Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.

Искусство и его виды

Искусство – основной вид духовной деятельности людей, служащий удовлетворению эстетических чувств человека, его потребности в прекрасном.

Вид искусства – форма освоения мира по законам красоты, когда создаётся художественный образ, наполненный определённым идейно-эстетическим содержанием.

Эстетика– наука об искусстве

Функции искусства:

Эстетическая – способность формировать художественные вкусы, нравственные ценности, пробуждает творческие черты личности.

Воспитательная – воспитание личности, воздействие на нравственность и мировоззрение человека.

Информационная – несёт определённую информацию.

Познавательная – познание мира с особой глубиной и выразительностью.

Коммуникативная – художественное общение автора и реципиента; приобщение к тому времени и месту.

Этногенетическая – сохранение памяти, воплощает облик народа.

Гедонистическая – доставление удовольствия.

Преобразующая – стимулирует активность личности.

Компенсаторная – сопереживание герою.

Предвосхищения – писатель опережает время.

Виды искусства: театр, музыка, живопись, графика, скульптура, литература, архитектура, декор, кино, фотография, цирковое( различ.средствами подражания). Около 400 видов деятельности.

Синтетичность искусства – способность целостно отражать жизнь во взаимосвязи всех его сторон.

Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка - искусство звуков, живопись - красок, скульптура - камень, архитектура - пластические формы, литература - слово.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

v по количеству использованных средств — простые(живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);

v по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);

v по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);

v по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые(фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;

v по степени применимости в быту — прикладные(декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Литература и театр

Очень органичная связь. Драма в равной степени принадлежит и литературе, и театру, т.к сценическое предназначение – главная специфическая черта драмы,как рода литературы.

Литература и кино

Кино и литература объединяет обновление жизни во времени и пространстве. при чтении книги и при просмотре фильма перед нами возникают образы, происходят события. по своей природе худ. образ наиболее похож на образ поэтичный.

10. Литература и общество. Гражданственность, народность литературы.

Гражданственность- отражение остро актуальных, общественно значимых проблем времени с сознательно избранных позиций.

Литература как форма общественных отношений имеет гражданственный характер.

Часто негативные проявления в жизни государства, деятельности ее руководителей побуждают автора выступить в защиту справедливости, словом и делом включиться в борьбу против существующих порядков. Такого рода деятельность расценивается как позитивная. Вопрос о гражданственности в творчестве волновал многих писателей(Некрасов) .Главное для выражения общественных взглядов писателя – творчество. Его идейная позиция выразительно видна в напис. им произведениях.

Как составная часть национальной культуры литература является носительницей черт, характеризую­щих нацию, выражением общих национальных свойств.

Связ. с партийностью- отнош. писателя к действительности в соответствии с его общественно-политич. взглядами, принадлежностью к опред. партии, группировке, движению.

Раньше понятие партийности связывали с народностью.

Народность лит-ры - правдивое худ. отраж. действительности в литературе с точки зрения народа. Её отличительные особенности: разработка в литературе важных, актуальных проблем времени, имеющих общенародное значение, изображающие их в интересах народа, правдивость, доступность и понятность, гуманизм, патриотизм литературы.

Характеры людей в их национальных особенностях не только выступают объек­том художественного познания, но и изображаются с точ­ки зрения писателя, тоже несущего в себе дух своего народа, своей нации. Первым глубоким выразителем на­ционального русского характера в литературе выступает Пушкин. В нем русская при­рода, русская душа, русский язык, русский характер отра­зились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте.

11.Художественный образ. Образ и понятие. Термин.

Х.О. = рез-тат освоения сознанием человека окружающей действительности.

Формы образа:

1) Чувственные (восприятие, представление), рациональные (идея, теория,понятия)

2) Идеализированная конструкция, т.е не соотносящаяся с реально существующими предметами (Баба-Яга), фактографические, т.е детально воспроизводящие предмет(фотопортрет)

+обыденные, мифологические, религиозные, научные, политические

Х.О.-категория эстетики, характеризующая результат осмысления художником явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, выраженного в форме произведения или его фрагментов

Исскуство – мышл. образами, наука – понятиями. Понятие выделяет общие (родовые, видовые) черты. 2 выполняют познавательную ф-цию, но образ – единство индивидуальных и общих качеств предмета, знание в нем субъективно, окрашено авторской позицией, воздействует на чувства и разум, воспринимается всеми пластами сознания.

Термин - слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с др. понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Они существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы.

Специфические черты ХО:

1. Максимальная емкость содержания (целостность, даже если фрагментирован и детален);

2. Типическое значение (обобщение, воплощение существенного в индивидуальном) –

3. репрезентативный (заостряются черты реального предмета), т.е символ. (парус у Лермонтова) Символически-нарицательное знач. собств. имен лит.героев-показатель обобщ. смысла. Типизация – отбор определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивание, гиперболизация в худож. изображении → отличие от фактографического образа, от прототипа.

4. Право на вымыссел, на создание новой эстетической реальности. Взаимодействие с документальными жанрами обогащает лит-ру вымысла (худ-док литра). Док – подлинность, худ – удовольствие от иллюзии.

5. Экспрессивность (выражение отношение автора): деление героев на +/- (особ.классицизм). Явные, неявные формы выр. авторской оценки.

6. Самодостаточен (выражение содержания в искусстве), в науке – иллюстрируют понятия

12. Время и пространство в худож. литературе. Понятие хронотопа.

Вр. и пр-во – естественные формы существования мира. Но художественный мир (мир произведения) условен → вр. и пр-во в лит-ре условны.
Литература наиболее свободно обращается со вр. и пр. (кроме – кино), напр, поэмы Гомера – изображение параллельных пространств, смена времен.
Дискретность (прерывность): воспроизведение не всего потока времени, а существенных фрагментов; в пр-ве – перенесение действия или изображение места с помощью отдельных деталей (достраивается своображении) – Лермонтов «Бородино», Солженицын «Один день из жизни Ивана Денисовича» (печь в конторе).
Характер условности зависит от рода лит-ры. Максимальна в лирике, т. к. экспрессивна: лирическое время выражено через состояние лирического героя (отсутствие пр-ва, иносказательное пр-во, взаимодействие временных планов – настоящее, прошлое - воспоминание в элегии). Время может быть лейтмотивом(осн. мотив) стихотворения («Миг», «Минута» Анненского).
В драмевр. и пр-во связано с ориентацией на театр – замкнуты.
В эпическом роде– широкие возможности вр. и пр. благодаря фигуре повествователя (сжимает, растягивает вр., останавливает в описаниях, рассуждениях).
Вр. и пр-во: абстрактное и конкретное. Абстрактное пр-во = всеобщее (везде или нигде), не влияет на суть конфликта. Конкретное пр-во привязывает к топографическим реалиям (грибоедовская Москва, «Медный всадник» - петербургская повесть, Замоскворечье Островского); символизация пр-ва через вымышленные топонимы (г.Глупов в «Истории одного города» Салт.-Щедр.). Пр-во может быть универсального содержания (о всем людском роде, жанры – притча, басня, парабола). Сочетание разных типов пр-ва – «Мастер и Марг.» Булг.
С абстрактным пр-вом басни сочетается вневременнаясуть конфликта (У сильного всегда бессильный виноват).
Конкретизация времени связана с формированием историзма, исторического колорита: привязка к историческим датам; цикличность времени.
Символический смысл времени: день – время труда, утро – пробуждение.
Время суток может быть индивидуализированным для лирического героя(«Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» Пушкин). Времена года ассоц. с земледельческим циклом (осень – умирание, весна - возрождение).
Пр-во и время не даются в чистом виде. О времени судим по процессам, о пр-ве – по предметам. Это может характеризовать стиль писателя (пр-во Гоголя заполнено вещами, у Лермонтова – наоборот, лишь самое важное, нет выписанных интерьеров).
Насыщено время Достоевского, Булгакова. Чехов понизил интенсивность времени даже в драме.
Время изображенное и время изображения редко совпадают. Время худож. чаще короче реального. Изображение психологических процессов и субъективного времени: переживания и мысли быстрее, чем речь.
Реальное вр. = 0, есть описания – бессобытийное время.Действия, события – сюжетное (фабульное) время.Нет динамики, отражен быт и уклад жизни – хроникально-бытовое.
Соотношение типов времени определяет темповую организациювремени произв. (Мертвые души – медленное, Преступление и наказание – быстрый темп). Определяет и темп восприятия произведения.
Время: завершенное, незавершенное. Замкнутое время (абсолютное начало, абсолютный конец). Пушкин «Евгений Онегин» - принципоткрытого финала(одним из первых в русск литре). Чехов –открытый финал и незавершенное время в драматургии.

2 основные концепции времени: циклическая, линейная. Циклическая(цикл.процессы природы, Библия: все возвратится к началу). Возрождение – линейная концепция. Пастораль, идиллия, утопия – атемпоральная концепция вр. Естественнонаучная – в научной фантастике.

Общие, типологические модели вр. и пр-ва, в которых опредмечивается культурный опыт человечества, особые содержательные формы – мотивы дома, дороги, перекрестка.
Типы организации худ.вр – летописное, авантюрное, биографическое и т. п.
Изучалось Бахтиным, кот. ввел термин хронотопдля обозначения пространственно-временных моделей. В нем видел воплощение ценностных систем.

13. Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм.

Художественный вымысел.

Огромное значение в литературе имеет худ вымысел. Создание образов, в к-ых через особенное, индивидуальное выступает, просвечивает общее вероятное, необходимое требует огромной познавательной работы писателя, полета его фантазии, силы творческого воображения. Для этого, нужны не копии отдельных явлений, не иллюстрации, а глубокое исследование массы жизненных фактов, осмысление общезначимого, характерного, симптоматичного для определённой эпохи и определённых общественных групп и направлений.

Именно благодаря худ вымыслу худ. достигают большой жизненной правды: у великих худ показываемые ими герои действуют, мыслят, чувствуют так, как должны на самом деле мыслить, действовать и чувствовать люди с такими хар-ами, при таких же обстоятельствах. Худ вымысел является необходимым условием изображения действительности.

Прототип— прообраз—реальная личность,послужившая автору первоистоком при создании художественного образа.

Образ - художественная форма отражения действительности, раскрывающая общее через конкретное, индивидуальное; создание художественного образа тесно связано с отбором наиболее характерных, существенных сторон предмета или события. Образ воздействует одновременно и на мысль, и на чувство.

Автобиографи́зм - отражение в литературном произведении событий из жизни автора, близости в каком-либо отношении автору героя произведения.,- преломление биогр. материала в худож. творчестве. В лирике Л., как и в лит-ре вообще, А. связан со стремлением к подлинности выражения переживаний, конкретности в передаче психол. движений и событий. Поскольку А. предполагает конкретность в создании образа лирич. героя или центр. персонажа (в драмах и в прозе), близкого, но не тождественного автору, в нем воплощены две противоречащие друг другу тенденции — к субъективности и к общезначимости.

14. Форма художественного произведения. Компоненты.
Художественное произведение есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма.

Форма художественного произведения имеет две основные функции.

1) Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания.

2) Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на
читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она
состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому
что форма выступает носителем эстетических качеств художественного
произведения.

Наиболее распространённой классификацией элементов художественной формы произведения – композиция, обусловленная содержанием.

Сюжет главный элемент композиции: элементы сюжета,
экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, пролог, эпилог. Главные герои, их портреты, характеры.

Остановимся на характеристике тех принципов формообразования, вне которых не­возможно создание художественных произведений любого вида искус­ства. К ним относятся жанр, композиция, художественное простран­ство и время, ритм. Это так называемая внутренняя форма, в кото­рой отражён обще эстетический аспект искусства, тогда как в фор­ме внешней средства выражения специфичны для отдельных его ви­дов.

Жанр – исторически сложившиеся типы произведений, относите­льно устойчивые, повторяющиеся художественные структуры. Жанровые объединения художественных произведений происходят преимуще­ственно на основании предметно-тематической близости и особенностей композиции, в связи с различными функциями, по характерному эстетическому признаку.

Композиция (от лат. compositio – расположение, составле­ние, сложение) – способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, со­гласованных между собой и с целым. В композиции осуществляется переход художественного содержания и его внутренних отношений в отношении формы, а упорядоченности формы – в упорядоченность со­держания.

Универсальными средствами формообразования и выражения идей­но-художественного содержания являются художественное простран­ство и время – отражение, переосмысление и специфическое вопло­щение пространственно-временных сторон действительности и пред­ставлений о них в образно-символических и условных приёмах искус­ства.

Ритм (от греч. – мерность, такт) – закономерное по­вторение тождественных и аналогичных компонентов через равные и соизмеримые интервалы в пространстве или во времени. Художествен­ный ритм есть единство – взаимодействие нормы и отступления, упо­рядоченности и неупорядоченности, мотивированных оптимальными возможностями восприятия и формообразования, а в конечном счёте – содержательно-образным строем произведения искусства.

15. Типизация в художественной литературе. Образ, характер, тип.

Типизация – воплощение типичного в литературе, обобщение,
лежащее в основе создания художественного образа, процесс создания типического. Т понимают также как соединение в одном человеке образа целого ряда типических черт, которые художник нашёл у разных реальных людей, а также развёртывание, доведение до конца тех возможностей, которые автор усмотрел в известных ему реальных людях. В типических характерах, героях, их взаимодействии выражается авторское мировоззрение.

Образ – изображение, обладающее свойствами обобщения или типизации, а с другой стороны, конкретностью единичного, индивидуального факта.

Тип литературный - очень близко по значению к понятию характер, но подчеркивает большую степень обобщенности, концентрированности и обнаженности того или иного качества в человеке или герое. Т. нередко определяют как высшую степень характерности, высшую степень обобщенности. Здесь проявляются не столько его индивидуальные черты, сколько черты того или иного общества, круга.(«маленький человек», «нигилист», «благородный разбойник»)

Литературный тип - (тип героя)— совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. Литературные типы являются отражением тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей. Распространение того или иного литературного типа может быть продиктовано «социальным заказом», то есть потребностью общества, читателей в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств.

Характер - образ человека, внутренний мир которого изображен писателем (противопоставляется персонажам, имеющим только сюжетную функцию). Х. обозначает принцип поведения, ценностные приоритеты героя, совокупность всех его личных качеств, проявляющихся в различных обстоятельствах. Средства изображения Х.: портрет, речевые характеристики, поступки, мысли, чувства героя, которые могут быть показаны непосредственно или же нам остается только догадываться о них по тем или иным словам, жестам, мимике. В отличие от типа в Х. доминирует индивидуальное начало.

Классификация рифм.

А) По месту в строке чаще всего рифмы бывают концевыми , но могут быть начальными и внутренними. Завершение стихотворной строки называют также клаузулой, поэтому рифмой иногда называют созвучие клаузул. ак идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невиди́м,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

(А. Блок)

Б) По месту ударения – мужские (с ударением на последнем слоге), женские (на предпоследнем), дактилические (на третьем от конца), гипердактилические (на четвёртом и далее).

В) По качеству звучания – на точные (полные) – вал – звал, грозы –морозы, града – ограда),

и неточные (приблизительные). – Среди приблизительных различают ассонансные (пояс-поезд, ветер-светел, печать – плеча), консонансные (стеная- стеною, молот- мелет), опорные(корневые) –избы, низко, совпад в ударных, усечённые – в конце для полного созв.в конце слова рифмы не хватает 1 зв., анаграммные слоги идут не по порядку( казна, знак).

Г) В зависимости от числа совпадающих слогов – на богатые (глубокие), – молодой- золотой, голодная, подклолодная, сеновала, миновала – и бедные – край –игра, жар – ножа, семью- пью

Д) По составу – на простые, составные (росли мы-палимы, лбом бы-бомбы, власть им - счастье, полюса-по лесу) омонимические и каламбурные.

Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки,

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбурам. (Д. Минаев).

Ж) По частотности употребления – на банальные(стёртые, затасканные – кровь-любовь, розы-морозы, берёзы-слёзы) и редкие (изысканные ), а также экзотические – талии-Австралии, подруг-Кук, коварен Бог-Рембо, альбатрос-СОС.

З) по способу размещения в стихотворении – на смежные (параллельные, парные) – аабб, перекрёстные – абаб, охватные (опоясные, кольцевые) – абба, и тернарные –система тройной рифмовки в шестистишной строфе по схеме aab ccb, например:

Нет, не жди ты песни страстной,

Эти звуки — бред неясный,

Томный звук струны;

Но, полны тоскливой муки,

Навевают эти звуки

Ласковые сны.

(А. Фет)

Стихотворения с одной повторяющейся рифмой называют моноримом.

Стихотворения, в котором рифмуется каждое слово, называется панторифмой:

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну. (В. Брюсов).

Или:

Вы думаете, здесь живёт Брик, исследователь языка?

Ошибаетесь: здесь живёт шпик и следователь Чека.

Отдельные строчки в строфе могут быть не зарифмованными, они называются холостыми:

Пускай утопал я в болотах.

Пускай замерзал я на льду,

Но если ты скажешь мне снова, –

Я снова всё это пройду. (М. Исаковский).

Эпос как литературный род.

Эпос- род литературы, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос в отличие от лирики и драмы беспристрастен и объективен в момент

Роман и эпопея.

Роман – большая форма эпического жанра литературы, Наиболее общие черты: изображение человека в сложных формах жизненного процесса, многолинейность сюжета, охватывающего судьбы ряда действующих лиц, многоголосие, преимущественно прозаический жанр. Первоначально, в средневековой Европе, термин означал повествовательную литературу на романских языках (лат.), ретроспективно так назвали и некоторые произведения античной лит-ры.

В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сменявших друг друга.

РОМАН (франц. roman), литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман — эпос нового времени; в отличие от народного эпоса, где индивид и народная душа нераздельны, в романе жизнь личности и общественная жизнь предстают как относительно самостоятельные; но «частная», внутренняя жизнь индивида раскрывается в нем «эпопейно», т. е. с выявлением ее общезначимого и общественного смысла. Типичная романная ситуация — столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного) с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер взаимоотношений человека и общества постоянно меняется, постольку его форма по существу является «открытой»: основная ситуация всякий раз наполняется конкретно-историческим содержанием и находит воплощение в различных жанровых модификациях. Исторически первой формой считают плутовской роман. В 18 в. развиваются две основные разновидности: социально-бытовой роман (Г. Филдинг, Т. Смоллетт) и психологический роман (С. Ричардсон, Ж. Ж. Руссо, Л. Стерн, И. В. Гете). Романтики создают исторический роман (В. Скотт). В 1830-е гг. начинается классическая эпоха социально-психологического романа критического реализма 19 в. (Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).

Эпопея один из самых древнейших эпических жанров. Появилась эпопея в Греции. С греческого эпопея переводится как творю, либо сотворённый. Греческие эпопеи, как и большая часть греческой литературы, были основаны на древней греческой мифологии. Самыми выдающимися эпопеями из греческой литературы можно назвать «Одиссею» и «Элладу» Гомера. События обоих этих произведений столь тесно переплетены с мифами ( а многие происходящие в них события просто являются продолжением), что сюжет сложен и запутан. Вообще, благодаря тематике греческих эпопей, в литературоведении принято считать, что тематика эпопеи должна быть:

• В основу положено празднование некого события

• Военные, завоевательные походы

• Интересы народа, нации (имеется в виду, что эпопея не может не захватывать проблем и вопросов, которые не интересуют основную массу народа населения).

Отчасти, это так из-за того, что, несмотря на наличие в Греции рабства, этот общественный строй был преодолен греками и общими усилиями, они пришли, к феодальной демократии. Основным смыслом греческих эпопей было то, что мнение народа (большинства) всегда побеждает над мнением меньшинства. Таким образом, посудите сами, что чего в греческой прозе не было, так это индивидуализма. Может, вы помните оживлённый диалог Тристана и самого Одиссея? Тристан вроде бы прав, но он находится в меньшинстве, и поэтому побеждает Одиссей.

Традиционно, эпопея писалась в стихах, однако, современные стилизации под эпопеи, всё чаще и чаще можно встретить в прозе. В эпоху классицизма эпопея вновь обретает популярность, возьмём, к примеру, Вергилия и его «Энеиду». Для славян, это произведение особенно примечательно, так именно на их землях ходило множество пародий на сей классицистический эпос.

Лироэпические произведения.

Лиро-эпический род литературы — художественные произведения в стихотворной форме, в которых сочетаются эпическое и лирическое изображения жизни.
В произведениях лиро-эпического рода жизнь отражена, с одной стороны, в стихотворном повествовании о поступках и переживаниях человека или людей, о событиях, в которых они принимают участие; с другой стороны, — в переживаниях поэта-повествователя, вызванных картинами жизни, поведением действующих лиц в его стихотворном рассказе. Эти переживания поэта-повествователя обычно выражены в произведениях лиро-эпического рода в так называемых лирических отступлениях, иногда непосредственно не связанных с ходом событий в произведении; лирические отступления — один из видов авторской речи.
Таковы, например, известные лирические отступления в стихотворном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в его поэмах; таковы в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» главы «От автора», «О себе» и лирические отступления в других главах поэмы.
ЛИРОЭПИЧЕСКИЕ ВИДЫ (ЖАНРЫ): поэма, баллада.
ПОЭМА (с греч. poieio – «делаю, творю») – крупное стихотворное произведение с повество-вательным или лирическим сюжетом обычно на историческую или легендарную тему (Мцыри, Демон;).
БАЛЛАДА – сюжетная песня драматического содержания, рассказ в стихах (Шиллер, Гете, Жуковский, Лермонтов).
+ роман в стихах (Евгений Онегин)
+эпическая поэма (Мертвые души)

Литературная критика.

Литературная критика- (Суждение, искусство разбираться, судить)- одна из составных частей литературоведения. Тесно связана с историей и теорией литературы, занятыми преимущественно определением природы словесного творчества, установлением основных закономерностей эстетического освоения действительности, анализом классического литературного наследия. Литературная критика оценивает главным образом современное литературное развитие, истолковывает художественные произведения с точки зрения современности.

Определяя идейно-эстетическое качество текущей книжной и журнальной литературно-художественной продукции, литературная критика исходит, прежде всего, из задач, стоящих перед обществом на данном этапе его развития.

Произведение искусства, которое не расширяет духовного кругозора читателя, не доставляет человеку эстетического удовольствия, т. е. эмоционально бедно и в силу этого не воздействует на эстетическое чувство,- такое произведение не может быть признано подлинно художественным.

Своими корнями история литературной критики уходит в далекое прошлое: критические суждения о литературе родились одновременно с появлением художественных произведений. Первые читатели из числа думающих, умудренных жизненным опытом и наделенных эстетическим чутьем и были, в сущности, первыми литературными критиками. Уже в эпоху античности литературная критика формируется как относительно самостоятельная отрасль творчества.

Критика указывает писателю достоинства и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе литературного развития.

В современной литературной критике культивируются различные жанры — статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, полемическая реплика, библиографическая заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен соединять в себе политика, социолога, психолога с историком литературы и эстетиком. При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного, хотя вовсе не идентичный с ними.

Вспомогательные отрасли литературоведения. Взаимосвязь между ними.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

1. Библиография – вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету, заним. Выявление, регистрацией, описанием лит. По опред. Предмету.

2. Текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии, исследует историю написание и печати лит. произвед. с цель определения аутентичного (подлинного) текста.

3. Источниковедениезанимается выявлением, систематизацией и публикацией литературных источников: отдельных проиведений, материалов, связ. с жизнью и творч.пис.

4. Палеография дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания

5. Лит. Библиотековедение – наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги. Изучает научные принципы сбора, систематизации, сохр. И пропаганды печатных произвед ( также аудио и видео). Возникли в глубокой древности( Китай, Индия), на террит славян самая древняя на Украине, основ. Я. Мудрым в Киеве в Соф. Соборе, на Бел .- библ. Симеона Полоцкого (11в.)

6. Лит. Музееведениеразрабатывает теории и методику комплектования, сохранения и пропаганды музейных материалов

7. Лит. Краеведение-находки материалов про связь литераторов с опред. местностью, использование ими в своем творчестве фольклора, пословиц, событий интересно для литведа.

8. Архивоведение –отрасль знаний, которая изучает научно-методические принципы сбора, обработки, сохранения и использования рукописных и документальных материалов.

9. Эвристика - совок.разного рода литведческих разысканий, как правило, частного характера:установления авторства, адресата письма, даты;раскрытие и объяснение лит.мистификации

10. Биографистиказаним. созданием как можно более полных, научно точных и обоснованных биографий деятелей литературы и искусства. Они могут разными по объему и жанру, стилю, они рассчитаны, как на массового читателя, так и на узкий круг специалистов.

И др.(Симеотика, компаративистика-сравнительное литературоведение, то есть, изучение литературных аналогий (стилей, сюжетов и т. п.) и связей разных национальных литератур.,историография- совок-ть историч. исслед. по одному предмету)

4. Текстология и библиография

Текстология – изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии, исследует историю написание и печати лит. произвед. с цель определения аутентичного (подлинного) текста. Аутентичным счит-ся текст авторской беловой рукописи, если ее нет – последнего прижизненного издания произведения. Одной из разновидностей текстологии является палеография – изучение и описание древних текстов.

Практич. цель- подготовка к изданию сборника произведений писателя.

Сборники делятся на академические ( самые авторитетные – все произвед. писателя по точно выверенных первоисточн.и источн., в конце размещ., все публикации- художест., письма, дневники) , полные ( наиб. авторит. до выпуска академ.), обычные .

Заним-ся проблемами установления даты, комментирования( напис. исслед. аппарата), атрибуции( авторства).

Библиография- вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету, заним. Выявление, регистрацией, описанием лит. По опред. Предмету. Ч нее начинается любое научое исследование.

Большое значение имеет издание библиографических указателей, пособий, библиографических словарей. Созд. Биобиблиографический справочники, в которых информация о произведениях соед. с биографич. сведениями об авторе

Компротивистика-сравнительное литвед, все формы внутрилит. и межлит. связей

5. Общее и разное в художественной и научной формах познания

Существует два типа познания действительности: научное и художественное.

Научное– достоверная картина, объективное

Наши рекомендации