Руководство дипломными работами

Руководство осуществляют преподаватели факультета (кафедры) психологии; работники различных психологических центров, имеющие соответствующий диплом или степень кандидата психологических наук; в отдельных случаях к руководству допускаются лица, имеющие психолого-педагогический стаж, интересный опыт работы или занимающиеся научным исследованием.

Руководитель дипломной работы:

- помогает студенту определить круг вопросов по изучению избранной темы и методы исследования, наметить план подготовки и план изложения дипломной работы;

- консультирует студента в ходе исследования, осуществляет систематический контроль, проводит поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информирует об этом кафедру;

- проверяет и рецензирует работу.

Дипломную работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных частей и работы в целом.

В итоговой оценке руководитель работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии (см. Защита дипломной работы).

НАКОПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

ОТБОР И НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяются три источника библиографической информации:

- статьи, диссертации, монографии и т.д.;

- библиография, реферативные журналы, аннотации и т.д.;

- обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную, раскрывающую содержание уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть общепсихологические журналы: "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Вестник МГУ" (серия "Психология"), "Журнал практического психолога", "Иностранная психология" и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности "Социальная психология".

Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения.

Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

В чем конкретно они состоят?

ФИКСАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Вся добытая информация фиксируется в виде записей.

Материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, должны соответствовать существующей в информатике классификации научной информации (первичная, вторичная, третичная).

Первичный материал — это записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичный материал — продукт аналитико-синтетической переработки информации, содержащийся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.

Третичный материал — записи, обобщающие два предыдущих вида информации. Он представляет собой содержательный обзор, в котором фиксируются полученные студентом знания об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ — ОСНОВА СТРУКТУРЫ ТЕКСТА

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. То или иное понятие в педагогике и психологии разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в "широком" и "узком" смыслах), поэтому в тексте дипломной работы, от начала и до конца, каждый термин должен иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Лишь после этого начинается поиск их толкований в следующих источниках:

- энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

- толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования. Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

Для упорядочения работы предлагается результаты проведенного поиска и обработки представить в виде совокупности следующих записей.

Текст 1 — констатирующий, текст-рассуждение. Описываются основные понятия исследования и логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст 2 — описательный. Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.

Текст 3 — творческий. Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.

Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.

СТРУКТУРА

Титульный лист формируется в соответствии со стандартом и содержит:

наименование ведомства или организации, в которой выполняется данная работа. Это название академического учреждения и факультета, где студент учится;

название кафедры, на которой он специализируется;

название дисциплины, по которой написана работа;

номер курса и учебной группы, к которой принадлежит студент;

фамилия, имя и отчество студента;

фамилия, имя, отчество и академические звания преподавателя;

название города, в котором расположено данное учебное заведение;

год написания работы.

Оглавление занимает вторую страницу работы (то, что на младших курсах именовалось "планом").

Оглавление делится на введение, основную часть и заключение. Основная часть разбивается на разделы и подразделы. Обычно разделов бывает от двух до пяти, большее количество не приветствуется. При этом их формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.

Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Для этого можно напечатать его не через два интервала, как весь остальной текст, а через полтора. Заглавия и номера структурных подразделений текста должны полностью совпадать с тем, что написано в оглавлении. Сделать это нетрудно, ибо оглавление пишется в последний момент — перед титульным листом. Необходимо проследить, чтобы ни одно из названий структурных единиц текста не повторяло названия самой работы, иначе вам могут предъявить серьезные претензии: если тема раскрывается в подразделе 2.2, то исчезает необходимость в дальнейшем изложении.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

Основная часть

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение составляет около 10 % общего объема работы. Текст введения тщательно регламентирован. В нем надлежит:

1) определить тему работы — сформулировать основную проблему;

2) обосновать выбор темы (проблемы), ее актуальность и значимость для науки и практики. Для этого необходимо обрисовать контекст, в котором находится данная проблема, и показать, насколько ваша тема существенна для понимания проходящих в данной области знания процессов;

3) дать краткую характеристику степени изученности данной темы на основе сказанного выше. Кратко указать, что все ранее изложенное вашими предшественниками абсолютно недостаточно, что в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и методологическими подходами необходимо заново провести исследования в этой области;

4) определить границы исследования — предмет и объект исследования;

5) охарактеризовать основную цель работы и подчиненных ей более частных задач — здесь вы впервые формулируете предельно четко, что вы хотите выяснить, и какие задачи для этого придется решить;

6) представить основные метод исследования.

Для составления обоснования актуальности темы можно, например, обратиться к схеме В.В. Краевского.

Обоснование актуальности направления Обоснование практической актуальности темы исследования Обоснование научной актуальности темы

Оценка результатов Оценка качества

Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения для практики Показать недостатки, которые следует устранить Указать причины некомпетентности руководства Указать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты

Не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Обоснование должно занимать 3—5 страниц машинописного текста.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психологического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Проблема: что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

Актуальность: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: сторона рассмотрения объекта (новые отношения, свойства, аспекты, функции).

Цель: какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза: вероятное решение, требующее теоретического обоснования или экспериментального подтверждения.

Защищаемые положения: основные положения, отличающие данное исследование от предыдущих.

Поскольку дипломная работа имеет целью лишь первоначальное приобщение студентов к психолого-педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости формулировать абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, основные положения). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и сложности разрабатываемой темы.

Основная часть дипломной работы выполняется с учетом опыта, полученного при написании и оформлении рефератов и курсовых работ. Основная часть включает в себя содержание нескольких пунктов плана. По форме работа может отражать теоретический, экспериментальный или смешанный тип исследования. Последний является наиболее характерным, поэтому зададим общую схему описания этого типа исследования.

Теоретическое содержание основной части: история и теория исследуемого вопроса; критический анализ литературы; позиции автора; методы, организация исследования; результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования. Как показала практика руководства дипломными работами, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20—30 источников.

Описание опытно-экспериментальной работы. Дается характеристика испытуемых (возраст, количество), описываются задания, предъявляемые испытуемым, и если задания представляют собой изображение предметов, то они вставляются в текст или приложение. Указывается, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым.

Следует отметить, каким способом обрабатывались полученные данные. Формулы в тексте записываются отдельной строкой и имеют порядковый номер, который проставляется в скобках у правого края страницы, например (1), (2) и т.д. Все символы формул необходимо расшифровать. Первая строка должна начинаться после запятой со слова "где" без двоеточия после него. Значение каждого символа записывается с новой строки в последовательности, данной в формуле, например:

Кп = Ср : Пт х 100, (1)

где Кп — коэффициент запоминания; Ср — количество правильных ответов; Пт — количество стимульных объектов; 100 — коэффициент пересчета в проценты.

Если одни и те же символы встречаются в нескольких формулах, то разъяснения к ним даются только один (первый) раз.

Цифровой материал, используемый в дипломных работах, следует оформлять в виде таблиц.

Таблицу помещают после первого упоминания о ней в тексте. При этом ее располагают так, чтобы можно было читать без поворота текста работы. Если это невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было прочесть, повернув работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на следующую страницу наименование граф следует повторить и над таблицей поместить слова "Продолжение табл. 2" или "Окончание табл. 2". Если графы таблицы громоздки, можно их не повторять; в этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Таблицы должны иметь последовательную нумерацию арабскими цифрами. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись "Таблица" с указанием ее порядкового номера. При этом знак "№" перед цифрой не ставится. При ссылке в тексте на таблицу указывают ее номер, слово "Таблица" пишут в сокращенном виде, например: табл. 1.

Каждая таблица должна иметь содержательный заголовок, который помещают под словом "Таблица" и над соответствующей таблицей. Слово "Таблица" и заголовок начинают с прописной буквы. Заголовки граф таблиц должны начинаться с прописной буквы.

Необходимым элементом дипломных работ является иллюстративный материал — графики, схемы, диаграммы и т.д. Все иллюстрации именуются рисунками и нумеруются последовательно арабскими цифрами. Каждый рисунок должен сопровождаться содержательной подписью, которая располагается под рисунком в одну строку с номером. На рисунок обязательно должна быть ссылка в тексте, например: (см. рис. 3). Иллюстративный материал может быть выполнен на чертежной бумаге.

Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.

Следующим важным моментом в работе является обсуждение результатов, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так получилось, в чем причины, как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе работы необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать объяснение полученным данным. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).

Наши рекомендации