Личность школьника как объект и субъект воспитания. Факторы и условия развития личности

Под субъектом в психологии понимается активно действующий человек или коллектив. Когда учащийся проявляет активность в изменении, совершенствовании себя, в состоянии отвечать за свои действия, давать отчёт о них, он выступает субъектом воспитания себя. Методы изучения учащегося как субъекта воспитания разработаны недостаточно, всё происходит стихийно: читая книги, наблюдая за поведением других людей и самим собой, учащийся познаёт свои возможности и приобретает умение воздействовать на самого себя. При использовании этих методов получаемая информация даёт понять готов ли учащийся ставить перед собой цели по самосовершенствованию и реализовывать их: Опрос, изучение поведения, уровень притязаний, самооценка, интересы, увлечения. Педагогика изучает не процесс развития человека вообще, а выявляет и изучает эффективные условия развития личности. Т.е, что такое человек, индивидуальная личность, индивидуальность, развитие, формирование, социализация, воспитание.Личность— человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; все качества и свойства человека, которые он приобретает в течение жизни в процессе взаимоотношений с другими людьми и которые характеризует его как члена общества (сознание, речь, социальные функции, это качество характеризует его как социальную сущность. Человек — представитель вида - Нomo sapiens как биосоциального существа, обладающего знанием, мышлением, речью, способностью к труду.Индивидуальность— единичный представитель человеческого рода, идельно взятый человек. Индивидуальность — индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и качествами. Это особенности индивида, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т. д. Основой индивидуальности являются анатомо - физиологические задатки. Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Психологи (К. К. Платонов и другие) выделяют в структуре личности следующие компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, убеждения, ценностные ориентации, идеалы и т. д.); 2) содержание опыта индивида: знания, способности, умения, навыки, привычки поведения; 3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).Развитие личности — это эволюционный процесс количественных и качественных изменений во всех структурных компонентах личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний (среда, воспитание) на человека, либо в результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитие — собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Личность — не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой. Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении. В научных исследованиях установлен ряд закономерностей развития личности: Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует; Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, которая представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий». (Л. И, Божович.); Развитие личности — внутренне детерминированный процесс, который определяется внутренними противоречиями, а также психофизиологическими особенностями; Воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека; Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственностью, средой, воспитанием, собственной деятельностью человека. «Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития». (Б. Г. Ананьев.); Развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности. Ведущая деятельность — это деятельность, обусловливающая «главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии». (А. И. Леонтьев.) Источником и движущей силой развития личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта или субъекта). Различают внутренние и внешние противоречия, общие (универсальные) и индивидуальные. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например, расхождение между возникающими у личности новыми потребностями, требованиями к себе и достигнутым уровнем ее развития. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром. Примеры таких противоречий: несовпадение между направленностью личности, ее устремлениями и социальной ситуацией развития (внешними требованиями, изменением обстоятельств и т. д.); стремление к общению со взрослыми и стремлек к самостоятельности; привычные нормы поведения и новые требования.

Основные внутренние и внешние факторы развития личности. Фактор (от лат. factor — , лающий, производящий) — движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении. Важнейшими внутренними и внешними факторами развития личности выступают наследственное активность личности (деятельность, отношения, направленность), среда и воспитание. Внутрение факторы: Наследственность— свойство организмов повторять сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом в ряду поколений. Сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире. Ребенок наследует: безусловные рефлексы; предрасположенность к прямохождению, развитию речи, целенаправленному труду, развитию мышления, самосознания и т. д.; ряд биохимических и физических качеств (физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус фактор, свойства зрительных органов (цвет глаз, дальтонизм); свойства нервной системы, в том числе темперамент; задатки как природные (потенциальные) возможности развития способностей; особенности протекания психических процессов; предрасположенность к некоторым заболевания и аномалиям. Активность личности - Активность личности — ее деятельность, отношения, чувства, интересы, направленность, убеждения, воля. Внешние факторы: Среда окружающая ~— природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека. Частью окружающей среды являются: среда – географическая (природная) — определенный территориальный ландшафт со своим климатом, разнообразием рельефа, растительного и животного мира, природными ресурсами, экологическими условиями и т.д.; среда социальная окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Воспитание (образование) как социальная функция общества и педагогического процесса.

Наши рекомендации