Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала
1. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ
Цель: Групповая работа над материалом, усвоение его на уроке (без домашних заданий), взаимопомощь и взаимоответственность учащихся, совершенствование способов учебной работы.
Характерные особенности урока: отсутствие домашних заданий, взаимопомощь, взаимоответственность учащихся.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. В классе формируются "экипажи" из 4 человек: командира (наиболее подготовленного ученика), штурмана и двух пилотов.
3. Учитель ставит перед "экипажами" цель (например, освоить новый материал).
4. Подробное объяснение нового материала со всеми необходимыми демонстрациями.
5. Сжатое изложение материала по опорному конспекту.
6. Изложение материала на основе конспекта, но в ускоренном темпе.
7. Действия "экипажей":
- командир повторяет материал (задание) всему экипажу;
- командир принимает зачет у штурмана;
- командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы (усвоили материал), ставят им зачеты и оценки. "Экипаж" готов к защите заданий.
8. Защита заданий:
- командир вытягивает жетон-жребий, от которого зависит процедура защиты;
- "экипаж" сам определяет посланца (делегата), которому предстоит отстаивать честь "экипажа;
- "экзаменаторы" - "экипаж" принимает зачеты у других "экипажей".
9. Если на защите член "экипажа" получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов "экипажа" снижаются.
2. УРОКИ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ УЧЕНИКИ («ДУБЛЕР НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ»)
Цель - интенсификация познавательной деятельности учащихся.
Подготовительный этап. - Обзорная вступительная лекция по теме.
- В конце занятия выбирается или назначается "дежурный" учитель.
- "Дежурный" учитель составляет вопросы для обсуждения на следующем уроке.
Познавательный этап.
- Подготовка учащихся к обсуждению. Работа с учебником, дополнительной литературой.
Организация урока.
- Класс делится на "учеников" и "учителей".
"Учителя" опрашивают "учеников" (5-6 минут каждый одного) и выставляют им в тетрадь оценку. Если необходимо, оказывают помощь в получении недостающих знаний.
- Все "ученики" (5-6 минут) воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной на прошлом занятии лекции или беседы.
- "Дежурный" учитель объявляет и аргументирует ответы.
- Обсуждение работы "дежурного" учителя, выставление оценок в журнал учителем.
На уроках подобного типа в проверке домашнего задания участвуют все ученики, развивается взаимопомощь, повышается взаимоответственность, интенсифицируется познавательный процесс.
3. УРОК «ЭВРИКА!»
1. Класс делится на две равные группы-команды, внутри каждой команды на звенья (по 2 - 4 человека):
- "экспериментаторов" (ученики, хорошо работающие сприборами);
- "теоретиков" (те, кто лучше знает теоретические формулы, теоретический материал);
- "калькуляторов" (те, кто умеет быстрее всех считать);
- "экспертов" (те, кто умеет правильно дополнить, подкорректировать, грамотно оценить ответ).
2. "Экспериментаторы" одной из команд (кто первый определяет жребий) ставят опыт. На основе опыта составляют условие задачи. "Эксперты" от 2-ой команды следят, корректно ли был поставлен опыт, не противоречивы ли условия задачи.
3. "Теоретики" и "калькуляторы" второй команды решают задачу в общем виде, делают расчеты, записывают решение на доске. "Эксперты" первой команды следят за их работой.
4. "Эксперты" первой команды выслушивают комментарии "теоретиков" и "калькуляторов" второй команды, делают замечания, учитывают время решения задач и выставляют оценки.
5. Команды меняются ролями, все полностью повторяется.
6. Конкурс капитанов: задачи для конкурса готовят "экспериментаторы" на основе поставленного опыта и выдают капитанам после выполнения командами основного задания и подведения итогов. Капитаны работают у доски.
7. Учитель подводит итоги конкурса капитанов (время, правильность решения, оригинальность мышления).
8. Подведение итогов урока.
4. УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ
Лучше всего проводить его, опираясь на творчество нескольких поэтов, объединенных общими взглядами на какие-либо явления жизни. В стихах поэТ выражает свои жизненные идеалы. На этом уроке успешно используется прием оригинальной постановки вопроса от восприятия лирического героя.
Например.
1. Как поэты своими стихами доказали мысль: "Человечество может простить своему поэту?"
2. Кто из поэтов серебряного века слышал гул, предсказывавший грядущие перемены?
2 вариант
Проводится как урок - сочинение в устной или письменной форме. Классу могут быть предложены темы: "Размышляя над строкой поэта...", "Путешествие в страну Поэзия", "Что значат для поэта слова: "Быть с веком наравне?". Можно также предложить дать толкование критической статьи, согласиться с ней или поспорить.
Такие уроки дают возможность ученикам высказаться о том, что они думают о поэзии, о жизни, выявить истинных знатоков поэзии.
Тема: «Духовный материк поэтов России».
Цель:помочь учащимся разобраться в проблемах, поставленных в стихах поэтов, развить умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения.
Оборудование: сборник стихов поэтов России, плакать с высказываниями поэтов.
Эпиграфом могут служить слова Я. Полонского:
Писатель, если только он Волна, а океан - Россия, Не может быть не возмущен, Когда возмущена стихия.
Читаются и анализируются стихи Н. Рубцова, Вал. Сидорова, Д. Самойлова, Ген. Русакова, Б. Окуджавы.
Ход урока.
Вступительное слово учителя о связи страны, времени, поэзии.
Основная часть урока посвящается размышлению над проблемой, прозвучавшей в стихах А. Кушнера "Помогите время сдвинуть с мертвой точки". Решение этой проблемы помогает видеть жизненные идеалы. Итог урока подводится совместно.
УРОК-ОБОЗРЕНИЕ
Цель:Постановка перед учащимися проблем и формирование желания решать их.
Ход урока:Построен в форме беседы, включающей значительный объем знаний и фактов.
Ученики обращаются к книгам, в которых освещается жизнь и творчество поэта, писателя, приводятся высказывания о нем критиков и литературоведов, воспоминания, факты.
Обсуждение,
УРОК-РЕШЕНИЕ
Цель:Ориентация учеников на, выбор лучших стихотворений из творчества поэта, которому посвящен урок. Подготовительный этап.
Выбрать из сборника 2-3 стихотворения, которые можно было бы включить в хрестоматию. Обосновать, мотивировать свой выбор.
Ход урока.
Представление поэта учителем, выставка наиболее известных сборников и их характеристики. Обсуждение сборника, по которому давалось задание.
Беседа о стихотворениях, предлагаемых в «хрестоматию».
Составление «хрестоматии».
Общая оценка творчества поэта, его места в современной поэзии.
УРОК-АННОТАЦИЯ
Это вариант урока-рецензии. Рекомендуется для проведения в старших классах о поэтах, которые вызывают наибольший интерес: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, А. Дементьев, В. Высоцкий и другие.
Цель: Научить учащихся давать общую оценку сборника стихов современного поэта, подтвердить комментарием к стихотворениям.
Ходурока:
Учитель показывает обсуждаемый сборник, говорит о его построении.
Ученики читают подготовленную заранее или дают устную аннотацию сборника, останавливая внимание на тех или иных стихотворениях, читают и комментируют их.
Аннотация обсуждается вместе.
Урок завершается чтением критических отзывов о сборнике.
УРОК-МОНОЛОГ
Тема урока может быть определена в соответствии с основной мыслью монолога.
Цель:это взгляд учителя на личность и творчество писателя, знакомство с творчеством поэта.
Ход урока:
В центре урока - одно стихотворение, через которое' видно все творчество поэта.
К стихотворению привлекаются и факты биографии, и! другие его произведения, стихи поэтов-современников, размышляющих на эту же тему.
Чтение стихотворения, последовательное перечитывание строф, комментарий к ним.
Определение жизненных истоков переживаний, запечатленных в каждой строфе.
Соотнесение обобщающего смысла поэтических обра-; зов строф с фактами, послужившими их истокам.
Включение поэтических образов всего стихотворения в контекст творчества автора.
Заключительная беседа.
УРОК ПАМЯТИ
Цель: Обсуждение проблем творчества поэта (писателя).
Ход урока:
Обсуждение поставленной проблемы. Работа по группам. Заключительная часть Итоговая беседа.