Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Б3.Б2.4_«Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами»
Направление подготовки050100.62 « Педагогическое образование»
Профиль подготовкиИсторическое образование и Правовое образование
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Форма обученияочная
Составители: к.п.н., доценты Сечкарева Г.Г.
Терсакова А.А.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методическое обеспечение осуществляется в процессе изучения дисциплины «Педагогика-4. Теории и технологии воспитания. Основы управления образовательными системами». На практических и лабораторных занятиях формируются умения и навыки, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Формы самостоятельного изучении курса «Педагогика-4» могут быть разнообразными: аннотирование, рецензирование, конспектирование, реферирование, написание докладов, рефератов, эссе; подбор методического материала, рекомендаций, памяток, заданий на саморазвитие и самопознание., составление библиографического списка (по отдельным разделам, темам), решение педагогических задач, составление структурно-логических схем, подготовка презентаций, выполнение творческого задания и т.д.
Таблица 3
Тема (раздел) | Содержание заданий, выносимых на СРС | Количество часов, отводимых на выполнение заданий | Учебно-методическое обеспечение |
Раздел 1. Теории и технологии воспитания. Тема 1: Педагогическая антропология как основа воспитания | Составление логической схемы по теме. Определение факторов, влияющих на воспитание, развитие и самоопределение личности. | Конспектирование (конспект лекции) список основной и дополнительной литературы и интернет-ресурсы-первоисточники, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям | |
Тема 2: Воспитание в целостном педагогическом процессе | Анализ подходов к определению понятий «воспитание», «воспитательный процесс» в различных учебных пособиях. Описание собственного педагогического опыта деятельности воспитателя (вожатого-воспитателя, организатора летнего отдыха детей и подростков) в период летней практики по организации направлений воспитания и формированию основ здорового образа жизни. Составление логической схемы, таблицы по теме | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентаций о направлениях воспитания школьников: гражданском, патриотическом, правовом, нравственном, умственном, эстетическом, трудовом, экономическом, экологическом, физическом. | |
Тема 3 Воспитание базовой культуры личности | Составление логической схемы по теме. Определение факторов, влияющих на воспитание базовой культуры личности. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций | |
Тема 4: Воспитательные системы | Сравнительный анализ понятий воспитательные системы и система воспитания Составление логической схемы «Структура воспитательной системы». Анализ взаимосвязи основных структурных элементов воспитательной системы. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Школа как воспитательная система», «Система воспитания в РФ», «Зарубежные воспитательные системы» (по выбору студента). Подобрать в копилку «Классного руководителя» различные педагогические технологии организации воспитательного процесса в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Написание эссе: «Особенности использования педагогических технологий в деятельности классного руководителя, воспитателя детского коллектива». | |
Тема 5: Сущность методов воспитания и их классификации | Определение сущности методов воспитания | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентаций | |
Тема 6: Технологии организации воспитательного процесса | Анализ различных подходов к определению понятий «метод воспитания», «прием воспитания», формы воспитательной работы в различных учебных пособиях. Составление логической структуры воспитательного процесса | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подбор в копилку «Классного руководителя» различных форм воспитательной работы с учетом возрастных особенностей воспитанников, типа ОУ и др. условий для предстоящей педагогической практики и диагностические методики изучения эффективности воспитательной работы. | |
Тема 7: Национальное своеобразие воспитания | Дать характеристику своеобразия национального воспитания Проанализировать возможности этнопедагогики в воспитательном процессе современной школы. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Составление методических разработок классных часов, родительских собраний, направленных на формирование культуры межнационального общения, толерантности | |
Тема 8: Взаимосвязь личности и коллектива в воспитательном процессе | Анализ различных подходов к определению понятий «группа», «коллектив составление таблицы по теме Описать и проанализироватьвклад А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского в методику развития коллектива. Составление таблицы(этапы развития группы и коллектива, а также основные цели, задачи деятельности учителя-предметника, классного руководителяна каждом из этапов развития группы и коллектива) Определение основных путей реализации личностного подхода в коллективном воспитании. | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Воспитание личности в коллективе и через коллектив», «Личность и коллектив, их взаимосвязь» и др. по изучаемой теме | |
Тема 9: Основы деятельности классного руководителя в ВС школы | Определение вариантов классного руководства в школе, задач, решаемых классным руководителем Определение особенностей, целей, форм ученического самоуправления . | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по темам: «Взаимодействие классного руководителя с родителями воспитанников», «Основные направления деятельности классного руководителя», «Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе» и др. (на Ваш выбор по изучаемой теме). Подготовка видеороликов и презентаций работы на темы: «Мое призвание Учитель», «Мое призвание - Воспитатель», «Мой идеал Классного руководителя». | |
Раздел 2: Основы управления образовательными системами Тема 10: Государственно-общественный характер управления системами образования | Анализ по проблеме: «Система образования в РФ – инновации и перспективы развития», Изучение Закона РФ «Об образовании» Определение проблем организации воспитательной системы в современной школе. Описание структуры воспитательной системы школы, ДОУ (учитывая опыт педагогической и летней педпрактики) Составление схемы или таблицы(компоненты: концепции, принципы, педагогические теории, дидактическая подструктура, воспитательная подструктура) | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям. Подготовка сообщений, докладов, презентаций по теме. Составление «листа сжатия информации». Написание педагогического эссе на тему: «Ценности, лежащие в основе воспитательной системы (ВС) школы, образовательного учреждения». Написание резюме(что понимается под Воспитательной Системой ОУ;как взаимосвязаны ВС и ЦПП; какими признаками обладает ВС; основные компоненты ВС; этапы становления ВС) | |
Тема 11: Методологические и теоретические основы управления образовательными системами. | Составление таблицы: «Развитие управленческой мысли в мировой истории» Изучение и обобщение материала по проблеме: «Управление функционированием и развитием современных образовательных систем». Составление «Характеристики управленческой педагогической деятельности». Составление структурно-логической схемы управления образовательным процессом | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов и (или) презентации по темам: «Эволюция управленческой мысли: от Шумерского царства до наших дней», «Системный анализ и теория информации в менеджменте», «Педагогический менеджмент: история становления и перспективы развития», «Исследовательский характер управленческого труда», «Функции руководителя ОУ», «Инновационные и традиционные подходы к управлению человеческими ресурсами в системе образования» и др. (по выбору студентов). | |
Тема 12: Функции педагогического управления. | Анализ и сопоставление в различных первоисточниках определения основных понятий темы, дополнение «словаря педагогических терминов» Представление специфики педагогического управления в виде логической схемы | Конспектирование первоисточников, написание реферата, составление презентаций работа на лекции, подготовка к практическим занятиям Подготовка сообщений, докладов, презентации по изучаемой теме. Написание педагогического эссе на тему: «Сущность и специфика управления развитием воспитательной системы школы, ОУ или ДОУ». Подготовка проекта: «Управление развитием воспитательной системы школы, ОУ – инновационные подходы» |
В течение семестра выполняются индивидуальные задания. Студенты, не выполнившие в полном объеме данные задания, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса.