Общее представление о моделировании
В правовом образованииодними из самых широко распространенных интерактивных методов являетсяМоделирование.
Цель моделирования - имитировать в учебных целях один из социально значимых видов человеческой деятельности. В методике преподавания нет единого мнения, что такое моделирование, каковы специфические черты данного метода. Существует точка зрения, что моделирование и учебные игры имеют много общего, и поэтому не стоит выделять моделирование как отдельный метод обучения, так как это особый вид учебной игры. Одни преподаватели считают, что моделированиеи имитационной игры - это одно и тоже, другие отмечают большое сходство моделированияс деловой игрой. В последнее время распространяется мнение, что моделирование особый метод обучения и, он существенно отличается от учебной игры.
В моделировании важно практически все - и выполняемое учебное задание, как ролевое так и деловое, и условия - процедуры, наполняющие моделирование, и отражающие формы и способы взаимодействия, которые выстраивают учащиеся в процессе моделирования.Все вышеперечисленное имеет высокую образовательную ценность.
Моделирование есть учебная деятельность, направленная на поиски решения общественно значимой проблемы, имеющая определенную организацию, содержащая определенную ситуацию, а иногда и событие, которое дублирует действительность, но всегда оставляет возможность избежать риска нежелательных ошибок.
Примером моделированияможет быть одна из его наиболее популярных ее разновидностей, которая используется в правовом образовании и носит название Учебный Суд. Принимая участие в учебном суде, учащиеся стремятся разрешить проблему (выполнить деловое задание), сыграть роли участников судебного процесса (выполнить ролевое задание), построить и освоить специфические формы взаимодействия, имитировать четкие юридические процедуры одного из важнейших общественных институтов. С одной стороны, учащиеся имеют широкий простор для творчества, с другой стороны, им необходимо подчиняться жестким условиям, которые диктуются процедурами судебного процесса.
В большой степени успех моделированиябудет зависеть от качества его подготовки, знаний, умений, ценностей и опыта его участников. Для использования метода на учебном занятии важно как будут сыграны роли, как будет организован процесс моделированияи каков уровень самоорганизации учащихся. Преподавателю следует обратить внимание на приближение учебных ролей к социально приемлемым стандартам поведения учащихся и образцам специфической профессиональной деятельности, на организацию образовательной среды, которая соответствовала бы форме имитации и задавала внутреннюю логику развития проблемного содержания.
Основными задачами моделирования являются:
1 в области знания, учащиеся получают знание об основных формах и способах человеческого взаимодействия, знание проблем, механизмов и основных подходов к их решению, знание интеллектуальных и творческих приемов освоения действительности, моральных оснований человеческой деятельности;
2 в области умений и навыков, учащиеся получают умения и навыки выделять и формулировать проблемы, формировать позицию по общественно значимым вопросам, анализировать и критически оценивать альтернативы, успешно взаимодействовать с другими людьми, творчески подходить к делу и принимать решения, делать выводы,
3 в области ценностей, учащиеся активно осваивают общечеловеческие ценности.
Моделирование концентрируется, обычно, вокруг важной проблемы, отражающей реальную жизнь. Учебный суд или метод упрощенного судебного разбирательства позволяет учащимся разыграть судебный процесс в учебных целях. Моделирование судебного разбирательства в последнее время пользуется большой популярностью как в школе так и в вузе.
Основными образовательными целями применения учебного судана учебном занятии являются:
1) принимая участие в учебном суде и анализируя его процесс, учащиеся получают общее представление о предназначении судебного процесса;
2) учебный суд дает учащимся понимание фундаментальных основ легального механизма, с помощью которого общество разрешает большинство своих конфликтов;
3) изучая значимые детали судебного процесса и его процедуры, учащиеся развивают базовые навыки критического мышлении, такие как выделение проблемы, создание и выбор приемлемого решения, умение формулировать и задавать вопросы, умение слушать и выступать;
4) участие учащихся в учебном суде способствует развитию у учащихся коллективизма, умению работать в команде, подобная деятельность учащихся повышает их самооценку, интерес к учению, к школе;
5) учебный суд позволяет учащимся лучше понять роли отдельных участников судебного процесса, их вклад в общее дело успешного разрешения судебных конфликтов;
6) хорошо организованный учебный суд помогает учащимся понять и освоить фундаментальные правовые принципы, концепции, ценности, такие как справедливость, равноправие, власть и другие важные понятия;
7) учебный суд органично соединяет правовое обучение с общественными ресурсами, привлекает в образование юристов - профессионалов, способствует посещению учащихся судебных заседаний и встрече с судьями, адвокатами и другими участниками судебного процесса, что в общем положительно сказывается на отношении учащихся к юридическим институтам;
8) учебный суд позволяет учащимся преодолеть страх и колебание и смело прибегать к использованию юридических процедур в решении собственных проблем, а также готовит к исполнению их общественного долга, который заключается в участии граждан в судебном процессе в качестве присяжных заседателей, свидетелей, экспертов.
21. Педагогическая технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.
Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
· по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),
· по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
· по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
· по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.
22. Технология конструирования учебной информации — это процесс принятия педагогических решений в условиях системы ограничений и предписаний, которые диктуются установленными нормами (что и в каком объеме из задаваемой информации должны усвоить учащиеся); исходным уровнем подготовленности учащихся к восприятию учебной информации; возможностями самого учителя, а также той школы, в которой он работает.
В технологическом отношении принципиальное значение имеет сама проблема учебного материала и его задачного структурирования. При ее решении предлагается различать понятия дидактический материал и учебный материал.
Дидактический материал — это система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.
Учебный материал — это система идеальных моделей, представленных материальными или материализованными моделями дидактического материала и предназначенных для использования в учебной деятельности.
Поскольку учебная деятельность может рассматриваться как процесс решения системы учебных задач, то естественно, что единицей членения учебного материала является учебная задача. В связи с этим учебный материал допустимо рассматривать как педагогически целесообразную систему познавательных задач. Отсюда построение системы учебных задач становится стержнем действий учителя по проектированию учебного материала и разработке дидактического материала, в котором он находит свое воплощение.
Для понимания специфики конструирования процесса обучения важно обратиться к проблеме логики учебного процесса, впервые обоснованной М.А. Даниловым. Он предлагает рассматривать ее в трех аспектах: как основную линию развертывания процесса обучения по курсу в целом; как логику процесса обучения, ограниченную определенной темой; как логику учебного процесса в масштабе единицы усвоения.
Логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной деятельности школьников (уроков и других форм организации учебного процесса) учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям, тогда как при планировании воспитательной работы, учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том числе опытные, педагоги испытывают большие затруднения.
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с общешкольным планом. Здесь имеется в виду прежде всего их ориентированность на подготовку и активное участие в общешкольных традиционных мероприятиях (смотрах, конкурсах, олимпиадах, праздниках, субботниках и т.п.). В планах классных руководителей, кроме того, должны быть отражены и те общественно полезные дела, которые организуются для определенной группы классов. В них обязательно должна предусматриваться связь с другими классными коллективами, детскими общественными организациями и ближайшим школьным окружением. Содержание планов учебно-воспитательной работы, естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными, спортивно-оздоровительными учреждениями.
23. Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.