Продукт педагогического труда – это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек

Педагогический процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности.

Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчёркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

– в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

– в целостности и самоподчинённости входящих в него обособленных систем;

– в наличии общего и сохранении специфического.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, проявляется в выделении доминирующих функций:

– процесса обучения – обучающая;

– воспитания – воспитывающая;

– развития – развивающая.

Сопутствующих функций:

воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.

Специфика процессов проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании – более свободная форма различного характера, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.

Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающейся деятельности учащихся и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Гуманизация демократической системы означает, что целью педагогического процесса становится всё более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, что гуманизируются характер и содержание учебного труда учащихся, создаются благоприятные условия для гармонического развития личности.

Этапы педагогического процесса

Подготовительный этап

Задачи Сущность задачи
1. Целеполагание Обоснование и постановка цели состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования в конкретные задачи, достигаемые на заданном этапе педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.
2. Педагогическая диагностика Это исследовательская процедура, направленная на «пояснение» условия обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.
3. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса Приставка «про» указывает на «опережение». Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, ещё до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся условиях.
Результаты диагностики + прогнозирование = проект организации процесса – план План привязан к конкретной системе. Планы бывают: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работой, уроками и т.д. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.


Основной этап

Элементы:

– постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

– взаимодействие педагогов и учеников;

– использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

– создание благоприятных условий;

– осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся;

– обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Заключительный этап

Анализ достигнутых результатов – это необходимо для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом даже хорошо организованном процессе. Анализируя – обучаемся.

Тестовые задания МБ №3 УЭ №7

1. Определите элементы педагогического процесса:

а) педагогические принципы, методы, средства, формы;

б) педагогическая цель;

в) педагогическое содержание;

г) педагогические способности.

Р=4

2. Среди перечисленных определите закономерности педагогического процесса:

а) учебно-воспитательная деятельность;

б) динамика педагогического процесса;

в) стимулирование;

г) развитие личности.

Р=4

3. Что такое педагогическое сотрудничество?

а) взаимная активность;

б) любая деятельность.

Р=2

4. Какие из указанных вариантов относятся к компонентам педагогического процесса?

а) системный;

б) целевой;

в) деятельный;

г) содержательный.

Р=4

5. Определите задачи подготовительного этапа:

а) целеполагание;

б) сотрудничество;

в) диагностика;

г) прогнозирование.

Р=4

6. Выберите этапы педагогического процесса:

а) целевой;

б) подготовительный;

в) основной;

г) анализ достигнутых результатов. Р=4

Литература

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

2. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

3. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. – Свердловск, 1990.

4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.

5. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999

Наши рекомендации