Методические рекомендации. Правильное дыхание является основой звучащей речи

Введение

Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечива­ет нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длитель­ности воздушной струи зависит правильность произношения многих зву­ков, плавность речевого потока. Недостаточная дифференциация ротового и носового дыхания может привести к нечеткому произнесению звуков, их смешению. Работая над коррекцией звукопроизношения, логопед должен обращать внимание ребенка на участие воздушной струи в звукообразова­нии и правильное речевое дыхание.

Примечание: Для формирования правильного речевого выдоха у детей и коррекции нарушений звукопроизношения необходимо знать особенности участия воздушной струи при образовании разных звуков. Например, при образовании носовых звуков мягкое небо должно быть опущено, а воздух — проходить через носовую полость. При поднятом мягком небе воздушная струя попадает только в ротовую полость и в ре­зультате этого носовые звуки произносятся искаженно. При образовании свистящих и шипящих звуков воздушная струя в ротовой полости должна проходить длительно и плавно по средней линии широкого языка. Растекание воздуха по всему языку, утеч­ка вбок искажает произнесение звуков. При образовании согласных взрывных звуков требуется сильный мгновенный ротовой выдох. Слабый выдох не позволяет образовать эти звуки четко и правильно. Для произнесения сонорных звуков наряду с выработкой подвижности кончика языка необходима достаточно сильная воздушная струя.

У детей, имеющих нецеленаправленный и слабый ротовой выдох, часто наблюдаются нарушение темпо-ритмической организации речи и различ­ные нарушения звукопроизношения, поэтому с ними нужно обязательно проводить дыхательные упражнения. В зависимости от вида нарушения ло­гопед подбирает специальные упражнения для формирования силы и дли­тельности выдоха, проводит работу по формированию целенаправленного выдоха. Данное пособие поможет логопеду разнообразить этот вид коррек- ционной работы.

Методические рекомендации

Предложенное автором пособие предназначено для развития плавного це­ленаправленного ротового выдоха у детей. Его можно использовать на индиви­дуальных и подгрупповых логопедических занятиях по формированию звуко­произношения на этапе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. В пособие входит десять игровых полей и различные отлетные подвиж­ные детали к каждому полю. Детали нужно аккуратно вырезать по контуру и, следуя указаниям, прикрепить на соответствующие игровые поля. Большая часть деталей соединяется с полем при помощи длинных нитей. Место крепления нити к полю обозначено символом X. На один конец нити приклеивают отлетную деталь, а другой конец нити протягивают с помощью иголки через отметку и закрепляют с обратной стороны игрового поля. Некоторые детали (крышки сундуков, створка ракушки, половинки листьев кувшинок) имеют специальные клапаны, за которые они и приклеиваются к полю.

Начиная работу по пособию, логопед выбирает игровое поле и просит ре­бенка подуть на предмет, прикреплённый к полю за специальный клапан, или сдуть предмет, если он зафиксирован на нитке: «Подуй на лист кув­шинки так, как дует ветерок, и ты увидишь, кто прячется в воде», «Подуй на стрекозу, как ветерок, и она взлетит» (игровое поле № 6). В дальнейшем задания усложняются: например, нужно подуть на предмет так, чтобы он переместился как можно дальше.

Овладеть выдохом, точным по силе и направлению, — наиболее сложная для ребенка задача. На ее решение направлены следующие задания: «Подуй на картинку так, чтобы она не вылетела за границы игрового поля», «Дунь на Колобка так, чтобы он докатился сначала до Зайца, а затем — до Волка» (игровое поле № 9).

Ребенок должен длительно и плавно дуть на широко распластанный передний край языка, лежащего нижней губе, не надувая щеки и не под­нимая плечи. Если упражнения проводятся с целью воспитания плавного длительного выдоха, достаточно дуть, слегка вытянув губы вперед. При этом язык спокойно лежит в ротовой полости. Малышам дается установка на вдох через нос, выдох через рот. Логопед обращает внимание ребенка на то, что выдох должен быть ротовым, а не носовым, и что воздушная струя должна быть холодной. Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом до­статочно глубоко; выдыхать — длительно и плавно. За выполнением этого условия сначала следит логопед, а затем дети контролируют себя самостоя­тельно.

Упражнения по развитию речевого выдоха проводятся ежедневно. Длительность проведения дыхательных упражнений постепенно увеличи­вают с одной-двух минут до пяти-семи. Температура, влажность и запы­ленность воздуха влияют как на частоту и глубину дыхательных движе­ний, так и на общее состояние ребенка, поэтому упражнения дыхательной гимнастики проводятся в хорошо проветриваемом помещении. На первых занятиях дети выполняют дыхательные упражнения под руководством ло­гопеда, затем, по мере овладения правильного ротового выдоха, — самосто­ятельно.

Наши рекомендации