Характеристика дидактических принципов: сознательности и активности в обучении, прочности знаний, связи теории с практикой
Дидактические принципы – положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса. В принципах заключены нормативные основы обучения для конкретного этапа развития образования.Система классических принципов включает в себя следующие принципы:Принцип сознательности и активности. Принцип системности. Принцип наглядности. Принцип доступности.Принцип научности и т.д. Основная сущность дидактических принципов.Основным дидактическим принципом является принцип сознательности и активности. В его основе лежат закономерные положения о том, что знания могут быть приобретены только при сознательном и активном познании. Глубокое понятие цели, задач учебной деятельности.Правила, обеспечивающие исполнение этого принципа:Обеспечение понимания смысла каждого слова.Использование возможностей взаимообучения.Увязывание с помощью логики известного и неизвестного.Нахождение и различие главного и второстепенного в материале.Изучение и использование интересов учащихся.Развитие творческого мышления. В основе принципа наглядности обучения лежат следующие закономерности: органы чувств обладают разной чувствительностью их к внешним воздействиям.
Этапы педагогического процесса.
Педагогический процесс часто идёт по одной схеме. Это объясняется:Ограниченностьюсредств.Восприимчивостьючеловека.Невозможностью решить все проблемы сразу.Этапы - последовательности развития процесса. Главные этапы:Подготовительный.Основной.Заключительный. На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи 1)целеполагание;2) диагностика условий;3) прогнозирование достижений;4) проектирование и планирование развития процесса. Основной этап — осуществление педагогического процесса – можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:1) постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;2) взаимодействие педагогов и учеников;3) использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;4) создание благоприятных условий;5) осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников;6) обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок.Педагогический процесс нуждается в мониторинге (постоянном наблюдении для коррекции). Непрерывное наблюдение за развитием и продуктивностью педагогического процесса осуществляется по специальными параметрам и на основе принятых критериев. Уровни исследования:Государственный.Региональный.Школьный.ВУЗовский.
Содержание образования в современной школе. Важнейшие субъективные и объективные факторы, влияющие на его разработку.
Еще в XIX в., например, в большинстве стран мира школьное образование ограничивалось лишь изучением основ счета, письма и чтения. Но с развитием технических основ производства, науки и духовной жизни общества требования к содержанию школьного образования возрастали. Под влиянием этого стал расширяться объем и повышаться теоретический уровень естественно-математических знаний, усваиваемых в школе, более основательно изучаться предметы гуманитарного цикла – язык, литература, история и др. В связи с развитием производства уровень требований к общенаучной, технической и профессиональной подготовке молодежи постепенно повышался, и в настоящее время почти во всех странах мира не прекращаются поиски путей совершенствования содержания школьного образования, его модернизации.
К объективным социальным факторам, влияющим на содержание школьного образования, относятся также изменения в развитии науки и техники, которые сопровождаются разработкой новых теоретических идей и коренными технологическими усовершенствованиями, примером чему является происходящая в настоящее время научно-техническая революция (НТР). Таких изменений в школьном образовании потребовали также развитие молекулярной биологии и генетики, разработка теории реактивного движения, расщепление атомного ядра, получение и использование новых химических веществ, широкое внедрение во всех сферах производства вычислительной техники и микроэлектроники.Однако на содержание школьного образования большое влияние оказывает и фактор субъективный, в частности, политика и идеология общества. Так, например, не далее, как в середине XIX в. некоторые государственные деятели России пытались доказывать, что простому народу («кухаркиным детям») образование не только не приносит пользы, но даже вредит, ибо порождает «брожение умов» и вызывает возмущение существующим строем.
Не меньшее значение при определении содержания школьного образования имеет и такой субъективный фактор, как методологические позиции ученых. В качестве основы различных позиций и взглядов по вопросам содержания образования выступает то, как тот или иной ученый трактует вопрос об умственном развитии школьников под влиянием учебной работы. В этой связи рассмотрим наиболее известные теории образования, которые разрабатывались в педагогике в прошлом и оказали заметное влияние на содержание школьного образования.
28.Основные документы, планирующие содержание образования в современной школе. Понятие о стандартах образования.
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).
В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.Стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.Стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.
Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.
Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.Содержание учебного процесса регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации. Учебный план – это сертификат учебного заведения. Определяющий продолжительность учебного года, длительностей четвертей и каникул и т. д. Он разрабатывается с учётом закономерностей учебно-воспитательного процесса, санитарно-гигиенических и организационных требований, сложившихся традиций. На основе учебного плана составляется учебная программа. Сюда входит: объяснительная записка о целях изучения данного предмета, основные требования к знаниям и умениям учащегося, тематическое содержание изучаемого материала, перечень учебного оборудования и наглядных пособий, рекомендуемая литература.