Вспомогательные формы обучения: кружки, практикумы, семинары, конференции и факультативные занятия

Домашняя самостоятельная работа учащихся, её цель, дидактические функции. Правила домашнего учебного труда.

39. Подготовка учителя к уроку. Виды планирования. Анализ и самооценка урока.

Школьная отметка и её основные функции (социальная, стимулирующая, упражняющая и контролирующая). Формы, виды и методы контроля, проверки и оценки знаний.

Неуспеваемость учащихся и её предупреждение. Признаки отставания учеников в учёбе и способы их обнаружения.

Целостный педагогический процесс, структура, закономерности и специфика процесса обучения и воспитания. Характеристика этапов педагогического процесса.

Интенсификация и оптимизация учебно-воспитательного процесса. Критерии и способы её оптимизации.

Предмет педагогики и её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, социологией и психологией.

Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Объект педагогики – человек.

Структура педагогической науки:

1) история педагогики (развитие педагогических идей, теорий и систем образования)

2) общая педагогика (основные закономерности воспитания, теория воспитания, школоведение)

3) возрастная педагогика (особенности и закономерности развития человека)

4) профессиональная педагогика (проблемы профессионального образования)

5) отраслевая педагогика (закономерности спецподготовки к определенным видам деятельности)

6) коррекционная педагогика (обучение и воспитание детей с психофизиологическими недостатками)

7) этнопедагогика (закономерности и особенности этнического воспитания)

8) сравнительная педагогика (особенности организации образования в различных странах мира)

Связь педагогики с философией, социологией и психологией:



  • Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
  • Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
  • Традиционной является связь педагогики с психологией. Результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития.

Задачи педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, исторический и общественный характер воспитания.

Задачи педагогики как науки:

  • установление законов и закономерностей развития и саморазвития педагогических систем
  • разработка педагогических теорий
  • выявление основных тенденций и перспектив развития педагогических теорий

Основные категории педагогики:

1) Воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива или воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.

2) Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений, полученных в результате обучения и самообразования.

3) Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

Исторический характер воспитания проявляется в том, что оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует само общество.

Социальный характер воспитания проявляется в том, что цели, содержание и формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.

Научное исследование – такое исследование, результатом которого является новое знание о действительности, отвечающее критериям истинности.

Метод – способ изучения явлений, процессов, закономерностей окружающего мира. Методы научно-педагогического исследования бывают:

Организационные

· сравнительный (сопоставление исследуемых групп)

· лонгитюдный (многократные обследования исследуемых групп)

· комплексный (использование знаний различных наук)

Эмпирические

· наблюдение и самонаблюдение (фиксированное восприятие проявлений психики)

· эксперимент (вмешательство в исследуемую ситуацию)

· тестирование (задание)

· анкетирование (опросный лист)

· беседа (получение информации путём общения)

· интервью (получение информации путём постановки вопросов)

· анализ (составление общей картины исследования)

· социометрия (межличностные отношения в группе)

Обработки данных

· математический анализ

· качественный анализ

Интерпретационные

· генетический метод (выделение стадий исследования)

· структурный метод (установление связи между структурами психики)

Наши рекомендации