Вспомогательные формы обучения: кружки, практикумы, семинары, конференции и факультативные занятия
Домашняя самостоятельная работа учащихся, её цель, дидактические функции. Правила домашнего учебного труда.
39. Подготовка учителя к уроку. Виды планирования. Анализ и самооценка урока.
Школьная отметка и её основные функции (социальная, стимулирующая, упражняющая и контролирующая). Формы, виды и методы контроля, проверки и оценки знаний.
Неуспеваемость учащихся и её предупреждение. Признаки отставания учеников в учёбе и способы их обнаружения.
Целостный педагогический процесс, структура, закономерности и специфика процесса обучения и воспитания. Характеристика этапов педагогического процесса.
Интенсификация и оптимизация учебно-воспитательного процесса. Критерии и способы её оптимизации.
Предмет педагогики и её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, социологией и психологией.
Педагогика – это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Предметом исследования педагогики является целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.
Объект педагогики – человек.
Структура педагогической науки:
1) история педагогики (развитие педагогических идей, теорий и систем образования)
2) общая педагогика (основные закономерности воспитания, теория воспитания, школоведение)
3) возрастная педагогика (особенности и закономерности развития человека)
4) профессиональная педагогика (проблемы профессионального образования)
5) отраслевая педагогика (закономерности спецподготовки к определенным видам деятельности)
6) коррекционная педагогика (обучение и воспитание детей с психофизиологическими недостатками)
7) этнопедагогика (закономерности и особенности этнического воспитания)
8) сравнительная педагогика (особенности организации образования в различных странах мира)
Связь педагогики с философией, социологией и психологией:
- Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.
- Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
- Традиционной является связь педагогики с психологией. Результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития.
Задачи педагогики как науки. Основные категории педагогики: воспитание, образование, обучение, исторический и общественный характер воспитания.
Задачи педагогики как науки:
- установление законов и закономерностей развития и саморазвития педагогических систем
- разработка педагогических теорий
- выявление основных тенденций и перспектив развития педагогических теорий
Основные категории педагогики:
1) Воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива или воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.
2) Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений, полученных в результате обучения и самообразования.
3) Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.
Исторический характер воспитания проявляется в том, что оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует само общество.
Социальный характер воспитания проявляется в том, что цели, содержание и формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
Научное исследование – такое исследование, результатом которого является новое знание о действительности, отвечающее критериям истинности.
Метод – способ изучения явлений, процессов, закономерностей окружающего мира. Методы научно-педагогического исследования бывают:
Организационные
· сравнительный (сопоставление исследуемых групп)
· лонгитюдный (многократные обследования исследуемых групп)
· комплексный (использование знаний различных наук)
Эмпирические
· наблюдение и самонаблюдение (фиксированное восприятие проявлений психики)
· эксперимент (вмешательство в исследуемую ситуацию)
· тестирование (задание)
· анкетирование (опросный лист)
· беседа (получение информации путём общения)
· интервью (получение информации путём постановки вопросов)
· анализ (составление общей картины исследования)
· социометрия (межличностные отношения в группе)
Обработки данных
· математический анализ
· качественный анализ
Интерпретационные
· генетический метод (выделение стадий исследования)
· структурный метод (установление связи между структурами психики)