Педагогики и образования

ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

педагогики и образования - student2.ru

Учебное пособие

Допущено Учебно-методическим объединением

по профессионально-педагогическому образованию

в качестве учебного пособия для студентов,

обучающихся по специальности

030500 Профессиональное образование (по отраслям)

Екатеринбург 2004

УДК 37.013 + 377 / (075.8)

ББК 431 я 73

Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие / Авт.-сост.: Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 297 с.

В учебном пособии раскрыто содержание основных вопросов по общей и профессиональной педагогике, истории педагогики и философии образования, которые вынесены на государственный экзамен по психолого-педагогической подготовке.

Предназначается студентам специальности 030500 – Профессиональное обучение для подготовки и сдачи государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке.

Рецензенты: д-р пед. наук, проф. Н.Н. Тулькибаева (Челябинский государственный педагогический университет); д-р пед. наук, проф. Н.К. Чапаев (Российский государственный профессионально-педагогический университет)

© Российский государственный

профессионально-педагогический

университет, 2004

Посвящается 25-летию Российского

государственного профессионально-

педагогического университета

Введение

Педагогическая наука на рубеже ХХ–ХХI вв. оказалась в числе наиболее динамично развивающихся под влиянием процессов глобализации, гуманизации, гуманитаризации и компьютеризации. В последние годы обозначились новые педагогические тенденции: изменение целеполагания обучения и воспитания, усиление личностной ориентации содержания и технологий образования, дальнейшее углубление индивидуализации и дифференциации образовательных траекторий каждого обучаемого, творческая и развивающая направленность базового образования.

Государственная политика в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования провозглашены в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования, стратегию и основные направления его развития. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами раз­вития российского общества, включая:

– преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

– утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики;

– создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Современное российское общество, актуализирующее человека как ценность, в корне изменяет сложившийся образ школы, методологию и теорию педагогической науки и практики. Система образования предполагает реализовать системно-прогностический, социально-экологический, личностно ориентированный, индивидуально-творческий подходы и рассматривает образование в контексте культуры.

В современных условиях образование становится приоритетной сферой не только накопления знаний и формирования умений, но и создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Образование является сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Сложившаяся к настоящему времени система подготовки преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений является самостоятельной отраслью образования. Особую актуаль­ность и практическую значимость эта проблема приобретает в связи с принятием государственного образовательного стандарта (2000), в кото­ром определены требования к содержанию и уровню подготов­ки выпускников по специальности 030500 Профессиональное обуче­ние, а также Концепции модернизации образования (2001).

В содержании учебного пособия приведены и раскрыты основные вопросы, которые вынесены на государственный экзамен по психолого-педагогиче-ской подготовке.

Глава 1. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ.

Наши рекомендации