Структура рабочей программы
На занятия по сенсорному и интеллектуальному развитию детей со сложной структурой дефекта отводится 1 час в неделю (33 часа в году). Распределение количества часов по темам является примерным, учитывая особенности класса, уровень развития детей, местные условия, учитель может по-иному распределить программное время для обеспечения качественного усвоения учебного материала школьниками.
Содержание курса.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается и закрепляется словарный запас учащихся, полученный на других речевых уроках, развивается словесное мышление.
Выделение одинаковых тем позволяет последовательно расширить и систематизировать знания учащихся, постепенно осуществлять переход от близкого к далекому, формировать целостную коррекцию сенсорного и интеллектуального развития младших неслышащих школьников со сложной структурой дефекта.
В процессе обучения осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятия пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях. В данной программе не выделен отдельно раздел по развитию слухового восприятия неслышащих детей. Работа по развитию остаточной слуховой функции органически включается во все этапы учебно-воспитательвого процесса школы.
Комплексное использование сохранных анализаторов и остаточных возможностей нарушенного анализатора способствует более успешному развитию познавательной деятельности учащихся и личности ребенка в целом.
Известно, что интеллектуальное развитие глухого ребенка осуществляется через развитие психических процессов. При этом особое внимание
уделяется развитию мышления как наглядно-действенного и наглядно -
образного, так и словесно-логического, формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.
Значительное место в программе занимает работа по формированию
воображения, развитию самостоятельности ученика, его самосознания через совместную деятельность, значимую для глухого школьника.
Формы организации познавательной деятельности:
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
I четверть (9 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
II четверть (7 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
III четверть (9 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
IV четверть (8 часов)
Требования к уровню усвоения материала.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Личностные результаты:
· Начальные навыки адаптации в школе.
· Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
· Принятие образа «хорошего» ученика.
· Познавательный интерес к математике.
Метапредметные результаты:
· Овладение с помощью учителя элементарными действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
· Оценивать с помощью учителя собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
· Выполнять правила поведения в школе, группе, столовой с помощью учителя.
· Выполнять правила личной гигиены с помощью учителя.
· Обращаться к товарищам и взрослым с просьбами, приветствиями, поручениями с помощью учителя.
· Соблюдать правила поведения в классе, в школе, дома с помощью учителя;
· Соблюдать правила перехода улицы с помощью учителя.
· Соблюдать элементарные правила личной гигиены с помощью учителя.
Учебно-методические средства обучения.
Список литературы.
Учебно-методическое пособие «Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников» под редакцией И.А. Михайленковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999 г.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
- компьютер;
- таблички с речевым материалом;
- иллюстративный материал;
- дидактические пособия.
Календарно – тематический план
I четверть (9 часов)
Тема | Кол-во часов | Сроки | Характеристика деятельности учащихся | Наглядность |
Развитие основных видов чувствительности Игра «На что похоже?». Игры «Дорисуй предмет», «Дорисуй ряд». | 06.09 13.09 20.06 | Выбор предмета по образцу, предъявленному учителем. Умение сгруппировать предметы по форме, цвету, величине. Развитие глазомера. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. | Таблички. Пазлы. Практикум, стр.82-93. | |
Развитие внимания и наблюдательности Игра «Найди ошибку». Лабиринты. Обведение предметов по точкам. | 27.09 04.10 11.10 | Умение анализировать содержание картины (что не дорисовано, различение замаскированных предметов, проведение линий в лабиринте). Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. | Таблички. «Мои первые прописи», стр. 22, 23. Практикум, стр.9, 18, 20, 29, 113, 138. | |
Развитие памяти и мышления Игра «Что пропало?». Игра «Что перепутал художник». | 18.10 25.10 01.11 | Формирование умения запоминать и воспроизводить учебный материал, обобщать предметы по существенным признакам. Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. | Таблички. Картинки. Практикум, стр.16, 139. |
II четверть (7 часов)
Тема | Кол-во часов | Сроки | Характеристика деятельности учащихся | Наглядность |
Развитие основных видов чувствительности Игра «На что похоже?». Игры «Дорисуй предмет», «Дорисуй ряд». | 06.09 13.09 20.06 | Выбор предмета по образцу, предъявленному учителем. Умение сгруппировать предметы по форме, цвету, величине. Развитие глазомера. Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. | Таблички. Пазлы. Практикум, стр.82-93. | |
Развитие внимания и наблюдательности Игра «Найди ошибку». Лабиринты. Обведение предметов по точкам. | 27.09 04.10 11.10 | Умение анализировать содержание картины (что не дорисовано, различение замаскированных предметов, проведение линий в лабиринте). Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. | Таблички. «Мои первые прописи», стр. 22, 23. Практикум, стр.9, 18, 20, 29, 113, 138. | |
Развитие памяти и мышления Игра «Что пропало?». Игра «Что перепутал художник». | 18.10 25.10 01.11 | Формирование умения запоминать и воспроизводить учебный материал, обобщать предметы по существенным признакам. Понимание вопросов и умение отвечать на них. Обращение к товарищу и учителю с просьбой. Понимание и выполнение простейших поручений учителя. Отчет о выполнении поручения путем подбора соответствующих письменных табличек с помощью учителя. | Таблички. Картинки. Практикум, стр.16, 139. |