Продукт педагогического труда – это воспитанный, подготовленный к жизни, общественный человек
Педагогический процесс характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности.
Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчёркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:
– в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
– в целостности и самоподчинённости входящих в него обособленных систем;
– в наличии общего и сохранении специфического.
Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс, проявляется в выделении доминирующих функций:
– процесса обучения – обучающая;
– воспитания – воспитывающая;
– развития – развивающая.
Сопутствующих функций:
воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития.
Специфика процессов проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании – более свободная форма различного характера, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд.
Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающейся деятельности учащихся и взрослых на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Гуманизация демократической системы означает, что целью педагогического процесса становится всё более полное удовлетворение познавательных и духовных потребностей учащихся, что гуманизируются характер и содержание учебного труда учащихся, создаются благоприятные условия для гармонического развития личности.
Этапы педагогического процесса
Подготовительный этап
Задачи | Сущность задачи |
1. Целеполагание | Обоснование и постановка цели состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой образования в конкретные задачи, достигаемые на заданном этапе педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях. |
2. Педагогическая диагностика | Это исследовательская процедура, направленная на «пояснение» условия обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Её главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. |
3. Прогнозирование хода и результатов педагогического процесса | Приставка «про» указывает на «опережение». Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, ещё до начала процесса, оценить его возможную результативность в имеющихся условиях. |
Результаты диагностики + прогнозирование = проект организации процесса – план | План привязан к конкретной системе. Планы бывают: руководства учебно-воспитательным процессом, воспитательной работой, уроками и т.д. План – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать. |
Основной этап
Элементы:
– постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
– взаимодействие педагогов и учеников;
– использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;
– создание благоприятных условий;
– осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся;
– обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.
Заключительный этап
Анализ достигнутых результатов – это необходимо для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом даже хорошо организованном процессе. Анализируя – обучаемся.
Тестовые задания МБ №3 УЭ №7
1. Определите элементы педагогического процесса:
а) педагогические принципы, методы, средства, формы;
б) педагогическая цель;
в) педагогическое содержание;
г) педагогические способности.
Р=4
2. Среди перечисленных определите закономерности педагогического процесса:
а) учебно-воспитательная деятельность;
б) динамика педагогического процесса;
в) стимулирование;
г) развитие личности.
Р=4
3. Что такое педагогическое сотрудничество?
а) взаимная активность;
б) любая деятельность.
Р=2
4. Какие из указанных вариантов относятся к компонентам педагогического процесса?
а) системный;
б) целевой;
в) деятельный;
г) содержательный.
Р=4
5. Определите задачи подготовительного этапа:
а) целеполагание;
б) сотрудничество;
в) диагностика;
г) прогнозирование.
Р=4
6. Выберите этапы педагогического процесса:
а) целевой;
б) подготовительный;
в) основной;
г) анализ достигнутых результатов. Р=4
Литература
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
2. Профессиональная педагогика. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
3. Безрукова В. С. Педагогика профессионально-технического образования. – Свердловск, 1990.
4. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1999.
5. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 1999