МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практики образования
Актуальность проблем психологии и педагогики, теории и практики образования обусловлена рядом факторов.
Растущая интеллектуализация производства, переход к экономике, основанной на знаниях, информатизация всех сфер общества, системное использование научных знаний в процессе экономического и социального развития предъявляют новые требования к уровню образованности личности, личностному и профессиональному развитию.
В современном обществе, важнейшими характеристиками которого выступают непрерывность и динамизм развития, образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность, социальный механизм развития личности, общественного сознания, общества в целом, как средство разрешения глобальных проблем человечества.
Психолого-педагогические знания помогают лучше организовать профессиональную подготовку и работу авиаспециалистов, обрести нужные навыки и умения, выявить индивидуально-психологические особенности личности членов коллектива и наметить пути формирования и коррекции их свойств и качеств, необходимых для работы. Знания педагогики и психологии, как показывает практика, помогают руководителю (а нынешние студенты – это будущие руководители коллективов), лучше понимать мотивы, особенности характера, интересы, настроение подчиненных и на их основе осуществлять индивидуальный подход при организации профессиональной деятельности, подборе кандидатов на должности, более глубоко анализировать причины ошибочных действий, затруднений, возникающих в работе авиаспециалистов. Психолого-педагогические знания также будут способствовать разработке наиболее рациональных мероприятий по профилактике сбоев в деятельности отдельных авиаспециалистов и коллективов.
Овладеть основами педагогики и психологии, практическими навыками обучения и воспитания авиационных специалистов – значит обеспечить безопасность полетов воздушных судов Республики Беларусь.
ЦЕЛЬпреподавания учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики»:
· дать студентам основные понятия психологии и педагогики;
· привить психолого-педагогическую и управленческую культуру;
· подготовить студентов к выполнению задач и функций
в будущей профессиональной деятельности;
· сформировать качества активного и компетентного субъекта
гражданской и семейной жизнедеятельности;
· развить готовность к постоянному самообразованию,
профессиональному и личностному саморазвитию. Дисциплина «Основы психологии и педагогики» базируется на
знаниях, полученных при изучении дисциплин «Философия»,
«Социология», «История Беларуси», и обеспечивает межпредметные
связи с дисциплинами «Воздушное право Республики Беларусь», «Человеческий фактор в обеспечении безопасности полетов» и др.
ЗАДАЧИизучения дисциплины:
· освоение студентами знаний о сущности, закономерностях,
принципах психической жизни человека;
· формирование у студентов навыков самоанализа, психологического
понимания поведения других людей, стимулирования процессов самореализации и самосовершенствования;
· развитие у студентов умений адекватной психологической
перцепции (восприятия) и оценки событий окружающего мира;
· освоение студентами системных знаний об образовании,
явлениях, процессах, системах, которые оказывают значительное влияние на обучение, образование, воспитание и развитие личности;
· формирование обобщенных умений применять психолого-
педагогические знания, принципы, методы для решения социально-профессиональных задач, обеспечения полноценного развития и гуманистического воспитания детей в семье;
· освоение студентами системного и сравнительного анализа,
форм продуктивного, критического мышления;
· формирование способности к непрерывному саморазвитию и
эффективной самореализации в сфере профессии.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· сущность, ключевые категории и основные закономерности и
положения психологии и педагогики, которые оказывают влияние
на обучение, воспитание, образование и развитие личности;
· содержание основных психолого-педагогических проблем
первоначального обучения, переподготовки и повышения квалификации авиационных специалистов;
· способы системного и сравнительного анализа, критического
мышления и применения их при определении причин авиационного происшествия;
· основные положения указов Президента Республики Беларусь,
решений Правительства Республики Беларусь, Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о влиянии человеческого и личностного факторов на безопасность полетов;
· методы определения лидерских качеств студентов и молодых
специалистов; рекомендации ИКАО по обучению авиационных специалистов.
Уметь:
· применять психолого-педагогические знания, принципы и
методы для обучения и воспитания персонала, организации сотрудничества и управления коллективом;
· проводить самоанализ, психологически понимать поведение
других людей, стимулировать процесс их самореализации и самосовершенствования;
· анализировать причины деловых, личностных и межличностных
конфликтов, методы их разрешения;
· самостоятельно работать с литературой по авиационной
психологии и педагогике.
Изучение дисциплины «Основы психологии и педагогики» со студентами-заочниками рассчитано на 102 учебных часа, из них
8 – аудиторных (в том числе 4 лекционных часа и 4 – семинарских).
Структура содержания дисциплины включает: введение, четыре раздела (модуля), учебные темы внутри каждого раздела, заключение.
Содержание разделов рекомендуется смотреть в типовой учебной программе курса «Основы психологии и педагогики» для вузов, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 5 июля 2007 года, регистрационный номер ТД-СГ.006/тип.
Изучение курса «Основы психологии и педагогики» по заочной форме обучения осуществляется на основе Примерного тематического плана, который содержит следующие учебные модули (разделы):
Наименование модулей | Примерное количество часов | ||
Аудиторные часы | Самостоя-тельная работа студентов | ||
лекции | семина-ры | ||
Введение | |||
Психология личности. Психология управления | |||
Межличностные отношения и конфликты. Взаимодействие людей в малых группах | |||
Образование как социокультурный феномен. Воспитание и развитие личности | |||
Акмеолого-педагогические основы личности и профессионального развития | |||
Заключение | |||
Всего |
Лекционные занятияпроводятся как обзорные и знакомят
студентов с содержанием изучаемого курса. На первой лекции дается задание на выполнение контрольной работы.
На семинарезакрепляются знания, приобретенные на лекциях и при самостоятельной работе, обсуждаются вопросы из разделов «Межличностные отношения и конфликты», «Взаимодействия людей в малых группах», «Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития».
Самостоятельная работа студентов заочного отделения предусмотрена в объеме 94 ч и предполагает изучение учебной литературы и документов, выполнение домашней контрольной работы, ознакомление с научной литературой, подготовку к семинарам и экзамену.
Письменная контрольная работа оформляется в соответствии с правилами, действующими в колледже (8-10 листов печатного текста на листе формата А-4), затем направляется на рецензирование. При наличии замечаний рецензента на последнем листе контрольной работы необходимо внести дополнения или пояснения.
В случае появления трудностей в изучении курса и выполнении контрольной работы рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю.
ВАРИАНТЫ