Знание речевых норм и соблюдение принципа коммуникативной целесообразности является основой культуры речи человека.

Межэтнические коммуникации

Межэтническая коммуникация - обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах (в широком смысле - взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни — политике, искусстве, науке и т.д., а в узком - межличностные отношения людей разной этнической принадлежности - трудовой, семейно-бытовой и различных неформальных видах взаимоотношений).

Проблема межэтнических коммуникаций (взаимодействия культур) в качестве самостоятельного направления этнологических исследований сложилась еще в XIX столетии, но в 60—70-е годы XX века она стала особенно актуальнойв связи с исследованиями в области массовых коммуникаций и массовой культуры.

В отечественной этнологии принято выделять две основные разновидности этно-коммуникационных процессов: этно-трансформационные (процессы, в результате которых происходит изменение этнического сознания) и этно-эволюционные(процессы, которые обусловливают значительные изменения отдельных характеристик этноса, но не ведут к перемене этнического самосознания).

Концепция этногенеза Гумилева: пассионарии, создающие новый этнос, тянутся друг к другу потому, что их собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой, пассионарии «заражают» своими идеями нормальных людей и ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общий стереотип поведения. Если этносы будут достаточно доброжелательны друг к другу, почувствуют то, что Гумилев называет комплиментарностью — неосознанным чувством расположения. Если нет — контакт будет невозможен или очень затруднен, люди ощутят «чужого».

Существует четыре варианта контактов:

1) прибавление — этнос, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения (так, воздействие индейской Америки дало Европе целый ряд культурных растений и навыков);

2) усложнение — качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры (таково влияние китайской культуры на японскую, в результате чего японскую можно считать дочерней);

3) убавление — потеря собственных навыков в результате столкновения с более развитой культурой (потеря айнами навыков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции);

4) обеднение (эрозия) — деструкция культуры (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века) [12].

В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (транскультурация, геноцид, сегрегация).

Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее оказывается знакомство с другой культурой. Здесь обычно действует селективный механизм, отбирающий только полезное и определяющий глубину проникновения одной культуры в другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию.

Статус этноса в межэтнических коммуникациях и тип его взаимоотношений с другими этносами определяются целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются численность этноса, его миграционная подвижность и наличие у него необходимых ресурсов для воспроизводства и развития своего языка и культуры. В зависимости от сочетания этих факторов в этнологии все этнические общности принято делить на коренные народы (аборигенные народы), титульные народы (этносы, которые имеют свои государственные образования, носящие их имя), этнические меньшинства (отдельную этническую общность, проживающую на территории инонационального государства и сохраняющую свою этническую самобытность и специфические традиционные черты культуры, осознающую свои отличия и причисляющую себя к самостоятельной этнической группе).

Сохранение этнических культур не предполагает их неизменности. Наоборот, сохраниться могут только те этнические культуры, которые успешно адаптируются к условиям глобализации. Но социальная общность, поддерживающая стабильность культуры - это этнос. При этом главная роль в деле сохранения, развития и передачи из поколения в поколение этнической культуры принадлежит национальной интеллигенции.

Наши рекомендации