень сложно. Но их минимизация возможна при использовании экспериментальных планов с контрольными группами.