Крывать значительно раньше перехода. Надо туда приходить уже в поло

жении прикрытия,а потом на этой позиции уже можно открывать. И тогда

басы получают прекрасные верхние ноты. Но если вы открываете верх

без подготовки, как я слышала, например, на спектакле Большого теат-

pa у одного баса, и заведующий труппой мне объяснил, что этот певец

еще не умеет прикрывать переходной регистр, — так это же невозможно

слушать! Просто горло болит от такого пения! Надо отказаться от этой

манеры! Следует только постепенно прикрывать звук. И в результате этот

несчастный бас не спел верхние ноты красиво. Они получились дале-

кие, глухие.

— Певцы делают это потому, что открытые звуки перед переходом

звучат очень ярко, блестяще в грудном регистре до ми первой октавы. Но они

не думают о том, что после таких звуков нельзя красиво и правильно идти

выше.

— Вот это как раз то, что я и хотела сказать! Эти звуки надо подго

товить заранее! Тогда верхний звук получается правильно и без осечки.

Я говорю своим ученикам: «Сделайте себе трамплин для хода вверх. Если

вы хорошо оперли и устроили на прикрытой позиции нижнюю ноту, то

можно легко идти вверх и открывать. Но если горло не подготовлено и

звук открытый на средней части диапазона, то голос ломается при пере

ходе вверх...» Очень многие ваши певцы открывают переходный регистр.

— Одинаково у женских и мужских голосов ?

— Особенно это характерно для басов и баритонов. Что касается

теноров, то все они поют несколько более открыто, чемэто принятоу нас.

Женщины — меньше открывают. Меццо-сопрано, в общем, поют зна

чительно правильнее в этом отношении, чем сопрано. Они самые бла

гополучные. Но тенора... Их звучание вредно для голосового аппарата.

Голосовые связки утомляются и к сорока годам уже выходят из строя.

У нас были Магнителли и Ди Стефано, у которых были дивные голоса и

которые открывали все ми, фа, даже соль первой октавы! Однако это скоро

кончилось. Дель Монако хорошо сопротивляется времени, выдержива

ет еще, но у него другой тип голоса. Это происходит только потому, что

переходный участок он держит очень хорошо прикрытым и на этой при

крытой базе идет вверх, свободно открывая. Получаются изумительные

верха. У него сейчас некоторый недостаток на центре диапазона, но когда

он идет вверх — это замечательно! Конечно, иногда в конце фраз и т.д.

можно сделать где-то и открытый звук, но это не должно быть привыч

кой, правилом.

Вот возьмите меня: в моем возрасте (67 лет. — Л.Д.), если я при-

крываю среднюю часть диапазона, то могу петь и 2, и 3 часа не утомля-

ясь. Конечно, надо держать горло спокойным, не толкать дыханием,

хорошо опирать. Это мои убеждения, моя практика.

— Что Вы думаете о вокальности современной музыки и ее влиянии

на появление хороших певцов и на манеру пения вообще ?

— Музыка и голос тесно связаны друг с другом. Например, в

XVIII веке горло певца служило как бы инструментом, потому что тако

ва была музыка. Все мелодии — фиоритуры и колоратуры — требовали

от голосового аппарата инструментальности. Необходимо было долгое

обучение, начиная с 15 лет или вообще с детства, продолжающееся без

ломки голоса при кастрации. Вот и получалось совершенно особенное

горло сопранистов, вокальных виртуозов. Пение было очень трудоемко

в обучении. Оно занимало 10—12 лет. Это была удивительная гимнасти-

ка гортани, но искусства в нашем понимании было мало. Со времени

Глюка к искусству пения стали относиться иначе, считая, что дело не в

колоратурах. Их изъяли, нашли иное строение музыкальной ткани, но

прекрасное пение bel canto несколько снизилось. Была усилена другая

сторона искусства пения — драматическая. И мы имели композиторов,

которые совсем плохо знали, что такое правильно воспитанное горло:

они работали по инерции, по привычке, но без знаний. Это привело к

упадку пения. В XIX веке снова начали писать удобно для голоса со зна-

нием его свойств: Россини, Верди, Беллини, Доницетти и др. Но все же

они писали более сложную музыку, и ее надо было освоить. Сейчас мы

находимся в эпохе, когда больше внимания уделяется наукам: физике,

ядерным исследованиям, технике и т.п. Темп напряженной жизни ве-

лик. Вот и в Италии молодые люди спешат: определить свое место в

жизни, свою карьеру, свой заработок. У вас несколько иное дело. Ведь у

нас обучение наукам стоит дорого, только обучение в консерватории бес-

платно. Но все остальное? Надо же жить, чтобы учиться. Родители не

всегда имеют возможность поддержать молодого человека до 24—25 лет...

Большинство из них должны зарабатывать возможно скорее. Они спе-

шат. У них мало времени. Бедный маэстро предъявляет много требова-

ний, но у них не хватает времени на все, чтобы их выполнить и выучить

весь репертуар. К тому же современные авторы не знают голоса, пишут

без учета его свойств. Они часто используют голос так, как будто это

инструмент, деревянный или железный. Однако голос — это нежный,

деликатный инструмент, это нервы и мускулы, это живой орган. Вы зна-

ете это лучше меня! К тому же он связан с артистическими эмоциями, а

не только с грубой физиологией! Это же чувствуется. Если у человека

горе — горло сжимается. Если у него радость, то человек энергичен, воз-

бужден, и голос звучит звонко. Все состояние человека отражается на

горле... Современные авторы не думают об этом... а голос говорит: «До

свидания, до свидания!»

Голос требует большой дисциплины и большой гимнастики, при

этом регулярной. Если ему предложить каждый день петь такие невооб-

разимые интонации, которые предлагают современные авторы, несчаст-

ный голос может не выдержать... В этом состоит главная причина отсут-

ствия голосов в настоящее время.

Наши рекомендации