Основание педагогики как науки: исторические предпосылки дидактики Я. Коменского, ее основные положения, значение для последующего развития педагогики и школьной практики
К 17 веку накопилось достаточно теоретических знаний в области образования, знаний о ребенке, знаний о человеке, появились новые требования к содержанию образования. Ставится проблема о том, как правильно воспитывать и обучать, увеличилось количество школ, появились школы с обучением на родном языке, гимназии, братские школы (школы протестантов Вост. Европе). Учительство становится массовой профессией. В идейном наследии гуситов наиболее характерные следует выделить требования всеобщего равенства, ликвидацию наследственных привилегий, признания равноправия женщин, образования детей на родном языке. В 16-17 веках многие идеи гусизма сохранялись в общинах Чешских братьев. Появляются утопические проекты реорганизации общества на разумных, по их представлениям, началах. Например, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, в которых значительное место отводилось вопросам рационального воспитания молодежи. Эти идеи не могли не повлиять на образ мыслей Чешских братьев, в среде которых родился, вырос и сформировался в духовном отношении один из самых выдающихся педагогов-мыслителей Ян Амос Коменский (1592–1670). Он разрабатывал многие педагогические проблемы, создал первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, рано лишился родителей. То, что он так поздно (в 16 лет) поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов образования. Коменский прекрасно знал и обобщил все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. Его труды пестрят именами тех мыслителей, которые высказали какую-либо интересную мысль относительно организации и методов обучения или требований к ним. Во «Всеобщем совете об исправлении дел человеческих», как и в других его произведениях, основной выступает идея пансофии – всеобщей мудрости, что означает «знание всех вещей», реально существующих в мире. По мнению педагога, возможность улучшения социальной жизни и избавления общества от несправедливости кроется в совершенствовании системы воспитания и образования людей, поскольку это позволит совершенствоваться каждому человеку и, как следствие, всему миру. В «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В них педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования.Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет). На этапе дошкольного образования, когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания. На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей и должна была совершенствовать владение общим для всех народным языком, который, по Ком.,является средством укрепления и сохранения нации как таковой. Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве, для молодых людей, проявивших особые умственные дарования. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. Был автором ряда учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии.
1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение, что нашло отражение в «золотом правиле» дидактики.
2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному.
3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал по ступеням возраста.
4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.
Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения. Класс - постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; Урок - четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя…) предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, «Школа без дисциплины – что мельница без воды».