Структура рабочей программы.

Структура рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Учебно-тематический план.

4. Календарно-тематический план.

5. Ресурсное обеспечение программы.

6. Лист корректировки рабочей программы

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (2004). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.

В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.

Современный курс математики за 8 класс рассчитан на 5 часов в неделю, где 3 часа – изучение алгебры, а 2 часа – изучение геометрии. Однако этого количества времени недостаточно для основательной подготовки среднего ученика к итоговой аттестации по новой форме за курс основной школы. В связи с этим возникает необходимость для введения в учебный план школы дополнительного курса из регионального компонента «Избранные вопросы математики».

Рабочая программа ориентирована на УМК:

1.Алгебра. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.-М.: Просвещение, 2013.-287с.

2. Геометрия. 7-9 классы: учебн. для общеобразоват. организаций /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.М.: Просвещение, 2014.-383с.

Место учебного предмета в образовательном процессе:

Факультативный курс «Избранные вопросы математики» рассчитан для обучающихся 8 классов в качестве реализации предпрофильной подготовки на 1 год при условии проведения 1 часа в неделю, общий объём курса - 35 часов.

Уровень изучения учебного предмета: базовый

Актуальность учебного предмета:

Можно говорить о том, что данный курс:

1) поддерживает изучение основного курса алгебры и геометрии, направлен на систематизацию и углубление знаний по темам, включенным в спецификацию ОГЭ;

2) формирует общеучебные умения, а именно умения анализировать, обобщать схематизировать, классифицировать, синтезировать, видеть аналоги, работать с учебной и справочной литературой, альтернативными источниками информации, выполнять конспекты, работать индивидуально и в группах;

3) способствует развитию познавательного интереса и повышению учебной мотивации через включение обучающихся в различные виды деятельности (решение прикладных задач, выполнение задач творческого характера, конструирование и моделирование, поиск различной информации);

Это в конечном итоге должно положительно сказаться и на качестве изучения основного курса математики.

Основная идея курса:

является развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели и задачи:

Изучение математики на ступени основного общего образования в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной школы, повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики.

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способность к преодолению трудностей;

· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

· воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

- формировать у учащихся навык решения базовых задач;

- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их решения;

- расширить сферу математических знаний учащихся;

- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;

- создать положительную мотивацию обучения математике.

· систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в начальной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

· расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

· формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

· совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:

В результате изучения данного факультатива учащиеся должны знать/понимать:

- преобразование дробей;

- преобразование выражений содержащие квадратные корни;

- решение квадратных уравнений

- способы решения уравнений и систем уравнений;

- способы решения линейных неравенств и систем неравенств;

- свойства степени с целым показателем;

- основные свойства четырехугольников;

- теорему Пифагора

- соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

- выражение величины из формулы.

Учащиеся должны уметь:

- представлять многочлен в виде произведения нескольких множителей;

- выполнять преобразование рациональных выражений;

- строить графики функций;

- решать уравнения и системы уравнений;

- решать линейные неравенства и системы неравенств;

- применять свойства степени с целым показателем при решении упражнений;

- решать текстовые задачи различных видов

- применять основные свойства четырехугольников при решении задач;

- применять теорему Пифагора при решении задач

- применять соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике при решении задач;

- уметь выражать величины из формулы;

- решать задачи практической направленности.

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:

1.Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.

2.Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.

3.Рефлексивная деятельность.

Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Формирование ключевых компетентностей:

- готовность к самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность.

Формы и методы обучения:

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

Содержание курса

Раздел 1. Рациональные дроби (5 часов)

  1. Рациональная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей

Применение основного свойства дроби. Правила выполнения сокращения дробей.

  1. Преобразование рациональных выражений

Сложение рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Вычитание рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей.

Раздел 2. Квадратные корни (3часа)

Решение задач на движение

Уравнения движения. Движение по реке. Движение в одном направлении. Движение в противоположных направлениях.

Решение задач на проценты

Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его процентам.

Решение комбинаторных задач

Примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Нахождение по таблице частот таких статистических характеристик, как среднее арифметическое, мода, размах.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование раздела, темы Кол-во часов (всего)
Рациональные дроби
Квадратные корни
Квадратные уравнения
Неравенства
Степень с целым показателем
Функции
Текстовые задачи
Четырехугольники
  Единицы измерения величин
Графики и диаграммы
Текстовые задачи практической направленности
Реальная планиметрия
Выражение величины из формулы
Элементы комбинаторики
  Итого

Календарно-тематический план

№ п/п Тема занятия Дата проведения (по плану) Дата фактического проведения
  Раздел 1. Рациональные дроби    
Сокращение дробей      
Сложение и вычитание дробей    
Умножение и деление дробей    
Преобразование рациональных дробей    
Преобразование рациональных дробей    
  Раздел 2. Квадратные корни    
Арифметический квадратный корень    
Внесение множителя под знак корня и вынесение множителя из - под знака корня    
Преобразование выражений содержащих квадратные корни    
  Раздел 3. Квадратные уравнения    
Неполные квадратные уравнения    
Решение квадратных уравнений по формуле    
Решение задач с помощью квадратных уравнений    
Решение задач с помощью квадратных уравнений    
  Раздел 4. Неравенства    
Сложение и умножение числовых неравенств    
Решение неравенств с одной переменной    
Решение систем неравенств    
  Раздел 5 Степень с целым показателем    
Степень с целым показателем и его свойства    
Степень с целым показателем и его свойства    
  Раздел 6. Функции и их графики    
Линейная функция    
Функция вида у=к/х    
  Раздел 7. Текстовые задачи    
Решение задач на движение    
Решение задач на движение    
Решение задач на проценты      
Решение задач с использованием дробно - рациональных уравнений    
  Раздел 8. Четырехугольники    
Основные свойства четырехугольников    
Теорема Пифагора    
Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике    
  Раздел 9. Единицы измерения величин    
Сравнение величин. Решение задач практической направленности    
  Раздел 10. Графики и диаграммы    
Графики и диаграммы    
  Раздел 11. Текстовые задачи практической направленности    
Текстовые задачи на практический расчет    
  Раздел 12. Реальная планиметрия    
Решение задач практической направленности    
  Раздел 13. Выражение величины из формулы    
Выражение величины из формулы    
Выражение величины из формулы    
  Раздел 14. Элементы комбинаторики    
Решение комбинаторных задач    
Решение тестовых заданий (итоговое тестирование)    
Решение тестовых заданий (итоговое тестирование)    

Структура рабочей программы.

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Учебно-тематический план.

4. Календарно-тематический план.

5. Ресурсное обеспечение программы.

6. Лист корректировки рабочей программы

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования (2004). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.

В настоящее время основной и самой важной задачей курса математики в основной школе является освоение учащимися системы математических знаний, формирование базовых умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования на третьей ступени обучения или в среднеспециальных учебных заведениях.

Современный курс математики за 8 класс рассчитан на 5 часов в неделю, где 3 часа – изучение алгебры, а 2 часа – изучение геометрии. Однако этого количества времени недостаточно для основательной подготовки среднего ученика к итоговой аттестации по новой форме за курс основной школы. В связи с этим возникает необходимость для введения в учебный план школы дополнительного курса из регионального компонента «Избранные вопросы математики».

Рабочая программа ориентирована на УМК:

1.Алгебра. 8 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.-М.: Просвещение, 2013.-287с.

2. Геометрия. 7-9 классы: учебн. для общеобразоват. организаций /Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.М.: Просвещение, 2014.-383с.

Место учебного предмета в образовательном процессе:

Факультативный курс «Избранные вопросы математики» рассчитан для обучающихся 8 классов в качестве реализации предпрофильной подготовки на 1 год при условии проведения 1 часа в неделю, общий объём курса - 35 часов.

Уровень изучения учебного предмета: базовый

Актуальность учебного предмета:

Можно говорить о том, что данный курс:

1) поддерживает изучение основного курса алгебры и геометрии, направлен на систематизацию и углубление знаний по темам, включенным в спецификацию ОГЭ;

2) формирует общеучебные умения, а именно умения анализировать, обобщать схематизировать, классифицировать, синтезировать, видеть аналоги, работать с учебной и справочной литературой, альтернативными источниками информации, выполнять конспекты, работать индивидуально и в группах;

3) способствует развитию познавательного интереса и повышению учебной мотивации через включение обучающихся в различные виды деятельности (решение прикладных задач, выполнение задач творческого характера, конструирование и моделирование, поиск различной информации);

Это в конечном итоге должно положительно сказаться и на качестве изучения основного курса математики.

Основная идея курса:

является развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.

Цели и задачи:

Изучение математики на ступени основного общего образования в школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:целенаправленная подготовка учащихся к успешной сдаче государственной итоговой аттестации за курс основной школы, повторение и систематизация знаний, приобретенных при изучении курса математики.

· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучение смежных дисциплин, продолжения образования;

· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений. Способность к преодолению трудностей;

· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

· воспитание средствами математики культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

- формировать у учащихся навык решения базовых задач;

- познакомить учащихся с типами заданий повышенной сложности и способами их решения;

- расширить сферу математических знаний учащихся;

- подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме;

- создать положительную мотивацию обучения математике.

· систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в начальной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

· расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

· формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;

· совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:

В результате изучения данного факультатива учащиеся должны знать/понимать:

- преобразование дробей;

- преобразование выражений содержащие квадратные корни;

- решение квадратных уравнений

- способы решения уравнений и систем уравнений;

- способы решения линейных неравенств и систем неравенств;

- свойства степени с целым показателем;

- основные свойства четырехугольников;

- теорему Пифагора

- соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике

- выражение величины из формулы.

Учащиеся должны уметь:

- представлять многочлен в виде произведения нескольких множителей;

- выполнять преобразование рациональных выражений;

- строить графики функций;

- решать уравнения и системы уравнений;

- решать линейные неравенства и системы неравенств;

- применять свойства степени с целым показателем при решении упражнений;

- решать текстовые задачи различных видов

- применять основные свойства четырехугольников при решении задач;

- применять теорему Пифагора при решении задач

- применять соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике при решении задач;

- уметь выражать величины из формулы;

- решать задачи практической направленности.

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:

1.Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.

2.Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.

3.Рефлексивная деятельность.

Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Формирование ключевых компетентностей:

- готовность к самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность.

Формы и методы обучения:

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

Содержание курса

Раздел 1. Рациональные дроби (5 часов)

  1. Рациональная дробь. Основное свойство дроби. Сокращение дробей

Применение основного свойства дроби. Правила выполнения сокращения дробей.

  1. Преобразование рациональных выражений

Сложение рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Вычитание рациональных дробей с разными и одинаковыми знаменателями. Умножение и деление рациональных дробей.

Раздел 2. Квадратные корни (3часа)

Наши рекомендации