Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Выполнил: Боков Дмитрий Геннадиевич

Проверила:

Л И С К И 2012 год

План:

Положение человека в системе органического мира.

Стадия антропогенеза: а)архантропы

Б)палеоантропы

В)неоантропы

Факторы и основные направления в процессе биологической и социальной эволюции человека.

1.

Тип - хордовые
Подтип-позвоночные
Класс-млекопитающие
Отряд-приматы
Род-Homo
Вид H. sapiens –человек разумный.

2.

а)Первыми представителями рода Homo был прогрессивный вариант австралопитека — Человек умелый (Н. habilis). Рассматриваются как вторая стадия в эволюции человека после австралопитековых. Предшественники неандертальцев. К архантропам относятся питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и др. Несмотря на морфологическое разнообразие, принадлежат к одному виду – человек прямоходящий («Гомо эректус»).

Рост Человека умелого достигал 150 см, объем мозга был на 100 см3 больше, чем у других австралопитеков и имел массу до 650 г. Он имел зубы человеческого типа, а первый палец стопы, как и у современного человека, не был отведен в сторону. В морфологическом плане Человек умелый незначительно отличался от австралопитеков, но способность изготовления орудий труда (хотя еще очень примитивных) позволила ему преодолеть грань, отделявшую ископаемых человекообразных обезьян от древнейших людей.Различают 2 хронологические группы архантропов: ранние – африканские и азиатские (древность от 1,9 млн. лет до 800 тыс. лет) и более поздние, жившие также и в Европе (древность ок. 700–100 тыс. лет). К 1-й группе относятся питекантропы, или обезьянолюди, костные остатки которых были найдены на Яве (1891) и в Восточной Африке (1960). Череп имел многие архаичные черты: низкий покатый лоб с мощным надглазничным валиком, большая толщина костей и др.; подбородочный выступ отсутствовал; в то же время размеры мозга (в среднем 1030 см3) были больше, чем у человека умелого («Гомо хабилис»), их предшественника на эволюционном пути. Большинство были выше его ростом (160–175 см у мужчин). Более поздние архантропы – синантропы, костные остатки которых были найдены (1927) в Китае (отсюда название), имели менее покатый лоб и более развитый мозг (от 910 до 1050 см3). Жили они 450–400 тыс. лет назад. Примерно такие же антропологические показатели были и у гейдельбергского человека (костные остатки найдены в 1908 г. в Германии), жившего ок. 400 тыс. лет назад.

Считается, что первая популяция человеческих существ имеет древность 2—2,5 млн лет. Но, по мнению многих ученых, первые люди могли появиться значительно раньше.

Предполагают, что, расселяясь и попадая в новые условия существования, популяции Человека умелого образовывали отдельные изолированные формы архантропов, занимающих по многим существенным признакам промежуточное положение между австралопитеком и современным человеком.

К настоящему времени известно несколько ископаемых форм архантропов: питекантроп (обезьяночеловек), его останки были обнаружены на острове Ява; синантроп, его останки были обнаружены в пещере близ г. Пекина. Останки ископаемых людей, сходных с питекантропами и синантропами, были обнаружены на территории ФРГ (гейдельбергский человек), Алжира (атлантроп) и многих других стран. Судя по археологическим находкам, популяции архантропов обитали в различных районах земного шара приблизительно от 2 млн до 200 тыс. лет назад. "Ученые считают, что все они относились к одному виду — Человек прямоходящий (Н. erectus).

Рост Человека прямоходящего достигал 160 см и более. Средний объем его мозга составлял 800—1200 см3. Он умел изготовлять каменные орудия труда и поддерживать огонь.

б) Палеоантропы,обобщённое название древних ископаемых людей. Часто палеоантропов не совсем верно называют неандертальцами. которые являются лишь одной из групп древних людей. В целом палеоантропы – группа людей, переходная от человека прямоходящего («Гомо эректус») к человеку современного типа («Гомо сапиенс»). Палеоантропы представляли собой крайне разнообразную как в морфологическом, так и хронологическом отношении группу ископаемых людей. Они заселяли обширные территории Европы, Азии и Африки. Первая находка скелетных останков палеоантропов была сделана в долине реки Неандерталь в Германии в 1856 г., откуда и пошло другое их название — неандертальцы. Неандертальцами называют одну из локальных группировок древних людей - палеоантропов, которых рассматривают как вторую стадию в эволюции человека, следующую за архантропами и предшествовавшую появлению неоантропов - людей современного типа. Название связано с одной из первых находок останков этих людей, сделанной в 1856 г. в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа в Германии. Палеоантропы были широко распространены в Африке, Европе и Азии от 250 до 30 тысяч лет назад, но наиболее специализированные классические неандертальцы жили в Западной Европе в период вюрмского оледенения (70-30 тысяч лет назад). Сейчас их выделяют в отдельный вид Homo neanderthalensis (Человек неандертальский). Они были коренасты (рост 155-165 см), очень мускулисты, имели массивный скелет с широкими мощными костями и относительно более короткими, чем у современного человека конечностями.

Большинство многочисленных находок останков палеоантропов датируется временем от 250 до 35 тыс. лет назад. Но ученые считают, что палеоантропы появились значительно раньше.

Имели объем черепной коробки около 1400 см3, изготовляли разнообразные каменные орудия (рубила, скребла, остроконечники и др.), обладали зачатками членораздельной речи (рис. 109).

Ученые еще не пришли к общему мнению о месте и роли неандертальцев в антропогенезе и выдвинули три гипотезы:

— неандертальцы — прямые предки человека современного типа;

— неандертальцы внесли некоторый генетический вклад в генофонд человека современного типа;

— неандертальцы являются боковой тупиковой ветвью эволюции гоминидов.

Многие находки ископаемых останков в разных регионах свидетельствуют о значительной изменчивости популяций ранних неандертальцев. В настоящее время неандертальцев считают одним из подвидов Человека разумного.

в) Homo sapiens (человек разумный) – такое название дает теория эволюции современному человеческому существу. По месту первой находки его назвали кроманьонцем (1868 год, пещера КроМаньон во Франции).

К неоантропам относятся все представители современного человечества, а также кроманьонцы. Кроманьонцами называют ископаемых людей современного вида Homo sapiens (Человек разумный), живших от 120 до 10 тысяч лет назад. Название происходит по месту находки нескольких скелетов людей этого типа в 1868 г. в гроте Кро-Маньон в департаменте Дордонь на юге Франции. Неоантропы являются заключительной стадией в эволюции человека. От архантропов и палеоантропов кроманьонцы отличались менее массивным скелетом, высоким ростом (до 190 см), большим объемом мозга (в среднем 1500 куб. см), прямой посадкой головы, они имели более высокий свод черепа, прямой лоб без надглазничного валика, хорошо развитый подбородочный выступ.

В течение нескольких десятилетий было распространено представление, что кроманьонцы произошли от «прогрессивных» неандертальцев, живших в восточном Средиземноморье, около 40 тысяч лет назад. Оттуда они быстро распространились по Евразии, придя на смену палеоантропам. Однако в последние годы найдены свидетельства появления неоантропов более 100 тысяч лет назад в Африке. Вопрос об их предках, о времени и месте возникновения остается дискуссионным. Кроманьонцы занимались охотой и собирательством. Для них характерна развитая каменная индустрия, широкие миграции вслед за стадами крупных копытных животных, появление погребальных обрядов, религиозных верований и искусства. Они изготавливали разнообразные и сложные каменные и костяные орудия, строили постоянные жилища в виде полуземлянок или хижин из костей и шкур мамонтов, шили меховую одежду. Эти люди создали многочисленные образцы палеолитического искусства – различные украшения, фигурки животных и людей, пещерную и наскальную живопись. Их социальная организация - родовое общество.