Критерии оценки знаний экзаменующегося
Оценка «отлично» ставится за полный содержательный ответ на вопросы, свидетельствующий о понимании сути излагаемого теоретического и историко-литературного материала, спецификианализируемого текста. При ответе необходимо проявить знание основных понятий и умение оперировать ими; знание содержания произведения, умение мыслить, вести анализ художественного текста, пользуясь при этом навыками, полученными как в процессе изучения дисциплины, так и в процессе личностного развития экзаменующегося. Ответ даётся без помощи преподавателя, является логичным, ясным. При ответе на дополнительные вопросы надо уметь правильно услышать, понять вопрос и дать на него исчерпывающий, логичный ответ. Соблюдение культуры речи обязательно. Выполнение программы самостоятельной работы обязательно.
Оценка «хорошо»ставится при незначительных отклонениях от требований, предъявляемых к ответу на оценку «отлично»: допущены 2-3 ошибки в анализе художественного текста, не исказившие его сути; в отдельных случаях проявлена неуверенность при изложении историко-литературного и теоретического материала. Соблюдение культуры речи обязательно. Выполнение программы самостоятельной работы обязательно.
Оценка «удовлетворительно»ставится за наличие общего представления о сути вопроса, которое углубляется с помощью наводящих вопросов преподавателя. Экзаменующийся демонстрирует слабые знания теоретического и историко-литературного материала, неуверенно ориентируется в анализе содержания произведений, входящих в программу для обязательного чтения. Соблюдение культуры речи обязательно. Выполнение программы самостоятельной работы обязательно.
Оценка «неудовлетворительно»ставится в случае непонимания сути излагаемого теоретического и историко-литературного материала, специфики художественного текста, при невыполнении программы самостоятельной работы, а также в случае отказа экзаменующегося отвечать на вопросы экзаменационного билета.
- Детская литература как вид искусства. Определение понятий «детская литература», «детское чтение», «круг детского чтения», «детское литературное творчество». Искусство слова для детей как объект научного исследования.
- Специфика литературы для детей дошкольного возраста: тематика, художественные особенности, тип героя.
- Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. Принципы отбора.
- Понятия «фольклор» и «художественная литература». Специфика фольклора. «Бродячий сюжет» в фольклоре.
- Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.
- Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические формулы, ретардация.
- Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика.
- Сказки бытовые и авантюрные: их сходство и отличие, содержание форма вымысла, поэтика.
- Докучные сказки, их виды, художественные особенности, роль в приобщении к сказке детей дошкольного возраста.
- Детский фольклор, его специфика. История изучения. Классификация. Современное состояние.
- Поэзия пестования: жанровое разнообразие, художественные особенности. Роль в развитии современного ребёнка. Воспитательная ценность поэзии пестования.
- Фольклор, бытующий в среде современных детей: жанровое разнообразие. Функции. Художественные особенности.
- Становление и развитие русской детской литературы. «Поучение» В. Мономаха: нравственное содержание и художественные особенности.
- Роль И. Фёдорова в становлении и развитии жанра азбуки. Определение понятия «азбука». Структура «Азбуки». История создания «Лицевого букваря» К. Истомина, его особенности.
- Современная азбука как особая жанровая форма в детской литературе. Виды азбук. Содержание и художественные особенности. Анализ текста азбуки одного из авторов (по выбору экзаменующегося).
- Развитие русской детской литературы ХУШ века. «Юности честное зерцало…» и «Детское чтение для сердца и разума» Н. Новикова как вершинные достижения в литературе для детей и юношества.
- Литературная сказка как явление культуры. Понятие о литературной (авторской) сказке. История возникновения и развития. Классификация. Литературная сказка как объект исследования.
- Авторские сказки с фольклорной и литературной основой. Проблематика и поэтика.
- Традиции народной волшебной сказки в сказке авторской: А. Погорельский «Чёрная курица…»
- Сказки А. Пушкина. Тип героя, наделённого властью (царь Салтан, царь Дадон, царица-мачеха, старуха из сказки о золотой рыбке, поп). Художественные особенности решения проблемы «власть и человек».
- Народно-поэтическая основа сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Композиционные особенности. Тип героя.
- Проблема авторства сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Научные доказательства и вымысел споров вокруг авторства сказки.
- Детское поэтическое чтение Х1Х века. Определение понятий «детская поэзия», «детское поэтическое чтение». Круг авторов. Тематика. Жанровое разнообразие.
- Тема игры и игрушки в поэзии ХУШ - Х1Х веков: детские типы и детские характеры в стихах о детях и для детей.
- Процесс формирования человека в ребёнке: повести о детстве Х1Х-ХХ веков.
- Произведение Л. Толстого «Детство»: автобиографические мотивы в произведении. Внутренний мир Николеньки: пути его формирования. Роль близких взрослых в формировании человека в Николиньке.
- Изображение ребёнка в русской литературе Х1Х – начала ХХ века. «Ангелочек» Л. Андреева в цикле рассказов о детстве. Социальная и художественная значимость рассказа.
- Природоведческая детская литература: история становления и развития. Определение понятий «природоведческая литература», «анимизм», «антропоморфизм». В. Белинский о природоведческой детской книге.
- Человек и природа в рассказах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Изображение мира природа. Особенности реального и сказочного повествования. Гармоничное сосуществование человека и природы – ведущая идея автора («Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Серая шейка», «Алёнушкины сказки»).
- Творчество А.П. Чехова для детей и о детях.
- Детская литература «серебряного века»: тематика, способы воздействия на читателя. Охранительные тенденции в литературе.
- Л. Чарская: собственная биография как основа творчества. Романтический характер произведений Л. Чарской.
- Детская поэзия конца Х1Х – начала ХХ века: мир детства, образы детства, детское «Я» в стихах.
- К.Чуковский – теоретик и практик детского стиха.
- Творчество С. Маршака для детей дошкольного возраста: «Детки в клетке», сказки, загадки, поэзия нонсенса.
- Жанровое разнообразие произведений С. Михалкова для детей.
- Стихотворный цикл С. Михалкова о дяде Стёпе: биография героя и биография времени в цикле. Художественная значимость произведений.
- Детская поэзия ОБЭРИу. Эстетическая платформа группы и её проявление в поэзии для детей.
- Традиции ОБЭРИу в творчестве современных детских поэтов.
- Творчество А. Барто для дошкольников.
- Творчество Е. Благининой для дошкольников.
- Творчество И. Токмаковой для дошкольников. Переводы зарубежной детской поэзии.
- Классические традиции в творчестве современных детских поэтов (В.Берестов, И. Пивоварова, а также В. Лунин, М. Яснов).
- Видовое разнообразие рассказов ХХ в. для детей.
- Юмористический детский рассказ: особенности содержания и поэтики (М.Зощенко, Н.Носов, В.Драгунский).
- В. Бианки – родоначальник научно-художественного направления в природоведческой детской литературе. Сказка-несказка в творчестве В.Бианки.
- Проблема выбора пути в произведении М.Пришвина «Кладовая солнца». Нравственный характер взаимосвязи человека с природой.
- Природоведческий детский рассказ (Н.Сладков, Г.Снегирёв, Е.Чарушин), его своеобразие.
- Профессионализм авторов как особое условие создания природоведческих произведений (Н.Романова, Ю.Дмитриев, а также И.Акимушкин).
- Феномен Б. Житкова в детской литературе.
- Произведение Б. Житкова «Что я видел»: образ героя – «почемучки»
- Творчество Г.Х.Андерсена для детей. Его своеобразие. Влияние Г.Х.Андерсена на развитие русской литературной сказки.
- Современная зарубежная авторская сказка. Отражение в ней реальной действительности.
- Тематика и проблематика, художественное качество, взаимодействие с читателем детской литературы ХХ1 века.
Дополнительные требования к отсутствующим на занятии: