Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности
Педагогика (П) как наука, ее возникновение.
Термин педагогика возник от греческого слова.
П — это:
1) наука о воспитании человека на всех этапах его развития;
2) область научных исследований;
3) специальность, квалификация;
4) учебный предмет в ВУЗе;
5) искусство воспитания. Воспитание как передача соц.опыта возникла вместе с возникнов. человеческого общества.
I этап: воспитание, как особый вид деят-сть, возникло во 2-м тыс. лет назад, когда род выделил человека, кот. передавал молодежи соц.опыт. инициация — посвящение подростка во взрослое.
II этап: 5 в. до н.э. — возникновение пед.теории в рамках философии (Сократ, Платон, Аристотель). Афинская система воспитания: воспитание гармоничного человека. Спартанская сист. — воспитание воина, сильного человека. Средние века — возникли первые университеты, школы при церквях, моностырях (Монтеи, Рабле, Роттердамский).
III этап: 17 в. Бэкон выделил П как самостоятельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук». Становление П связано с чешским педагогом Каменским, книги: «Материнская школа», «Великая дидактика». Didakticos — (от греч.) обучающий, Каменский определил дидиктику, как искусство всех учить всему.
Джон Локк — англ.педагог, создал теорию о воспитании джентльмена.
Ж.Ж.Руссо — теория «Естественного (свободного) воспитания».
Песталоцци — швейцарский педагог, теория «Элементарного образования».
Дистервег — нем. педагог-демоктар.
Гербарт — нем. педагог.
Л.Н.Толстой — (рос. педагог) школа для крестьянских детей в ясной поляне.
Советские педагоги: Макаренко, Шацкий, Глонский, Сухомлинский.
Белорусские просветители: Е.Полоцкая, К.Туровский, Ф.Скорина, А.Багданович, Я.Колас…
П изучает: закономерности, принципы, содержания, методы, формы, образования, воспитания и обучения.
Объект П: человек, личность.
Предмет П: исследование сущности формирования личности, разработка на этой основе теории и методики воспитания, как спец.организованного пед.процесса.
Структура П: история П; дидактика; теория образования и воспитания; теория управления детьми (выделил Гербарт).
Функции П: 1) теоретическая — реализуется на трех уровнях (описательно-объяснительная, диагностическая, прогнастическая); 2) технологическая — 3 уровня (проективная, преобразовательная – внедрение нового, рефлексивно-коррекционная – оценка результатов)
Понятийный аппарат и структура педагогики. Связь педагогики с другими науками.
Понятия педагогики (П):
Воспитание — передача соц.опыта от старших к младшим; целенаправленный, сознательно-организуемый пед.процесс по формированию личностных качеств воспитанника.
Образование — процесс и результат передачи и присвоение человеком системы знаний, умений и навыков, а так же опыта творческой деят-сти.
Обучение — спец.организованный двусторонний целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе кот.происходит усвоение знаний, умений и навыков, осуществляется развитие умственных сил и способностей.
Преподавание — деят-сть учителя.
Учение — деят-сть ученика.
Научение — приобретение знаний, умений и навыков, процесс формирования индивид.опыта.
Педагогическая система, пед.процесс, пед.технологии.
Междисциплинарные понятия: личность, индивидуальность, формирование, развитие, социализация, коллектив.
Структура, педагогические науки:
Ø ясельная П (изучается ранний возраст ребенка);
Ø дошкольная П (дошкольный возраст);
Ø П школы;
Ø П профессионально-технического образования;
Ø П средне-специального образования;
Ø П высшей школы;
Ø производственная П;
Ø военная П;
Ø социальная;
Ø П третьего возраста (пеньсионеры);
Ø исправительно-трудовая П;
Ø сравнительная П (сравнение в разных странах);
Ø лечебная П (медицина);
Ø история П;
Ø философия образования (стык П и философии);
Ø методика обучения различными дисциплинами;
Ø сурдопедагогика (слабо слышащие);
Ø тифлопедагогика (слабо видещие);
Ø алигофренно П (особенности умственного развития).
Связь с др.науками: философия, психология, медицина, физиология, социология, информатика, этнография, технич.науки и т.д.
2 типа пед.мышления: 1) плоское (педагог рассматривает как ученика); 2) объемное.
Методология и методы педагогических исследований.
Методология науки — учение о способах научного познания.
Принципы пед.исследований:
Ø диалектический (рассм.пед.объектов в развитии);
Ø структурный (анализ связей и отношений);
Ø ценностно-смысловой (материальное и духовное);
Ø личностно-временной;
Ø системный анализ.
Метод пед.исследования — способ решения научно-исследовательских задач.
2 группы методов: 1) теоретические (сравнительный анализ, моделирование, причинно-следственный анализ, абстрагирование, анализ и синтез); 2) эмпирические (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, рейтинг, пед.эксперимент, обобщение независимых характеристик).
Пед.исследования: 1) пассивные (наблюдение, изучение школьной документации); 2) активные (анкетирование, тестирование, самооценка).
Личность школьника как субъект и объект воспитания. Факторы, пути и источники развития личности.
Индивид — каждый отдельный человек в обществе других. Хар-тся: темпераментом, задатками, биологическими особенностями организма.
Индивидуальность — самобытное, свойственное к данному индивиду природное и соу.своеобразие. хар-тся: психич.развитие, восприятие, эмоции, воля, мышление.
Личность — интегративное образование, кот. формируется в предметной деят-сти и общении. Хар-тся: разумность, ответственность, личное достоинство.
Развитие личности— объективные процесс последовательных внутренних кол-венных и качественных изменений во всех сферах личности, ее взросления (психическое, физическое, социальное, духовное).
Особенности развития личности: необходимость, зигзагообразность, неравномерность, взаимосвязь прогресса и регресса.
Направления развития личности: социальное, культурное, интеллектуальное, физическое, профессиональное, развитие способностей и деловых качеств.
Движущие силы развития личности — противоречие.