Результаты освоения дисциплины
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Пояснительная записка
Курс «Теоретическая педагогика» предназначен для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В результате изучения курса студенты знакомятся с содержанием следующих тем основной образовательной программы высшего профессионального образования: педагогика как наука, методология педагогики, методы и технология организации научно-педагогического исследования, основные категории педагогической науки, закономерности и принципы обучения и воспитания, особенности построения целостного педагогического процесса, различные подходы к конструированию содержания образования, носители содержания целостного педагогического процесса.
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель: формирование общепрофессиональной компетентности бакалавров педагогического образования посредством овладения базовыми элементами педагогического знания и формирования педагогической направленности мышления.
Задачи:
• ознакомить с наиболее значительными современными педагогическими идеями, концепциями и теориями;
• научить выявлять, объяснять, описывать и прогнозировать педагогические явления и процессы в реальной жизни;
• сформировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии;
• сформировать навыки самостоятельной работы с педагогической литературой.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Теоретическая педагогика» включена в базовую часть профессиональных дисциплин. Её содержание продолжает введение студентов в педагогическую науку и практику и закладывает основу для формирования необходимых профессиональных компетенций в современных условиях.
Результаты освоения дисциплины
Дисциплина «Теоретическая педагогика» позволяет сформировать следующие общекультурные (ОК), обще-профессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО:
ОК-16 - способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;
ОПК-1- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
ОПК-4-способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
ПК-4-способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
• основные формы и виды устной и письменной коммуникации на родном языке;
• ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;
• специфику и нормы речевой профессиональной культуры;
• правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
• специфику и функции образовательной среды;
• различные средства коммуникации в профессионально-педагогической деятельности, способы взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами;
• психологические и социальные особенности сотрудничества между субъектами педагогического процесса;
• отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности;
• особенности региональной культурной образовательной среды;
уметь:
• участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
• выявлять и характеризовать особенности социально-педагогической деятельности;
• участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;
• использовать нормативно-правовые документы в профессионально-педагогической деятельности;
• использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
• осуществлять взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами;
• организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
• использовать в практической деятельности отечественный и зарубежный опыт в организации культурно-просветительской деятельности;
• выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
владеть:
• различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности;
• навыками социального взаимодействия с окружающими;
• методами и способами подготовки и редактирования текста;
• правовыми нормами в профессионально-педагогической деятельности;
• способами ориентации в профессиональных источниках информации, способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, способами проектно-инновационной деятельности в образовании;
• различными средствами коммуникации в профессионально-педагогической деятельности, способами установления контактов и поддержания взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнерами;
• способами организации взаимодействия с другими субъектами педагогического процесса
• навыками организации культурно-просветительской деятельности.
ФГОС.Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы и технология организации педагогических исследований. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Педагогические теории и концепции обучения и воспитания как предмет теоретической педагогики. Образование как социокультурный феномен, педагогическая система и процесс. Различные подходы к конструированию содержания образования. Носители содержания целостного педагогического процесса. Педагогическое и методическое сопровождение целостного педагогического процесса.