Задания для самопроверки
Задание: Постройте из основных понятий и факторов отбора содержания логическую схему.
Задание: Вставьте необходимые слова.
Процесс обучения являет собой единство и взаимосвязь двух процессов ....... и .......
Задание: Выберите правильный ответ.
Преподавание понимается в современной дидактике как:
1 .Сообщение, передача знаний.
2. Консультирование учащихся.
3.Управление учебной деятельностью.
Задание: Раскройте символы в формуле дидактического процесса. ДП = М + АФ + АУ
Задание: Вставьте нужные слова.
Учение - это ... деятельность. В процесс учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс... , то есть перевода социального опыта во ... план, в ... новообразования, свойства ученика.
ФАКТОРЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Социальные, профессиональные, культурные требования общества к выпускнику школы.
2. Соответствие принципу научности, систематичности, последовательности и ряда других дидактических принципов
3. Содержание образования должно соответствовать психологическим возможностям и развитию школьников на разных ступенях обучения: младший, средний и старший школьный возраст.
4. Потребности личности в образовании.
ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Образовательная программа- это документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащийся.
2. Учебный план- это документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок изучения этих предметов по годам обучения и количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.
3. Учебник- это учебная книга, отражающая подробно содержание образования, учебную информацию, подлежащую усвоению.
Функции учебника:
- информационная;- обучающая;
- мотивационная;- контрольная;- самообразовательная.
Тема: Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (практическое занятие)
Цель:формировать.знания о носителях содержания образования, умения видеть их отличительные особенности и определять основные функции.
План
1. Носители содержания образования: образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебная литература, учебник.
2. Основные нормативные документы, отражающие содержание образования.
3. Школьный учебник, его функции и структура.
4. Требования к школьному учебнику.
Вопросы на закрепление изученного материала
1. Назовите Носители содержания образования.
2. Перечислите основные нормативные документы, отражающие содержание образования.
3. назовите основные функции учебника.
4. Перечислите требования к составлению учебника.
Задания для самостоятельной работы
1. Анализ учебной программы начальной школы с целью определения принципа ее построения.
Литература1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М.,2003.
2. Сластенин В.А. Пкдагогика. - М., 2003.
3. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. -М.,2006. с.102.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
К приказу Гособразования СССР
От 22.09.89 №751
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Содержание образования | Ступени обучения и классы | Всего | ||||||||||
I | II | III | ||||||||||
СОЮЗНО-РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ Русский язык Литература народов СССР Математика Естествознание Обществознание Итого | -- -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | ||
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Курсы по выбору и профильное обучение Факультативные и дополнительные занятия Итого | -- | -- | -- | -- | -- | -- | -- | |||||
Суммарная нагрузка учебных предметов (без факультативов) Предельно допустимая нагрузка школьника (с факультативами) |
Тема: "Методы обучения и активизации познавательной деятельности учащихся"
ПЛАН
1. Понятие о методах обучения.
2. Классификация истодов обучения.
3. Поиск путей повышения эффективности и методов обучения.
4. Условия выбора метода обучения.
Вопросы на закрепление изученного материала на уроке
1. Дайте определение метода и приема обучения. Покажите различие этих категорий.
2. Какие наиболее разработанные классификации методов вы можете назвать? По каким признакам группируются методы обучения?
3. Охарактеризуйте словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные методы.
4. Чем должен руководствоваться учитель при выборе метода обучения?
Вопросы и задания для самоконтроля (задания на дом)
1. Выучите новые термины и существующие классификации методов обучения.
2. Выпишите термины, характеризующие активные и интенсивные методы обучения.
3. Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный.
4. Докажите, что все методы обучения в современной школе имеют воспитывающее значение.
5. Познакомьтесь с "Книгой природы" В.А. Сухомлинского и выскажите свои суждения по следующим вопросам:
- какие задачи ставил В.А. Сухомлинский при проведении наблюдений?
- как он подходил к выбору объектов наблюдений?
- как руководил наблюдениями детей?
- как вы относитесь к такой работе учителя?
6. Подумайте, какие общие пути повышения эффективности обучения известны в дидактике.
Литература
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. - М.: Политиздат, 1999.
2. Воронов В.В. Педагогика в двух словах. - М., 2005.
3. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М.: Просвещение, 2003.
4. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М., 1995.
Опорный конспект
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
Источником знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося.
Рассказ учителя– сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.
Лекция– систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы учитель руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.
Беседа– подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы.
Виды беседы:
- вводная
- по изучению нового материала
- закрепляющая
- контрольная
Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.
Дискуссия– обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).
Достоинство словесных методов:
- в сжатые сроки можно сообщить большой объем информации;
- формируют речь, словесно-логическое мышление;
- в беседе, дискуссии формируется самостоятельность, познавательная активность;
Недостатки:
- вербализм - засилие слова;
- опасность отрыва учения от жизни, практики.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
Источником знания является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов.
К наглядным методам относятся:
- иллюстрация - показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического);
- демонстрация - показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.
Функции наглядных методов:
- обеспечить восприятие предмета изучения;
- сформировать представление о нем;
- создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
Источником знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному развитию.
К практическим методам относят:
упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков.
Требование к упражнению:
уяснение учеником целей, операций, результатов, исправлений в выполнении,
доведение результатов до степени, гарантирующей выполнение;
лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.
практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и т. д. Цель практических работ - применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков.
Опорный конспект
ТЕМА: "Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся".
Метод обучения- способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
(Ю.К. Бабанский)
Метод обучения- система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения.
(И.Я. Лернер)
В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели.
Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны.
И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер.
(М. И. Махмутов)
Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика.
Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов. Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них.
По источнику знаний
I I |
СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ
- рассказ - демонстрация - упражнения
- лекция - иллюстрация - лабор. работа
- беседа - практ. работа
- дискуссия