Профессиональное самоопределение:его понятие,типы и уровни
Профессиональное самоопределение – процесс и результат осознанного и самостоятельного профессионального выбора. Сущности проф-го самоопределения, яв-ся поиск и нахождения личностного смысла выбираемой освоенной и уже выполняемой трудовой деятельности.Типы само- ния :Само-я в конкретной трудовой .Фун-ии операции(свобода минимально).Само-я на конкретном трудовом посту (свобода больше).Сам-я специальности.Само- я в профессии.Само-я в жизненной.Само-е личностное.Сам- е в культуре.
Уровни реализации проф.Возможности.1.Агресивное не приятие проф. Деятельности.- это деструктивный уровень.2.Молчаливое мирное избегание деятельности.3.Реализация стереотипных способов деятельности-работа по образцу.(пассивный уровень). 4.Стремление усовершенствовать отдельные элементы деятельности. 5.Стремление усовершенствовать дея-ть в целом.- творческий уровень.Типы и уровни ненаходяться прямопропорцианально зависимости.Этапы проф. Развития.Наиболее популярной переодизацией проф.образование человека являеться переодизация Климова:1.Оптанта –Ч!выбирающей профессии.2.Адепт-Ч!осваивающий профессию .3.Адаптант-молодой специалист начавший работать самостоятельно.4.Интернал-(свой среди своих)-Ч! Вошедший в проф.сообщество,принятый колекогой.5.Мастер-лудший среди работников.6.Авторитет-лудший среди мастеров.7.Настаник-учитель передающий опыт ученикам. В психологии нет однозначного мнения по поводу профессиональных кризисов. Существует мнение, согласно которому профессиональные кризисы совпадают с возрастными (Столяренко): 1)кризис 23-24 лет: кризис юности – кризис рождения профессионала; 2)кризис середины жизни – кризис (30-40) 35 лет, который совпадает с кризисом последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня. Есть психологи , которые предполагают, что профессиональные кризисы не совпадают с возрастными (Ахмеров). Он считает, что профессиональные кризисы связаны с биографическими: 1)кризис опусташенности; 2)бесперспективности; 3)нереализованности. Зеер выделяют 5 типов кризисов: возрастные, личностные, профессиональные (кризисы нормативные или обязательные); невротические и жизненные (ненормативные или необязательные).
42.Профессия-группа родственных специальностей.Наиболее распространенным определением является определение Климова:Профессия-процесс деятельности(у меня опасная профессия).Профессия-социальная общность, группа людей(в этой профессии недостаток кадров).Профессия-качественная работника(я хочу приобрести вторую профессию).
Основные психологические профессии, выделяет Климов:1.Цель профессиональной деятельности.2.предмет профессиональной деятельности.3.Орудие, средства профессиональной деятельности(то с помощью чего).4.Условия профессиональной деятельности(то, где осуществляется профессиональная деятельность).
Классификация профессии по Климову:По признаку предмета труда 5 типов профессий:1.человек-природа(биологи,доярки).2.человек техника(тракторист, водитель).3.человек-человек(врач,педагог).
4.человек-знак(бухгалтер,экономист,программист).
5.челове-художественный знак(художник,писатель,поэт).
Выделяют 3 класса профессий по признаку целей труда:
1.пластические профессии-изучить,познать(метеоролог,историк)
2.исследовательские профессии-найти, обнаружить(геолог,рентгенолог)
3.преобразующие профессии-сформировать, развить(педагог, парикмахер)
Выделяет 4 отдела по признаку средств труда:
1.ручные-средства:руки и простейшие приспособления(метла,лопата)
2.механические, механизированные-орудия:конвейер(парикмахер)
3.автоматизированные и автоматические(токарь)
4.функциональные-средства:организм человека(певец, актер, педагог).
Выделяют 4 группы по признаку условий труда:
1.профессии с бытовыми условиями труда(учитель,парикмахер)
2.условия:открытый воздух(комбайнер).
3.профессии с необычными условиями труда(шахтер, водолаз)
4.профессии с повышенной моральной ответственностью(цензор, прокурор)
Профессиография – изучение, психологическая характеристика и описание профессии.
Профессиограмма – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности.
Существуют разные типы профессиограмм:
1.Информационная-используется в целях знакомства человека с профессией.
2.Диагностические-представляет набор методик, используется для изучения пригодности человека к профессии.
3.Методические-рекомендации по повышению производительности труда, профессиональное развитие работника.
Схема информационной профессиограммы:Общая характеристика профессии (социальная ценность результатов труда, история и перспективы развития профессии).Содержание профессиональной деятельности (основные профессиональные функции, задачи и действия, общая характеристика орудий и средств труда).Характеристика условий труда (микроклиматические, социально-психологические, режим труда).Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов, и о возможностях профессионального роста.
44.В истории становления концепций обучения можно проследить научные представления о психологии человека. Подробно общепсихологические основы формирования концепций и направлений обучения проанализированы И. А. Зимней. Несомненным достоинством этого анализа является осмысление генезиса моделей обучения в зарубежной и отечественной педагогической психологии. Кратко рассмотрим влияние психологических теорий на развитие концепций обучения.
1. С середины XVII до конца XIX вв. широкое признание и развитие получила ассоциативная психология, которая глубоко исследовала механизмы ассоциаций как связи психических процессов – основы психики (Д. Гартли, Дж. Ст. Милль, Г. Эббингау, В. Вунд).
Анализ основных законов образования ассоциаций (ассоциации по сходству, по смежности, причинно-следственные и др.) и вторичных законов их образования (длительность первоначальных впечатлений, их оживленность, частота, отсроченность по времени) привели к выводу, что эти законы являются не чем иным, как перечнем условий лучшего запоминания. Соответственно запоминание определялось действием механизмов образования ассоциаций.
В рамках этой психологической теории была также разработана ассоциативная теория мышления, составной частью которой стал закон упрочения силы ассоциаций в зависимости от частоты их повторения. Это утверждение стало теоретическим обоснованием требования многократного заучивания учебного материала путем его повторения.
Экспериментальные данные Г. Эббингауза показали особенности запоминания и заучивания учебного материала, что также легло в основу концепции научения, которая получила дальнейшее развитие в работах бихевиористов.
2. В конце XIX в. Э. Торндайк разработал концепцию научения, основанную на теории «проб и ошибок». Суть ее заключается в том, что животное в результате многократных проб и ошибок случайно находит ту реакцию из имеющихся у него, которая соответствует раздражителю – стимулу. Такое совпадение вызывает удовлетворение, что подкрепляет данную реакцию и связывает ее со стимулом. Далее Э. Торндайк установил, что реакция на стимул обусловлена количеством повторений, силой и длительностью стимульного воздействия. Сама же реакция зависит от подготовленности животного к данному действию. На основе теории «проб и ошибок» Э. Торндайк сформулировал основные законы научения: закон упражнения, закон эффекта и закон готовности. Основываясь на этих законах, он построил кривую научения и разработал тесты достижений. Работы Э. Торндайка основывались на ассоциативной теории, а методы реализации его концепции научения предвосхитили бихевиоризм. Они оказали большое влияние на развитие последующих концепций обучения.
4. Большой вклад в теорию и практику обучения внесла гештальтпсихология (М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка), концепция динамической системы поведения (К. Левин). В контексте этой концепции были разработаны понятия «инсайт», «мотивация», стадии интеллектуального развития, интериоризации.
В отличие от ассоциативной психологии для гештальтпсихологии первичным, основным элементом психики является целое, структура, гештальт, а не отдельные составляющие. В основу гештальтпсихологии был положен постулат, что в процессе восприятия или припоминания возникает спонтанная организация, или, точнее, самоорганизация, материала. Она осуществляется в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами близости, сходства, «замкнутости», «хорошей формы» самого объекта восприятия или припоминания.
В соответствии с этими положениями главной задачей обучения становится обучение пониманию, охвату целого, общего соотношения всех частей целого. При этом подчеркивается, что такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения – инсайта.
5. Начиная с 20-х гг. нашего столетия одной из основных мировых теорий развития интеллекта становится генетическая эпистемология, или концепция стадиального развития, Ж. Пиаже. В контексте этой концепции разрабатываются понятия социализации, центрации – децентрации, специфичности адаптации, обратимости действий, стадий интеллектуального развития.
6. Особое место в становлении современных концепций обучения занимает культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Его теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития и многие другие фундаментальные положения легли в основу отечественных педагогических концепций последних десятилетий. В наибольшей степени основные положения этой теории нашли свое развитие в дидактической системе начального образования Л.В. Занкова и теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Подробно их концепции будут рассмотрены при анализе взаимосвязи обучения и развития.