Продукт как результат производства: индивидуальный и общественный продукт

Результатом производства, а значит взаимодействия его факторов, выступает продукт – это полезная вещь, предмет или услуга, которая способна удовлетворить определенную потребность.

В западной литературе вместо термина «продукт» часто используется термин «благо». Благами называются средства, пригодные для удовлетворения потребностей. Блага определяются и как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности, и как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей. Однако, свойство какого-либо предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность, еще не делает его благом. Способность предмета удовлетворять потребность должна быть осознана человеком.

Различают неэкономические (свободные) и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей, не обмениваются на другие блага. Они, как правило, имеются в количествах, превышающих потребность в них. К ним, например, относятся воздух, в некоторых случаях — вода, хотя без них человек и не может существовать. Блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них, называются экономическими (этот термин принадлежит субъективистской школе; представитель — известный итальянский экономист А. Пезенти). К ним относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности. С экономическим благом связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека в условиях ограниченности ресурсов.

Многообразные блага, полезные вещи, услуги классифицируются по следующим основным группам:

- по функциональному назначению (потребительские или производственные);

- по характеру удовлетворения потребностей (жизненной необходимости, взаимозаменяемые, взаимодополняемые);

- по фактору времени использования (разового использования, недолговременные, долговременные);

- по степени восполняемости (воспроизводимые, редкие, невоспроизводимые).

- Кроме того, блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага включают:

· естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат;

· продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности;

· здания, машины, инструменты;

· долговые обязательства;

· паи государственных и частных компаний.

Нематериальные блага делятся на две группы:

1) внутренние блага — заключены в самом человеке и представляют качества и способности, побуждающие людей к действию и наслаждениям; например, деловые способности, профессиональное мастерство или способность получать удовлетворение от чтения и музыки;

2) внешние блага — находят выражение в деловых связях, протекции, репутации.

Выделяют прямые и косвенные блага. К первым относятся блага, призванные непосредственно удовлетворять потребности людей, т.е. предметы потребления. Ко вторым — блага, использующиеся для производства других благ, т.е. средства производства.

Продуктом, благом считается и услуга — целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. От вещественных благ услуга отличается тем, что в ней совмещаются процессы производства и потребления. В большинстве случаев невозможны взаимозаменяемость, накопление, хранение, транспортировка услуг.

Выделяют личные (удовлетворяющие потребности каждого человека в получении образования, лечения, культурно-бытового обслуживания) и специфические услуги, удовлетворяющие коллективные или особые потребности(управление, оборона, наука, охрана общественного порядка).

В зависимости от характера производственного процесса говорят об услугах общественно-организованного обслуживания и услугах частных лиц.

По сферам приложения труда выделяют услуги, затрачиваемые в материальном производстве, и услуги, затрачиваемые в нематериальном производстве.

Статистика опирается на следующую структуру услуг:

· бытовые услуги (ремонт и индивидуальный пошив обуви, одежды);

· ремонт и техническое обслуживание транспорта;

· химчистка и крашение;

· услуги прачечных, бань и парикмахерских, услуги проката и т.д.;

· услуги связи;

  • услуги культуры, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, туристско-экскурсионные услуги;

· услуги здравоохранения и образования;

· услуги правового характера и сберегательного банка;

· услуги учреждений физической культуры и спорта.

Результатом производства отдельного предприятия выступает индивидуальный, единичный продукт: хлеб, ткани, станки, автомобили и т.д. Наиболее общим показателем производства на микроэкономическом уровне является валовая продукция предприятия, фирмы. Это совокупность всех материальных благ и услуг, созданных работниками предприятия за определенный период времени. Валовая продукция состоит из двух частей: материальные затраты и чистый продукт. Последний представляет собой вновь созданную стоимость. Чистый продукт делится на необходимый продукт и прибавочный продукт.

Результатом всего общественного производства выступает общественный продукт, представляющий собой сумму всех потребительных стоимостей, созданных в обществе за определенный период времени. По своей натурально-вещественной форме общественный продукт делится на средства производства (капитальные товары) и предметы потребления (потребительские товары).

Каждый продукт характеризуется двумя свойствами: способностью удовлетворять ту или иную потребность и способностью воплощать в себе затраты труда. Поэтому различают вещественную и общественную стороны блага (рис. 4.5.).

Натурально-вещественная сторона продукта — это совокупность механических, химических, физических и других полезных свойств, благодаря которым продукт способен удовлетворять потребности, т.е. делают его потребительной стоимостью. Существует огромное многообразие потребительных. стоимостей, что объясняется огромным числом потребностей людей. В настоящее время известно около 25 миллионов видов продукции, и их число продолжает быстро расти. Потребительной стоимостью или благом являются и услуги.

Общественная сторона продукта состоит в том, что любой продукт воплощает в себе определенное количество затраченного на его производство труда. В трудовом процессе используется живой труд конкретного работника. В тех средствах производства, которые он при этом применяет, а также в технологии, информации воплощен прошлый труд. Поэтому говорят, что на производство любого продукта расходуется живой и ранее овеществленный или прошлый труд.

В условиях товарного производства общественный продукт имеет стоимостную форму. Это его общественная сторона. С точки зрения стоимости общественный продукт включает в себя:

· стоимость потребленных средств производства;

· необходимый продукт, направленный на воспроизводство рабочей силы;

· прибавочный продукт, выступающий как излишек над необходимым продуктом.

Наши рекомендации