Подготовки и взаимосвязь между ними
Образованная в соответствии с требованиями боевой деятельности к физическому состоянию личного состава, система физической подготовки состоит из подсистем различного уровня: физической подготовки в воинской части, в вузе, в соединении и т.д. Каждая из указанных подсистем имеет одинаковую структуру, включающую четыре компонента: 1) концептуальные основы; 2) процесс физического совершенствования военнослужащих; 3) управление процессом физического совершенствования военнослужащих (рис. 9). Данное строение присуще любым подсистемам физической подготовки, независимо от их принадлежности к тем или иным эпохам и типам армий.
Концептуальные основы системы физической подготовки войск являются отражением требований современного боя к физическому состоянию личного состава, а также реальных возможностей обеспечения физической готовности военнослужащих к боевой деятельности. Они воплощаются в. цели; задачах и принципах физической подготовки.
Цель концентрирует в себе особую направленность физической подготовки, ее специфическое предназначение, как составной части системы боевого совершенствования войск. Без постановки точно сформулированной, ясной и конкретной цели высокая эффективность функционирования любой педагогической системы (в том числе и физической подготовки военнослужащих) невозможна.
Научно обоснованная цель физической подготовки должна: соответствовать общей направленности всей системы воинского обучения и воспитания, системы боевой подготовки войск; учитывать специфические особенности физической подготовки как относительно самостоятельной составной части системы боевого совершенствования войск; предусматривать наличие объективных условий для успешной реализации на практике; комплексно отражать как общие, так и специфические требования к физическому состоянию военнослужащих различных родов войск (сил флота) и специальных войск; четко дифференцировать специфические и неспецифические функции физической подготовки; учитывать основные закономерности формирования и поддержания на требуемом уровне физической готовности военнослужащих.
Сопоставление достигнутых результатов с целью дает возможность оценить реальную эффективность той или иной системы физической подготовки войск, обеспечивает необходимую обратную связь.
Задачи физической подготовки раскрывают и конкретизируют ее цель. При этом каждая задача воплощает в себе соответствующую сторону целевой установки. При формулировке задач учитываются специфические и неспецифические функции физической подготовки, конкретные требования боевой деятельности к физическому состоянию военнослужащих тех или иных воинских специальностей и другие условия. Особое значение имеет реальность практического достижения поставленных задач.
Рационально организованная физическая подготовка, наряду с формированием соответствующих показателей физической готовности военнослужащих, может вполне успешно способствовать решению многих других задач боевого совершенствования личного состава армии и флота.
Принципы — это особо важные положения, которые отражают закономерности всестороннего совершенствования человека и служат главными ориентирами на пути к достижению цели и решению поставленных задач. Физическая подготовка войск, как и любой другой целенаправленный и управляемый педагогический процесс, также должна организовываться и осуществляться в соответствии с определенными научно обоснованными и четко сформулированными принципами.
На физическую подготовку личного состава армии и флота, являющуюся педагогической отраслью военно-профессиональной деятельности, распространяют свое влияние принципы, присущие системам более высокого порядка. В ходе физической подготовки военнослужащих реализуются принципы общей системы обучения, развития и воспитания населения, воинского обучения и воспитания, государственной системы физического воспитания и спортивной тренировки, управления различными социальными явлениями. Однако многие из них преимущественно относятся лишь к отдельным сторонам физического совершенствования человека, а некоторые вообще не учитывают его специфику.
Вместе с тем, физическая подготовка военнослужащих, выступая в виде важного звена государственной системы физического воспитания, а также составной части системы боевого совершенствования войск, имеет свои специфические закономерности, обладает целым рядом особых свойств. Поэтому для физической подготовки войск сформулированы свои специфические принципы — наиболее общие руководящие положения, вытекающие из закономерностей процесса формирования и поддержания физической готовности личного состава к боевой деятельности, управления данным процессом и обеспечивающие при их практической реализации существенное повышение эффективности системы физической подготовки. К ним относятся: прикладность, комплексность, систематичность, оптимальность, конкретность. В содержании этих наиболее общих принципов физической подготовки находят свое отражение многие частные принципы обучения, воспитания, развития и слаживания военнослужащих, а также руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки с личным составом.
Для реализации цели, задач и принципов физической подготовки подбираются соответствующие средства и способы. Поэтому цель, задачи и принципы, конкретизируя направленность процесса физического совершенствования военнослужащих, вытекающие из требований боевой деятельности выступают в качестве системорегулирующего фактора, а средства, методы и формы организации занимающихся и управления этим процессом – в качестве системонаполняющего фактора системы физической подготовки войск, т.е. именно они придают ей качественную определенность, наполняют ее конкретным содержанием
Компонент процесса физического совершенствования военнослужащих структурно состоит из таких элементов, как средства, методы и формы.
Средства в широком смысле слова — это все то, что используется человеком для достижения соответствующей цели, решения тех или иных задач.
Специфичность средств физического совершенствования военнослужащих заключается в том, что их воздействие направлено непосредственно на самого человека, на улучшение его физического состояния. Основными средствами физического совершенствования военнослужащих традиционно считаются физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.
К средствам физического совершенствования личного состава армии и флота при определенных условиях относятся и элементы военно-профессионального труда — военно-профессиональные приемы и действия, используемые для улучшения физического состояния военнослужащих, решения других задач их обучения и воспитания.
Методы — это способы применения различных средств физического совершенствования военнослужащих, конкретные пути достижения соответствующей цели или решения поставленных задач. Выделяются методы развития физических качеств, формирования двигательных навыков, совершенствования антропометрических показателей, воспитания психических качеств и т. д. Совокупность методов, а также различных методических приемов, используемых во взаимосвязи, составляет соответствующую методику.
Формы физического совершенствования военнослужащих — это специфические временные и организационные рамки использования средств и методов физической подготовки. К основным формам физической подготовки относятся: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности. Все они имеют свою специфическую направленность, содержание, методику, особенности организации, обеспечения и проведения. В практике физической подготовки войск все эти формы физического совершенствования военнослужащих используются в тесной взаимосвязи. В определенном смысле формы физического совершенствования личного состава выступают и в виде составных частей физической подготовки войск.
Спорт в Вооруженных Силах является одним из важных средств воинского обучения и воспитания. Основу спортивной работы составляет любительских спорт, который представлен соревнованиями по олимпийским, не олимпийским и военно-прикладным видам спорта на первенство частей, соединений, объединений, вузов и округов.
Рассматривается процесс физического совершенствования военнослужащих с функциональных позиций, можно выделить такие относительно самостоятельные стороны, как обучение, развитие, воспитание и слаживание личного состава.
Обучение — формирование прикладных двигательных навыков, приобретение теоретических знаний и организаторско-методических умений.
Развитие — совершенствование физических и специальных качеств, укрепление здоровья и улучшение антропометрических показателей.
Воспитание—формирование убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, потребности в систематическом выполнении физических упражнений, а также совершенствование различных морально-политических и психических качеств.
Слаживание — повышение уровня сплоченности воинских подразделений, формирование навыков в коллективных действиях военнослужащих.
На практике все это осуществляется в тесном единстве. В ходе обучения, развития, воспитания и слаживания военнослужащих наряду с общими средствами и методами физического совершенствования могут использоваться различные частные средства и методы.
Компонент управление процессом физического совершенствования военнослужащих представляет собой совокупность специфических воздействий на процесс физической подготовки с целью приведения его в требуемое состояние, обеспечивающее достижение ими физической готовности к учебно-боевой деятельности.
Управление является непременным атрибутом любой человеческой деятельности, в там числе и физической подготовки войск. Даже если военнослужащий самостоятельно выполняет физические упражнения, то и в таком случае налицо определенное управление его действиями, приобретающее форму самоуправления. Еще в большей мере это относится к воинским коллективам. Управление осуществляется путем воздействия как на физическую подготовку в целом, так и на ее различные стороны и составные части. По своей структуре оно также представляет собой совокупность средств, методов и форм.
Основным средством управления является информация, доводимая до личного состава по техническим, документальным и другим каналам.
В числе основных методов управления выделяются командные, экономические и социально-психологические методы.
Формами управления физической подготовкой можно считать линейную, функциональную и линейно-функциональную (смешанную).
В качестве относительно самостоятельных сторон управления процессом физического совершенствования военнослужащих (отраслей управленческой деятельности) выделяются: руководство, планирование, организация, обеспечение, проведение.
Руководство направлено на выработку и принятие решений, постановку задач исполнителям и координацию их действий, анализ результатов выполнения поставленных задач, подведение итогов по физической подготовке.
Планирование должно обеспечивать выполнение программ физической подготовки с учетом решения учебных и боевых задач и предусматривать выделение установленного количества часов на занятия по физической подготовке.
Организация физической подготовки создает условия для непосредственного функционирования процессом физического совершенствования военнослужащих и включает в себя: распределение ответственности и распорядительство, стимулирование и инструктирование (подготовку руководителей), контроль и учет физической подготовки.
Обеспечение физической подготовки представляет собой деятельность органов военного управления и должностных лиц по созданию и поддержанию условий эффективного функционирования и развития системы физической подготовки. Оно включает в себя: материальное, финансовое, медицинское, методическое и информационное обеспечение.
Проведение заключается в непосредственном практическом осуществлении различных мероприятий по физической подготовке.
Изложенный подход к рассмотрению содержания процесса управления физическим совершенствованием военнослужащих учитывает закрепленные в Уставе внутренней, службы Вооруженных Сил и других документах функциональные обязанности и специфические особенности служебной деятельности различных должностных лиц воинской части.
Следует сказать, что некоторыми специалистами в качестве отдельных компонентов системы физической подготовки войск выделяются: военнослужащие, занимающиеся своим физическим совершенствованием; должностные лица и, органы, отвечающие за руководство, организацию, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом; материальная база. Главным доводом при этом является то, что без упомянутых структурных образований системы физической подготовки просто не может быть.
Данное утверждение, конечно, неоспоримо. Кадры, базу, различные учреждения и т. п. необходимо рассматривать не как составные части системы физической подготовки войск, а как необходимые условия ее функционирования.
Сложность понимания системы физической подготовки заключается и в том, что она одновременно является подсистемой (компонентом) более крупных систем: системы боевой подготовки военнослужащих, системы боевого совершенствования войск, системы физического воспитания всех граждан страны.
Как предмет (подсистема, компонент) боевой подготовки военнослужащих, физическая подготовка существенно отличается от большинства других предметов боевой подготовки и одновременно выходит за ее рамки. Это обусловлено не только многообразием ее форм, но и особенно тем, что задачи, решаемые в процессе физической подготовки, теснейшим образом связаны сцелью и задачами как боевой подготовки войск, так и политико-воспитательной, культурно-массовой работы, проводимой командирами подразделений, а также с оздоровительными и профилактическими мероприятиями, осуществляемыми по линии военно-медицинской службы, В принципе, это и определяет объективную необходимость в штатных офицерах—специалистах по физической подготовке и спорту.
Все вышеизложенное дает возможность конкретизировать представление о сущности и структуре системы физической подготовки войск и сделать вывод о том, что она представляет собой упорядоченную в соответствии с требованиями боевой деятельности совокупность цели, задач и принципов, а также средств, методов и форм, составляющих процесс физического совершенствования военнослужащих и управление этим процессом, направленную на обеспечение их физической готовности к боевой деятельности.
§ 2. ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СИСТЕМУ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК
На систему физической подготовки войск оказывают влияние следующие, характеризующие состояние общества, факторы: уровень политического, экономического и социального развития страны; развитие науки и техники, степень реализации достижений научно-технического прогресса во всех сферах жизни страны, в том числе в области военного строительства; содержание военной доктрины государства и вытекающая из нее концепция боевой подготовки личного состава; состояние научного обоснования физической культуры и эффективность функционирования системы физического воспитания в стране.
Однако наиболее специфическими факторами, непосредственно влияющими на систему физической подготовки войск, являются: требования современного боя к физическому состоянию военнослужащих; особенности комплектования и организации вооруженных сил; физическое состояние призывных контингентов; характер и степень влияния учебно-боевой деятельности на физическое состояние военнослужащих. В этих специфических факторах в значительной мере отражаются и все вышеперечисленные общие факторы.
Требования современного боя к физическому состоянию
военнослужащих
Военная техника, вооружение и способы их боевого применения всегда требовали определенного качества человеческого материала. Изменение техники, оружия и характера боевой деятельности военнослужащих обусловливает соответствующие изменения требований к их физическому состоянию, что, в свою очередь, влечет за собой и необходимость внесения соответствующих коррективов в функционирование системы физической подготовки войск. Данная закономерность подтверждается анализом направленности и содержания физической подготовки в армиях ряда стран в эпоху рабовладения, феодализма и капитализма. Об этом же убедительно свидетельствует и развитие системы физической подготовки войск в дальнейшем, в том числе и в условиях современного научно-технического прогресса.
Требования современного боя к физическому состоянию военнослужащих определяются основными параметрами их боевой деятельности, к которым можно отнести следующие:
характер приемов и действий военнослужащих при выполнении ими боевых задач;
условия, в которых протекает боевая деятельность военнослужащих;
характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых в процессе боевой деятельности;
географические условия места дислокации части или: вероятного театра военных действий.
Характер приемов и действий военнослужащих при выполнении ими боевых задач.Приемы и действия военнослужащих различных родов войск и сил флота в процессе решения ими боевых задач по своему характеру существенно отличаются. Специфический характер военно-профессиональной деятельности может проявляться двояко: во-первых, применительно к физическим и специальным качествам, являющимся ведущими при выполнении тех или иных приемов и действий, и, во-вторых, по отношению к двигательным навыкам, необходимым для осуществления данной деятельности. С учетом физических качеств, являющихся ведущими, могут выделяться приемы и действия силового или скоростного характера, требующие проявления координации движений или выносливости, а также различных сочетаний этих качеств или форм их проявления. Выполнение некоторых приемов и действий возможно лишь при повышенном уровне развития у военнослужащих таких специальных качеств, как устойчивость к укачиванию, перегрузкам, кислородному голоданию. Применительно к проявлению двигательных навыков выделяются приемы и действия, содержащие бег, прыжки, лазание, метания, единоборства, преодоление препятствий, передвижение на лыжах и др., т.е. те, которые могут достаточно эффективно и полно формироваться и совершенствоваться средствами физической подготовки.
В большинстве случаев военно-профессиональные приемы и действия являются по своему характеру комплексными, т.е. связанными с преимущественным проявлением не одного, а нескольких физических качеств или навыков. Специфический характер военно-профессиональных приемов и действий оказывает существенное влияние на требования, предъявляемые к развитию у военнослужащих ряда физических и специальных качеств, а также к формированию у них определенных прикладных двигательных навыков.
Условия, в которых протекает боевая деятельность военнослужащих.Для различных видов Вооруженных Сил и родов войск условия, в которых протекает боевая деятельность личного состава, весьма специфичны. Они характеризуются разнообразными внешними факторами среды и обитаемости военных объектов, а в ряде случаев — и тактико-техническими данными боевой техники и оружия. Боевая деятельность все большего числа военнослужащих различных, воинских специальностей проходит при ограничении двигательной активности, что также предъявляет особые требования к их физическому состоянию. Учитывая тот факт, что в мире существуют еще многочисленные армии и неразрешимые до настоящего времени территориальные, этнические и религиозные противоречия, можно утверждать, что в XXI веке сухопутные группировки войск примут активное участие в вооруженном противоборстве на континентальных театрах военных действий. При этом боевые действия и операции в целом будут носить высокодинамичный характер, со стремительными маневрами, рассредоточением без четко выраженной линии фронта, с охватом всех сфер и видов современного общевойскового боя. В этом случае на противоборствующие стороны ложится большая ответственность за организацию соответствующих мероприятий как по решению стратегических задач воздушно-космической обороны страны в целом, так и по обеспечению безопасности каждого конкретного объекта вооруженных сил, тыла и экономики.
Количество внешних факторов среды и обитаемости военных объектов, существенно влияющих на военнослужащих, постоянно расширяется. При этом в абсолютном большинстве случаев военно-профессиональная деятельность личного состава протекает при воздействии не одного, а целого комплекса специфических факторов. Своеобразные условия боевой деятельности предъявляют высокие требования к развитию у военнослужащих определенных физических и специальных качеств, к совершенствованию деятельности ряда органов и систем человеческого организма, а в некоторых случаях — к формированию прикладных двигательных навыков.
Характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых в процессе боевой деятельности.Специфичность военно-профессиональных приемов и действий, а также условий, в которых протекает боевая деятельность военнослужащих, оказывает существенное влияние на характер и величину испытываемых ими физических нагрузок. Так, военнослужащие мотострелковых, разведывательных подразделений испытывают преимущественно динамические по характеру и значительные по величине физические нагрузки. В радиотехнических подразделениях работа операторов и других специалистов в большинстве случаев связана с длительными статическими напряжениями, а основная нагрузка приходится на зрительный и слуховой анализаторы. Летный состав в процессе боевой деятельности испытывает значительные по величине, но специфические по характеру физические нагрузки, а также постоянные и резко выраженные психические напряжения, связанные с необходимостью проявления смелости и решительности, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, эмоциональной устойчивости. Характер и величина физических нагрузок и психических напряжений, испытываемых военнослужащими, в существенной степени сказываются на требованиях к развитию у них определенных физических и специальных качеств.
Географические условия места дислокации части или вероятного театра военных действий.Географические условия (прежде всего климат и характер местности) также оказывают значительное влияние на требования к физическому состоянию личного состава. Военнослужащие подразделений и частей, особенно наземных родов войск, которые дислоцируются в горных районах с теплым климатом, должны обладать твердыми навыками горной подготовки и достаточно высоким уровнем устойчивости к недостатку кислорода. Военнослужащие, проходящие службу или готовящиеся к боевым действиям в горных районах со снежным покровом, должны, кроме того, хорошо владеть навыками горнолыжной подготовки и выполнения боевых приемов с лыжами и на лыжах. Личный состав подразделений и частей, расположенных в пустынной местности, должен обладать высоким уровнем общей выносливости и устойчивости к высоким температурам, а военнослужащие подразделений и частей, расположенных в районах со снежной зимой, особенно в условиях Заполярья, навыками быстрых передвижений и действий на лыжах, устойчивостью к низким температурам. Военнослужащие подразделений и частей, дислоцируемых в прибрежных морских районах, а также в районах, изобилующих водными преградами, должны обладать особенно прочными навыками плавания, переправ вплавь с помощью подручных средств и без них, а также навыками оказания помощи на воде.
Таким образом, географические условия места дислокации или вероятного театра военных действий могут существенно дополнять требования к развитию у военнослужащих определенных физических качеств, к формированию некоторых прикладных навыков или к повышению отдельных форм устойчивости организма.
Bсe стороны боевой деятельности, определяющие требования к физическому состоянию военнослужащих, объективны по своей природе и тесно взаимосвязаны между собой. Характер и величина испытываемых военнослужащими физических нагрузок и психических напряжений, например, в значительной мере зависят от содержания выполняемых приемов и действий и от условий, в которых протекает боевая деятельность личного состава. Эти условия во многих случаях зависят от географических особенностей места дислокации части или вероятного театра военных действий.
Объективное определение требований к физическому состоянию военнослужащих любого рода войск возможно лишь на основе всестороннего учета характера современного боя, изучения и анализа всех рассмотренных сторон боевой деятельности. При этом одни стороны в каждом конкретном случае могут выступать как основные, определяющие, а другие — как второстепенные, сопутствующие.
Всесторонний анализ требований к физическому состоянию личного состава различных видов Вооруженных Сил и последующая классификация этих требований свидетельствуют о том, что при всем их многообразии они могут быть сведены в 2 группы:
общие требования к физическому состоянию всего личного состава армии и флота;
специфические требования к физическому состоянию военнослужащих различных видов Вооруженных Сил, родов войск (сил флота) и категорий.
Общие требования к физическому состоянию военнослужащих определяют необходимость обеспечения нормального физического развития и функционального состояния организма, а также оптимального уровня развития выносливости, силы, быстроты и ловкости, владения навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах.
Специфические требования к физическому состоянию военнослужащих обусловливаются особой значимостью высокого уровня развития у личного состава различных видов Вооруженных Сил, родов войск (сил флота) и категорий определенных физических качеств и прикладных двигательных навыков, отдельных сторон функционального состояния организма и его устойчивости к воздействию конкретных неблагоприятных факторов, соответствующих антропометрических признаков. Различия в требованиях к личному составу отдельных видов Вооруженных Сил не только объективно существуют, но и имеют отчетливую тенденцию к дальнейшему углублению.
Общие и специфические требования к физическому состоянию военнослужащих в совокупности оказывают решающее влияние на систему физической подготовки войск в целом, на каждый из ее компонентов и элементов в отдельности, особенно на задачи физической подготовки личного состава армии и флота.
Требования к физическому состоянию военнослужащих изменяются не постоянно, а периодически. Изменения в их величине и, особенно, в характере происходят, прежде всего, в периоды коренных скачков в развитии боевой техники и оружия, способов их боевого применения. В свою очередь, существенные изменения требований к физическому состоянию военнослужащих являются основной и решающей предпосылкой для изменения всей системы физической подготовки войск. Отсюда вытекает и постоянная актуальность научного изучения и анализа этих требований как центрального направления исследований в области физической подготовки военнослужащих.