Крывать значительно раньше перехода. Надо туда приходить уже в поло
жении прикрытия,а потом на этой позиции уже можно открывать. И тогда
басы получают прекрасные верхние ноты. Но если вы открываете верх
без подготовки, как я слышала, например, на спектакле Большого теат-
pa у одного баса, и заведующий труппой мне объяснил, что этот певец
еще не умеет прикрывать переходной регистр, — так это же невозможно
слушать! Просто горло болит от такого пения! Надо отказаться от этой
манеры! Следует только постепенно прикрывать звук. И в результате этот
несчастный бас не спел верхние ноты красиво. Они получились дале-
кие, глухие.
— Певцы делают это потому, что открытые звуки перед переходом
звучат очень ярко, блестяще в грудном регистре до ми первой октавы. Но они
не думают о том, что после таких звуков нельзя красиво и правильно идти
выше.
— Вот это как раз то, что я и хотела сказать! Эти звуки надо подго
товить заранее! Тогда верхний звук получается правильно и без осечки.
Я говорю своим ученикам: «Сделайте себе трамплин для хода вверх. Если
вы хорошо оперли и устроили на прикрытой позиции нижнюю ноту, то
можно легко идти вверх и открывать. Но если горло не подготовлено и
звук открытый на средней части диапазона, то голос ломается при пере
ходе вверх...» Очень многие ваши певцы открывают переходный регистр.
— Одинаково у женских и мужских голосов ?
— Особенно это характерно для басов и баритонов. Что касается
теноров, то все они поют несколько более открыто, чемэто принятоу нас.
Женщины — меньше открывают. Меццо-сопрано, в общем, поют зна
чительно правильнее в этом отношении, чем сопрано. Они самые бла
гополучные. Но тенора... Их звучание вредно для голосового аппарата.
Голосовые связки утомляются и к сорока годам уже выходят из строя.
У нас были Магнителли и Ди Стефано, у которых были дивные голоса и
которые открывали все ми, фа, даже соль первой октавы! Однако это скоро
кончилось. Дель Монако хорошо сопротивляется времени, выдержива
ет еще, но у него другой тип голоса. Это происходит только потому, что
переходный участок он держит очень хорошо прикрытым и на этой при
крытой базе идет вверх, свободно открывая. Получаются изумительные
верха. У него сейчас некоторый недостаток на центре диапазона, но когда
он идет вверх — это замечательно! Конечно, иногда в конце фраз и т.д.
можно сделать где-то и открытый звук, но это не должно быть привыч
кой, правилом.
Вот возьмите меня: в моем возрасте (67 лет. — Л.Д.), если я при-
крываю среднюю часть диапазона, то могу петь и 2, и 3 часа не утомля-
ясь. Конечно, надо держать горло спокойным, не толкать дыханием,
хорошо опирать. Это мои убеждения, моя практика.
— Что Вы думаете о вокальности современной музыки и ее влиянии
на появление хороших певцов и на манеру пения вообще ?
— Музыка и голос тесно связаны друг с другом. Например, в
XVIII веке горло певца служило как бы инструментом, потому что тако
ва была музыка. Все мелодии — фиоритуры и колоратуры — требовали
от голосового аппарата инструментальности. Необходимо было долгое
обучение, начиная с 15 лет или вообще с детства, продолжающееся без
ломки голоса при кастрации. Вот и получалось совершенно особенное
горло сопранистов, вокальных виртуозов. Пение было очень трудоемко
в обучении. Оно занимало 10—12 лет. Это была удивительная гимнасти-
ка гортани, но искусства в нашем понимании было мало. Со времени
Глюка к искусству пения стали относиться иначе, считая, что дело не в
колоратурах. Их изъяли, нашли иное строение музыкальной ткани, но
прекрасное пение bel canto несколько снизилось. Была усилена другая
сторона искусства пения — драматическая. И мы имели композиторов,
которые совсем плохо знали, что такое правильно воспитанное горло:
они работали по инерции, по привычке, но без знаний. Это привело к
упадку пения. В XIX веке снова начали писать удобно для голоса со зна-
нием его свойств: Россини, Верди, Беллини, Доницетти и др. Но все же
они писали более сложную музыку, и ее надо было освоить. Сейчас мы
находимся в эпохе, когда больше внимания уделяется наукам: физике,
ядерным исследованиям, технике и т.п. Темп напряженной жизни ве-
лик. Вот и в Италии молодые люди спешат: определить свое место в
жизни, свою карьеру, свой заработок. У вас несколько иное дело. Ведь у
нас обучение наукам стоит дорого, только обучение в консерватории бес-
платно. Но все остальное? Надо же жить, чтобы учиться. Родители не
всегда имеют возможность поддержать молодого человека до 24—25 лет...
Большинство из них должны зарабатывать возможно скорее. Они спе-
шат. У них мало времени. Бедный маэстро предъявляет много требова-
ний, но у них не хватает времени на все, чтобы их выполнить и выучить
весь репертуар. К тому же современные авторы не знают голоса, пишут
без учета его свойств. Они часто используют голос так, как будто это
инструмент, деревянный или железный. Однако голос — это нежный,
деликатный инструмент, это нервы и мускулы, это живой орган. Вы зна-
ете это лучше меня! К тому же он связан с артистическими эмоциями, а
не только с грубой физиологией! Это же чувствуется. Если у человека
горе — горло сжимается. Если у него радость, то человек энергичен, воз-
бужден, и голос звучит звонко. Все состояние человека отражается на
горле... Современные авторы не думают об этом... а голос говорит: «До
свидания, до свидания!»
Голос требует большой дисциплины и большой гимнастики, при
этом регулярной. Если ему предложить каждый день петь такие невооб-
разимые интонации, которые предлагают современные авторы, несчаст-
ный голос может не выдержать... В этом состоит главная причина отсут-
ствия голосов в настоящее время.