Материалы к промежуточному контролю
Вопросы к зачету
1. Сравнительная педагогика как область научного знания: понятие, предмет, место в структуре педагогической науки.
2. Задачи и функции сравнительной педагогики. Методы и типы сравнительно-педагогических исследований.
3. История сравнительной педагогики как науки. Периодизации развития сравнительной педагогики.
4. М.А. Жюльен Парижский - основоположник сравнительной педагогики.
5. Общая характеристика развития образования в конце ХХ - начале ХХI вв.
6. Приоритеты и тенденции развития образования в мире и его реформы в начале XXI века.
7. Зарубежный опыт менеджмента в сфере образования. Централизованные и децентрализованные системы управления образованием.
8. Особенности образования в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония).
9. Обновление содержания общего образования в зарубежных системах образования.
10. Организация обучения за рубежом.
11. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.
12. Международные стандарты эффективности деятельности образовательных систем (PISA и др.).
13. Воспитательный процесс и проблемы его модернизации в зарубежной школе.
14. Системы высшего образования за рубежом. Характеристика современного университета.
15. Болонский процесс и участие в нем России.
16. Дополнительное (неформальное) образование за рубежом.
17. Национальные системы педагогического образования.
18. Учитель в современном обществе и школе: отношение к нему, условия труда.
19. Представления об идеальном учителе в зарубежной и отечественной педагогике.
20. Зарубежный педагогический опыт в России: значение, адаптация в образовательных учреждениях.
21. Деятельность международных культурных и образовательных центров в России.
22. Деятельность международных организаций по просвещению (ЮНЕСКО, Международное бюро просвещения и др.).
23. Международное образовательное право. Права учащихся на образование: международный опыт.
Тематика рефератов
1. Концепции сравнительной педагогики и их влияние на современную практику образования.
2. Историография развития сравнительной педагогики.
3. Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах.
4. Использование мировой школой опыта нетрадиционного воспитания и обучения в 20-30-е годы ХХ века.
5. Школьные реформы 60-80-х годов ХХ века в странах мира: уроки и результаты.
6. "Спутниковый шок" в странах Запада.
7. Реформы гимназического и лицейского образования в Европе в конце ХХ века.
8. Реформирование университетского образования в странах Центральной и Восточной Европы (90-е годы ХХ века).
9. Авторитарные и гуманистические тенденции в практике школьного воспитания в современном мире.
10. Общечеловеческое и национальное в школьном воспитании.
11. Опыт использования технологий дистанционного обучения в средней и высшей школе (на примере одной или нескольких стран).
12. Поиски новой модели школьного образования за рубежом.
13. Управление системой образования: современные подходы.
14. Революция технических средств обучения и воспитания за рубежом и в России.
15. Проблема гарантии права на образование в школах ведущих стран мира.
16. Разработка стандартов в области школьного образования: зарубежный опыт.
17. Зарубежные педагоги о современной школе.
18. Современные дидактические концепции на Западе и в России: сравнительный анализ.
19. Дифференциация обучения в средней школе: сравнительный анализ мирового опыта.
20. Проблема оценки образовательных достижений школьников в средней школе.
21. Частное образование: плюсы и минусы.
22. Характеристика частной школы одной из стран (по выбору).
23. Современные зарубежные концепции школьного воспитания.
24. Приоритеты школьного воспитания: анализ современных подходов.
25. Поликультурное воспитание: концепция, содержание, формы и методы.
26. Система работы с одаренными детьми за рубежом: опыт, проблемы и перспективы.
27. Борьба с девиантным поведением школьников в зарубежной школе (на примере одной или нескольких стран).
28. Болонский процесс: нужен ли он России?
29. Современный университет и приоритеты его развития.
30. Специфика работы престижных вузов мира.
31. Тенденции развития дополнительного образования в странах мира.
32. Разработка зарубежными исследователями теоретических вопросов образования взрослых. Андрагогика.
33. Концепция непрерывного образования: становление, сущность, примеры реализации в практике.
34. Сравнительный анализ национальных систем подготовки педагогических кадров.
35. Система повышения квалификации учителей за рубежом: сравнительный анализ.
36. Педагогическое образование в США, Японии и России: сравнительный анализ.
37. Западные педагоги об идеальном учителе (модель, качества, необходимые для успешной работы).
38. Особенности развития современной педагогической науки за рубежом.
39. Учет зарубежного опыта в деятельности российских учебных заведений.
40. Механизмы внедрения педагогического опыта.