Организация и формы проведения занятий, структура программы.

Возраст детей, участвующих в реализации коррекционно – развивающей программы – от 3 до 11 лет, игры и упражнения даются в расчете на разный возраст, раздел «Проективные игры с песком» рассчитаны также на подростков с 12 по 17 лет и на родителей при предъявлении им соответствующей возрасту инструкции.

Сроки реализации программы – 9 месяцев.

Режим проведения занятий – 1 – 2 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия – от 30 до 50 минут.

Структура программы.

В соответствии с целями и задачами программы в ней выделены 2 этапа: непосредственно коррекционный и закрепляющий. Коррекционный этап состоит из 3 разделов:

1. «Мой мир», направленный на создание чувства безопасности, усиление внутреннего ресурса ребенка, спонтанного отреагирования психоэмоционального напряжения.

2. «Азбука общения», направленный на преодоление тревожности в межличностных отношениях и на развитие коммуникативной компетентности ребенка.

3. «Самочувствие», направленный на коррекцию эмоционального состояния и страхов.

Закрепляющий (2) этап «Волшебная страна чувств и эмоций» направлен на поддержание полученных навыков и развитие эмоциональной сферы ребенка. Этот этап может быть использован как профилактический в период адаптации детей к детскому образовательному учреждению и других случаях адаптации, в ситуации, когда в семье (ребенком) эмоции и чувства оцениваются как однозначно отрицательные или положительные. Этап 2 проводится с детьми от 5 лет. Возможно его проведение с 4,5 лет при участии родителей и интеллектуальном развитии ребенка выше возрастной нормы.

Программа предполагает проведение от 46 до 60 занятий, которые могут варьироваться в зависимости от запроса родителей и проблемы ребенка, а также каждый этап программы и каждая часть программы может быть использована самостоятельно (в зависимости от проблемы ребенка и запроса родителей).

Занятия проводятся и индивидуально с детьми, и вместе с одним или двумя родителями, а также, по необходимости, с другими родственниками ребенка. Родители включаются в программу на диагностическом этапе – в форме совместного с ребенком построения страны на песке - для выявления стиля коммуникации с ребенком, на этапе коррекционном - в форме присутствия на занятии, на этапах «Проективных игр с песком» и «Моя семья» – в форме совместного построения песочных картин, а также на 3 этапе занятия могут проходить совместно с родителями (если тревожность ребенка связана преимущественно с семейным климатом).

При осуществлении программы используются такие формы организации занятий как игра, игры на песке, изобразительная деятельность, динамические упражнения, работа за столом со стимульным материалом и другие. При работе с песком психолог должен иметь соответствующую подготовку.

Характеристика используемого оборудования.

Занятия проводятся в кабинете психолога. Для их организации используется песочница, миниатюрные игрушки, средства для изобразительной деятельности, музыкальный центр и диски, игры и другое.

Формы подведения итогов реализации коррекционной программы

Диагностика тревожности детей проводится в начале и в конце программы. Используется «Тест тревожности» Тэммла Р. Дорки М. Амена В. И «SMAS» – детский вариант шкалы явной тревожности (в обработке А.М. Прихожан), проективные рисуночные методики «Человек», «Моя семья», а также «Метаморфозы» Н.Я. и М.М. Семаго и другие.

Дополнительно проводится диагностика родителей с целью определения страха разлуки, определения тревожности детей при помощи опросника «Критерии определения тревожности у ребенка» (авторы П. Бейкер, М. Алворд).

Индивидуальное консультирование с родителями проводится по итогам диагностики детей (на начальном этапе, в процессе коррекционной работы -1 раз в месяц, на заключительном этапе).

Диагностика эффективности проделанной работы проводится с использованием тех же методик, что и на начальном этапе.

Тематическое планирование

Этап Тема Количество занятий
  Раздел Занятие  
Основной (коррекционный) «Мой мир» 1 часть «Это я!». 1-2
«Уроки волшебства» 1-5
«Проективные игры на песке» 8-12 (10 – 20 для подростков)
«Самочувствие» 2 часть «Моё настроение»
«Чувства»
«Нестрашный страх» 1-5
  «Мир моих фантазий»
  «Путешествие в мир детства»
  «Первое воспоминание»
«Азбука общения» 3 часть «Я и ты»
«Язык жестов»
«Мы все такие разные»
«Конфликт» 1-2
«Моя семья». Совместные занятия ребёнка и родителей
Закрепляющий (развивающий) «Волшебная страна чувств и эмоций» Организация и формы проведения занятий, структура программы. - student2.ru «Знакомство со страной чувств».
«Путешествие в страну Интерес»
«Путешествие в страну Удивления»
«Путешествие в страну Радости»
«Путешествие в страну Грусти»
«Путешествие в страну Удовольствия»
«Путешествие в страну Страха»
«Победи страх»
«Путешествие в страну Злости»
«Победи дракона»
«Путешествие в страну Обиды»
«Путешествие в страну Вины»
«Путешествие в страну Стыда»
«Путешествие в страну Жалости»
«Заговор Обиды»
«В поисках Любви»
«Возвращение Короля»
«Бал в королевском дворце»
«Королевство эмоций»
«Карта сказочной страны»
    ИТОГО: 46 – 60 (68)


Тема занятия Теоретическая часть Практическая часть
«Это я!». 5 минут 25-45 мин.
«Уроки волшебства» 5 мин. 25-45 мин.
«Проективные игры на песке» 5 мин. 25-45 мин.
«Моё настроение» 5 мин. 25-45 мин.
«Чувства и эмоции» 10 мин. 20-40 мин.
«Нестрашный страх» 5 мин. 25-45 мин.
«Мир моих фантазий» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в мир детства» 5 мин. 25-45 мин.
«Первое воспоминание» 5 мин. 25-45 мин.
«Я и ты» 5 мин. 25-45 мин.
«Язык жестов» 10 мин. 20-40 мин.
«Мы все такие разные» 5 мин. 25-45 мин.
«Конфликт» 10 мин. 20-40 мин.
«Моя семья». Совместные занятия ребёнка и родителей 5 мин. 25-45 мин.
Организация и формы проведения занятий, структура программы. - student2.ru «Знакомство со страной чувств и эмоций». 10 мин. 20-40 мин.
«Путешествие в страну Интерес» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Удивления» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Радости» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Грусти» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Удовольствия» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Страха» 5 мин. 25-45 мин.
«Победи страх» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Злости» 5 мин. 25-45 мин.
«Победи дракона» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Обиды» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Вины» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Стыда» 5 мин. 25-45 мин.
«Путешествие в страну Жалости» 5 мин. 25-45 мин.
«Заговор Обиды» 5 мин. 25-45 мин.
«В поисках Любви» 5 мин. 25-45 мин.
«Возвращение Короля» 5 мин. 25-45 мин.
«Бал в королевском дворце» 5 мин. 25-45 мин.
«Королевство эмоций» 5 мин. 25-45 мин.
«Карта сказочной страны» 5 мин. 25-45 мин.
ИТОГО: 190 мин. 810-1510 мин.(13,5-25 ч.)

Содержание программы

Часть 1.

Раздел 1. «Мой мир».

Занятия 1-2. «Это я!»

Цели:

1) создать положительную мотивацию на занятия

2) создать настрой на совместную работу

3) регуляция мышечного напряжения.

1. Знакомство. Упр. «Волшебное имя» (с 3 лет)

Психолог спрашивает о вариантах имени (как его зовут члены семьи, ласковые имена, как зовут, когда сердятся, какой вариант имени больше нравится ребенку и как он хочет, чтобы его называли на занятиях), предлагает познакомиться с песочной феей (фигурка, игрушка, которая будет сопровождать все последующие занятия.)

Для детей старше 5 лет «фея» предлагает ребенку назвать «волшебные» качества, зашифрованные в его имени, начинающиеся на те буквы, которые есть в имени. Например: Дима; Д-добрый, И-интересный, М-мужественный, А-активный.

Варианты для умеющих писать – написать на песке, разукрасив камушками, нарисовать на бумаге, вылепить из пластилина и т.д.

2. Упражнение «Мир моих увлечений». (с 5 лет)

Написать в центре листка букву «Я» и от нее лучики. У каждого лучика предлагается ребенку нарисовать, что он любит делать. С 7 лет можно предложить сделать коллаж.

Вариант для детей 3-4 лет: Расставляются разнообразные игрушки и фигурки, игрушечные предметы домашнего обихода, предлагается ребенку выбрать, что ему интересно, рассказать, как игрушки общаются.

3. Упражнение «Мой мир» (с 5 лет)

Построить в песке картину «Мой мир».

4. Упражнение «Мой дом» (для 3-4 лет)

Ребенку предлагается поселить кукол в домике: маму, папу, детей, других персонажей, показать, как они живут, что делают, как друг с другом разговаривают.

Занятия 3-7. «Уроки волшебства». [16, с.96-97]

Цели: снятие тревожности в деятельности и самовыражении ребёнка, развитие тактильной чувствительности, воображения.

(Занятия в песочнице)

Технологии игр в песке. ( Описание занятий для детей от 3 до5 лет)

1. При проведении первых игр-занятий необязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно также продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние детей.

2. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при его работе с песком. В случае появления у ребенка негативного отношения или усталости, игра-занятие нена- вязчиво завершается.

3. Взрослый вначале показывает способы действия в играх с песком, а затем ребенок по принципу «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.Не стоит настаивать на четком

выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

4. Для начала и окончания игр-занятий в песочнице вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, действие с песочными часами и т. д.)

5. На первых 2-3 занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высота ее не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), либо он выбирает игрушку из предложенных ему взрослым. Данная игрушка становится посредником для ребенка в играх с песком.

В играх с песком все правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника - Песочную фею.

Ориентировочный этап

Взрослый знакомит детей со своей игрушкой — Песочной феей.

«Песочная фея — это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и твоими игрушками». (Ребенок показывает игрушки и, по возможности, называет их.) Песочная фея приглашает к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир».

Сначала ребенок осматривает песочный поднос: дотрагивается до бортиков, крышки, тихонько стучит пальчиками по крышке.

Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Ребенок осматривает песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо». Указывает на дно песочницы без песка: «Оно синее, как вода в море».

Этап прикосновений и игр на поверхности песка

Взрослый говорит: «Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком».

Целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице. Так как часть песка при игре обычно высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Правила игры в песочнице для малышей (чем младше дети, тем короче правила).

«Песочная фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки — не выбрасывай ихиз песочницы. Если случайно песок высыпался — покажи это взрослому, и он поможет имвернуться обратно в песочницу. Нельзя вы-брасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда ихберут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики, Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».

Наши рекомендации