Основание педагогики как науки. Я. Каменский. Исторические предпосылки дидактики

Понятие педагогической науки. Педагогическая наука и педагогическая практика: объект, предмет и задачи.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика – наука, изучающая процесс образования и воспитания детей и взрослых т.к. педагогика является самостоятельной наукой, то она имеет предмет и объект исследования.

Источники педагогики:

- народный опыт

- труды философов, медиков, психологов

- труды в области педагогики

- учителя

Объект, предмет, функции и задачи педагогики- науки и практики.

  практика Наука
Субъект Учитель-ученик Исследователь
Объект Взаимодействие, воспитанник Процесс воспитания, факт, явление
Предмет Способы реального взаимодействия Законы, способы, формы, закономерности
Цель Обученный и воспитанный человек Новое научно-пед. Знание
Методы Методы обучения и воспитания Методы научного исследования
Функции Образовательная, воспитательная, развивающая Описательная, прогностическая
Оформление результатов Лекции, уроки, семинары Отчет, доклад, статья

Категориальный аппарат педагогики.

Термины с которыми наука устраивает отношения с деятельностью. Есть философские, частнонаучные, общенаучные.

Частнонаучные:

Образование – не только целенаправленный процесс и результат обучения, но и приобретение знаний и смыслов, которые помогают человеку самоопределится и реализовать свой потенциал.

Воспитание – целенаправленный, организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника на содержательной основе для достижения целей.

Под образованием понимается приобретение нравственных качеств.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся в ходе которого происходит усвоение знаний, развитие умений, навыков

Педагогический процесс – ввел Каптерев Павел Федорович, обобщив все части педагогической практики – целостный процесс образования, путем обеспечения единства воспитания и обучения.

Воспитатель –лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. В понятии В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или коллективу.

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Носит исторический характер. Категория общая и вечная.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогическая деятельность – целенаправленное воздействие и организованное взаимодействие в ходе которого проявляются качественные изменения человека.

Образование – результат обучения.

Образование - система ЗУН, способов мышления, которым овладел ученик в процессе обучения.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; выступает в виде понятий, законов, принципов, суждений, бывает эмпирическим, выведенным из опыта, практики, и теоретическим, отражающим закономерные связи и отношения; (в пед.) — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта

Навыки – действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т.

Основание педагогики как науки. Я. Каменский. Исторические предпосылки дидактики.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса, как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Педагогика – наука, изучающая процесс образования и воспитания детей и взрослых т.к. педагогика является самостоятельной наукой, то она имеет предмет и объект исследования.

Объект исследования – это воспитания, которое является исторической, социальной, вечной категорией и должно носить гуманистическую функцию.

Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.

Педагогический процесс – специальное организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего младшего, обучающего и обучаемого. Целью этого взаимодействия является передача старшими и усвоения младшего социального опыта необходимого для жизни и труда в обществе.

В XVI веке ученый Ратке написал трактат «О воспитании», который лег в основу великой дидактики Я.А. Коменского.

Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592–1670), разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, начальное образование получил в братской школе, затем учился в латинской школе, закончил Герборнскую академию и Гейдельбергский университет. Всю жизнь он занимался просветительской деятельностью, создал ряд педагогических работ и учебников для школы.

Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», в котором, как и в других его произведениях, основной выступает идея пансо-фии – всеобщей мудрости, что означает «знание всех вещей», реально существующих в мире.

Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности.

Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет). На этапе дошкольного образования, когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания педагог называл трудовое и нравственное. На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей. Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др. Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний.

В основу процесса обучения должны быть положены четкие принципы.

1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение, что нашло отражение в «золотом правиле» дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, «так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало путь к завтрашнему», в результате у ученика сложится целостная система знаний.

3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». В этой связи особую значимость приобретала ясность преподавания, заключающаяся в отчетливом разъяснении всех положений без особенного углубления в детали, но в отчетливо прослеживающейся логике.

4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения. «У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания», – утверждал Я.А. Коменский.

Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются: а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели; б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

Наши рекомендации