Организация проведения занятий игрового стретчинга
Дети организованно под музыку заходят в зал, используя различные виды ходьбы.
1. Простой четкий шаг с оттягиванием носка и взмахом рук.
2. На носках (проходка). Руки за головой.
3. На пятках. Руки за спиной("полочкой"), ладонью на противоположный локоть.
4. На внешней стороне стопы (как медвежата). Руки на поясе.
5. С высокими коленями (носоки оттянуты). Руки согнуты в локтях ладонями вниз. Коленями стараться прикоснуться к ладоням.
6. На прямых ногах. Руки согнуты в локтях, ладони внутрь (как роботы).
При ходьбе учить сохранять правильную осанку. Дети строятся на ковриках в шахматном порядке, ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется правильность осанки детей, и под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон, реверанс, мужской поклон).
Занятия состоят из трех частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках. Все занятие подчинено общей цели - вызвать усиленное действие физиологических функций организма ребенка, содействовать развитию физических качеств и формированию движений. Части занятия естественно переходят одна в другую.
В первой (вводной)части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.
В содержание вводной части входят упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание, координацию движений.
Во второй (основной)части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества детей. Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника.
После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении (спинка прямая, головка приподнята, плечи опущены и слегка отведены назад). Наиболее эффективны позы сидения на пятках - поза ученика (рис.1). Руки лежат ладонями на бедрах, локти отведены назад.
Когда дети сели, преподаватель начинает сюжетно-ролевую игру. Игры проводятся в виде сказочных путешествий (в зоопарк, на морское дно, в лес, в джунгли и т.д.), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными, и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки и т.д.
На каждом занятии игра новая, используется новый сюжет. Игра должна быть интересной для детей, проводиться эмоционально, с точно рассчитанным временем чередования упражнений и слушания сказки.
Дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, быстро садятся в позу для слушания (обязательно с прямой спиной).
На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на все тело ребенка.
За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад,
2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед,
1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов,
2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса,
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1-2 упражнения для развития стоп,
1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Время выполнения всех упражнений 9-10 минут. Приблизительно 1 минуту между упражнениями дети учатся сидеть прямо.
Сюжеты для ролевых игр должны быть доступны пониманию детей, расширять кругозор, воспитывать их эстетически и этически. В основном используются сюжеты народных сказок, сказок русских и зарубежных писателей.
В третьей (заключительной)части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы под знакомую детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает их координировать свои движения согласно музыке, создает дополнительный, положительный фон и настрой.
Помимо игровых танцев проводятся танцевальные игры, позволяющие активизировать действия детей, развивать их внимание.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем (девочки реверансом, мальчики мужским поклоном) и организованно (не обязательно в строгом построении) уходят из зала.
Вводная часть длится: в младших группах 2-4 минуты, в средней - 3-5 минут,
в старшей - 4-6 минут,
у младших школьников - 5-10 минут. Основная часть длится: у младших групп - 15 минут,
у средних и старших - 20 минут,
у младших школьников - 20-25 минут. Заключительная часть длится: в младшей группе 5-10 минут,
в средней - 4-6 минут,
в старшей и подготовительной - 4-6 минут,
у младших школьников - 5-10 минут.