Структура рабочей программы

На занятия по сенсорному и интеллектуальному развитию детей со сложной структурой дефекта отводится 1 час в неделю (33 часа в году). Распределение количества часов по темам является примерным, учитывая особенности класса, уровень развития детей, местные условия, учитель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения учебного материала школьниками.

Содержание курса.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается и закрепляется словарный запас учащихся, полученный на других речевых уроках, развивается словесное мышление.

Выделение одинаковых тем позволяет последовательно расширить и систематизировать знания учащихся, постепенно осуществлять переход от близкого к далекому, формировать целостную коррекцию сенсорного и интеллектуального развития младших неслышащих школьников со сложной структурой дефекта.

В процессе обучения осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях. В данной программе не выделен отдельно раздел по развитию слухового восприятия неслышащих детей. Работа по развитию остаточной слуховой функции органически включается во все этапы учебно-воспитательвого процесса школы.

Комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных возможностей нарушенного анализатора способствует более успешному развитию познавательной деятельности учащихся и личности ребенка в целом.

Известно, что интеллектуальное развитие глухого ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание
уделяется развитию мышления как наглядно-действенного и наглядно -
образного, так и словесно-логического, формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.

Значительное место в программе занимает работа по формированию
воображения, развитию самостоятельности ученика, его самосознания через совместную деятельность, значимую для глухого школьника.

Формы организации познавательной деятельности:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

I четверть (9 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

II четверть (7 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

III четверть (9 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

IV четверть (8 часов)

Требования к уровню усвоения материала.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Личностные результаты:

· Начальные навыки адаптации в школе.

· Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

· Принятие образа «хорошего» ученика.

· Познавательный интерес к математике.

Метапредметные результаты:

· Овладение с помощью учителя элементарными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.

· Оценивать с помощью учителя собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

· Выполнять правила поведения в школе, группе, столовой с помощью учителя.

· Выполнять правила личной гигиены с помощью учителя.

· Обращаться к товарищам и взрослым с просьбами, при­ветствиями, поручениями с помощью учителя.

· Соблюдать правила поведения в классе, в школе, дома с помощью учителя;

· Соблюдать правила перехода улицы с помощью учителя.

· Соблюдать элементарные правила личной гигиены с помощью учителя.

Учебно-методические средства обучения.

Список литературы.

Учебно-методическое пособие «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников» под редакцией И.А. Михайленковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса.

  1. компьютер;
  2. таблички с речевым материалом;
  3. иллюстративный материал;
  4. дидактические пособия.

Календарно – тематический план

I четверть (9 часов)

Тема Кол-во часов Сроки Характеристика деятельности учащихся Наглядность
Развитие основных видов чувствительности Игра «На что похоже?». Игры «Дорисуй предмет», «Дорисуй ряд». 06.09 13.09 20.06 Выбор предмета по образцу, предъявленному учителем. Умение сгруппировать предметы по форме, цвету, величине. Развитие глазомера. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. Таблички. Пазлы. Практикум, стр.82-93.
Развитие внимания и наблюдательности Игра «Найди ошибку». Лабиринты. Обведение предметов по точкам. 27.09 04.10 11.10 Умение анализировать содержание картины (что не дорисовано, различение замаскированных предметов, проведение линий в лабиринте). Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. Таблички. «Мои первые прописи», стр. 22, 23. Практикум, стр.9, 18, 20, 29, 113, 138.
Развитие памяти и мышления Игра «Что пропало?». Игра «Что перепутал художник». 18.10 25.10 01.11 Формирование умения запоминать и воспроизводить учебный материал, обобщать предметы по существенным признакам. Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. Таблички. Картинки. Практикум, стр.16, 139.

II четверть (7 часов)

Тема Кол-во часов Сроки Характеристика деятельности учащихся Наглядность
Развитие основных видов чувствительности Игра «На что похоже?». Игры «Дорисуй предмет», «Дорисуй ряд». 06.09 13.09 20.06 Выбор предмета по образцу, предъявленному учителем. Умение сгруппировать предметы по форме, цвету, величине. Развитие глазомера. Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. Таблички. Пазлы. Практикум, стр.82-93.
Развитие внимания и наблюдательности Игра «Найди ошибку». Лабиринты. Обведение предметов по точкам. 27.09 04.10 11.10 Умение анализировать содержание картины (что не дорисовано, различение замаскированных предметов, проведение линий в лабиринте). Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. Таблички.   «Мои первые прописи», стр. 22, 23. Практикум, стр.9, 18, 20, 29, 113, 138.
Развитие памяти и мышления Игра «Что пропало?». Игра «Что перепутал художник». 18.10 25.10 01.11 Формирование умения запоминать и воспроизводить учебный материал, обобщать предметы по существенным признакам. Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. Таблички. Картинки. Практикум, стр.16, 139.

Наши рекомендации