Задания для самопроверки

Задание: Постройте из основных понятий и факторов отбора содержания логическую схему.

Задание: Вставьте необходимые слова.

Процесс обучения являет собой единство и взаимосвязь двух процессов ....... и .......

Задание: Выберите правильный ответ.

Преподавание понимается в современной дидактике как:

1 .Сообщение, передача знаний.

2. Консультирование учащихся.

3.Управление учебной деятельностью.

Задание: Раскройте символы в формуле дидактического процесса. ДП = М + АФ + АУ

Задание: Вставьте нужные слова.

Учение - это ... деятельность. В процесс учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс... , то есть перевода социального опыта во ... план, в ... новообразования, свойства ученика.

ФАКТОРЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы.

2. Соответствие принципу научности, систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов

3. Содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.

4. Потребности личности в образовании.

ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Образовательная программа- это документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащийся.

2. Учебный план- это документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.

3. Учебник- это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению.

Функции учебника:

- информационная;- обучающая;

- мотивационная;- контрольная;- самообразовательная.

Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (практическое занятие)

Цель:формировать.знания о носителях содержания образования, умения видеть их отличительные особенности и определять основные функции.

План

1. Носители содержания образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник.

2. Основные нормативные документы, отражающие содержание образования.

3. Школьный учебник, его функции и структура.

4. Требования к школьному учебнику.

Вопросы на закрепление изученного материала

1. Назовите Носители содержания образования.

2. Перечислите основные нормативные документы, отражающие содержание образования.

3. назовите основные функции учебника.

4. Перечислите требования к составлению учебника.

Задания для самостоятельной работы

1. Анализ учебной программы начальной школы с целью определения принципа ее построения.

Литература1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.,2003.

2. Сластенин В.А. Пкдагогика. - М., 2003.

3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М.,2006. с.102.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

К приказу Гособразования СССР

От 22.09.89 №751

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Содержание образования Ступени обучения и классы Всего
I II III
СОЮЗНО-РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ Русский язык Литература народов СССР Математика Естествознание Обществознание Итого     -- --     --     --     --     --     --     --     --     --         --      
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ   ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ   Курсы по выбору и профильное обучение Факультативные и дополнительные занятия Итого           --               --               --               --               --               --               --                                                                            
Суммарная нагрузка учебных предметов (без факультативов)   Предельно допустимая нагрузка школьника (с факультативами)                                                                          

Тема: "Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся"

ПЛАН

1. Понятие о методах обучения.

2. Классификация истодов обучения.

3. Поиск путей повышения эффективности и методов обучения.

4. Условия выбора метода обучения.

Вопросы на закрепление изученного материала на уроке

1. Дайте определение метода и приема обучения. Покажите различие этих категорий.

2. Какие наиболее разработанные классификации методов вы можете назвать? По каким признакам группируются методы обучения?

3. Охарактеризуйте словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные методы.

4. Чем должен руководствоваться учитель при выборе метода обучения?

Вопросы и задания для самоконтроля (задания на дом)

1. Выучите новые термины и существующие классификации методов обучения.

2. Выпишите термины, характеризующие активные и интенсивные методы обучения.

3. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.

4. Докажите, что все методы обучения в современной школе имеют воспитывающее значение.

5. Познакомьтесь с "Книгой природы" В.А. Сухомлинского и выскажите свои суждения по следующим вопросам:

- какие задачи ставил В.А. Сухомлинский при проведении наблюдений?

- как он подходил к выбору объектов наблюдений?

- как руководил наблюдениями детей?

- как вы относитесь к такой работе учителя?

6. Подумайте, какие общие пути повышения эффективности обучения известны в дидактике.

Литература

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1999.

2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. - М., 2005.

3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 2003.

4. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1995.

Опорный конспект

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.

Рассказ учителя– сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.

Лекция– систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.

Беседа– подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.

Виды беседы:

- вводная

- по изучению нового материала

- закрепляющая

- контрольная

Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия– обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).

Достоинство словесных методов:

- в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации;

- формируют речь, словесно-логическое мышление;

- в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность;

Недостатки:

- вербализм - засилие слова;

- опасность отрыва учения от жизни, практики.

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Источником знания является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.

К наглядным методам относятся:

- иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического);

- демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

Функции наглядных методов:

- обеспечить восприятие предмета изучения;

- сформировать представление о нем;

- создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.

К практическим методам относят:

упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.

Требование к упражнению:

уяснение учеником целей, операций, результатов, исправлений в выполнении,

доведение результатов до степени, гарантирующей выполнение;

лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.

практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и т. д. Цель практических работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.

Опорный конспект

ТЕМА: "Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся".

Метод обучения- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.

(Ю.К. Бабанский)

Метод обучения- система целенаправленных действий учителя, организую­щих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения.

(И.Я. Лернер)

В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели.

Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны.

И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер.

(М. И. Махмутов)

Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых дейс­твий учителя и ученика.

Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.

По источнику знаний

задания для самопроверки - student2.ru I I |

СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ

- рассказ - демонстрация - упражнения

- лекция - иллюстрация - лабор. работа

- беседа - практ. работа

- дискуссия

Наши рекомендации